19 февраля 2025
USD 91.34 -0.09 EUR 95.67 -0.14
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Пророк. История Александра Пушкина": солнце русской поэзии – рэп-звезда
кинофильмы Культура Пушкин

"Пророк. История Александра Пушкина": солнце русской поэзии – рэп-звезда

Ко Дню памяти Пушкина и одновременно к 14 Февраля в прокат выпустили хулиганский байопик авторства молодого режиссера Феликса Умарова и сценаристов Василия Зоркого и Андрея Курганова. В роли Пушкина – номинант на «Оскар» и «наше все» в мире российского кино прямо сейчас Юра Борисов. «Пророк. История Александра Пушкина» с некоторыми оговорками напоминает «Мастера и Маргариту» Михаила Локшина. То есть это изобретательное, масштабное, смелое высказывание о творце и толпе, о любви и о власти. А еще – фильм, в котором тот, кто превратился в миф, вновь становится похож на человека из плоти и крови.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

©"Централ Партнершип"

С первых же минут картина Феликса Умарова сшибает зрителя с ног и сбивает дыхание. Юный Пушкин (Кай Гетц) лицейской поры сразу проявляет свой бунтарский характер, направленный против любых форм подавления личности, бойко зачитывая рэп. «Пророк» оказывается мюзиклом, где рэп-номера перемежаются вокальными. Поют в картине, например, графиня Елизавета Воронцова (Анна Чиповская), замужняя дама, с которой Пушкин закрутил роман в южной ссылке, Наталья Гончарова (ее играет Алена Долголенко, а вот поет за нее Надежда Грицкевич), и – немного – даже цензор Пушкина Бенкендорф (вечный антигерой Сергей Гилёв).

Берлинале-2025: Снежная королева, джаз и дочь Мишеля Гондри

Однако в рэп-номерах гораздо больше энергии и жизни, чем в вокальных, менее органично вписывающихся в фильм. Авторы, кстати, не скрывают, что нашли вдохновение в популярном мюзикле «Гамильтон», в котором далекие исторические события тоже подавались с помощью музыки, популярной сегодня.

Оживить знакомые всем со школьной скамьи вехи биографии Пушкина авторы картины решили и с помощью оммажей фильмам, которые раньше сложно было себе представить в контексте России XIX века. Полина Кутепова в образе гадалки Кирхгоф, чьи предсказания оказались судьбоносными для поэта – вылитая Сивилла Трелони из фильмов о Гарри Поттере. Бал у княгини Голицыной (Светлана Ходченкова) заставляет вспомнить и «Мулен Руж», и «Вавилон» Дэмьена Шазелла, и даже недавний «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы. Не так мы себе представляли вечеринки в России XIX века.

Пушкин и Наталья Гончарова, проводящие счастливые часы на лоне природы, напоминают чуть ли не обитателей идиллического Шира из «Властелина колец». Все эти находки действительно позволяют увидеть Пушкина не как героя с пыльных книжных полок, а как человека, близкого и понятного нынешнему зрителю, пусть в этих конкретных эпизодах и через киноотсылки. Финальная сцена окончательно укрепляет ассоциации с голливудскими блокбастерами. Когда на поклон к Жуковскому приходит юный Лермонтов, это ли не обещание не менее трагического сиквела?

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

Кадр из фильма "Пророк. История Александра Пушкина"

"Централ Партнершип"

Сочетание стихов Пушкина с написанными сегодня текстом и битом (трек «Предложение Бенкендорфа») подчеркивает, как до сих пор современно звучат его строки. Вспоминаешь и о том, как новаторски они воспринимались при жизни Пушкина: легкость его стиха значительно отличалась от более тяжеловесной строки его учителей Державина и даже Жуковского (Илья Любимов). Пушкина в каком-то смысле считают создателем современного русского литературного языка, без которого бы не было того же сегодняшнего рэпа.

"Сандэнс"-2025: трудности отцовства и мужские страхи

Прогрессивность Пушкина в фильме показана и через его необычные способы продвижения себя как автора. Эксцентричное поведение, будь то громкий роман с женой начальника, пьяные загулы или эксперименты с экзотической одеждой, создало Пушкину репутацию рок-звезды своего времени. Его произведения покупали не только благодаря их слогу, но и за счет пресловутого личного бренда. Кстати, в фильме идею продвигать себя таким образом ему подает графиня Воронцова: мол, и Байрона все хотят читать не только из-за того, как он пишет, но и благодаря тому, как он подает себя в обществе. Эта находка позволила Пушкину, в отличие от всех его предшественников и современников, начать обеспечивать себя с помощью литературного творчества.

Однако народная любовь непостоянна, особенно когда кто-то плетет интриги и пытается опорочить твою репутацию. Авторы фильма не стали давать четкого ответа на дискуссионный вопрос о том, кто писал Пушкину анонимные оскорбления, намекающие на то, что он рогоносец. Но, пожалуй, именно его неспособность в конечном итоге вытерпеть эти оскорбления (конечно, объяснимая в том числе правилами того времени, но и уязвленной гордостью), его сильная суеверность и упертость и делают его образ в фильме близким и понятным. Мы видим не просто звезду и гения, а живого человека со своими слабостями и несовершенствами. Разумеется, это лишь фантазия о Пушкине, но фантазия убедительная.

"Сандэнс"-2025: женские травмы и победы

Что же до несовершенств фильма, то к ним можно отнести не доведенную до логического финала линию противостояния поэта и власти, свободы и цензуры. В первой половине картины именно эти темы были центральными, звучали в песнях, занимали мысли героя. Но почти вся вторая половина посвящена отношениям с Натальей. А когда на экране появляется Николай I (Евгений Шварц), то он оказывается обаятельным статным красавцем, способным вызвать симпатию. Музыкальный номер, в котором Александр и Николай играют в теннис и находят общий язык – один из лучших в фильме. Когда Пушкин едет на дуэль, Николай и Бенкендорф пытаются успеть его спасти, а после его смерти горюют.

У Пушкина и Николая действительно были неоднозначные отношения, но в картине они выглядят уж слишком сбалансированными. Например, вроде как и унизил царь поэта, сделав его камер-юнкером и вынудив остаться в Санкт-Петербурге, – ну так и Пушкин его задел, сказав о том, что девушки предпочитают императорам поэтов. А так-то вроде оба славные малые, да и вообще: у каждого свои недостатки.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".

erid: 2W5zFGi3aAL