19 марта 2025
USD 81.5 -2.8 EUR 87.57 -3.27
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Сандэнс"-2025: женские травмы и победы
кинофестиваль кинофильмы Культура

"Сандэнс"-2025: женские травмы и победы

В американском штате Юта на днях завершился фестиваль независимого кино «Сандэнс». Рассказываем о заметных премьерах смотра как из числа тех, что были отмечены жюри, так и тех, что остались без наград или были показаны вне конкурса. В первой части заметок с фестиваля – истории, в центре которых женщины.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Атропия"

©Sundance Institute
Содержание:

«Атропия»: тревожная и забавная сатира, победившая на фестивале

Сатирическое драмеди «Атропия» жюри посчитало лучшим фильмом главного конкурса «Сандэнса» под названием «Американская драма». Решение оказалось неоднозначным: на агрегаторе rottentomatoes.com у картины один из самых низких рейтингов критиков, если сравнивать с другими фильмами «Сандэнса»-2025. Среди минусов режиссерского дебюта актрисы Хейли Гейтс, которую зрители могли видеть в третьем сезоне «Твин Пикс» и недавних «Претендентах», называют некоторую смысловую непроясненность. «Атропию» и правда сложно назвать лучшей картиной конкурса, но ее определенно нескучно смотреть благодаря необычному сеттингу и нестандартной главной героине в исполнении Алии Шокат («Задержка в развитии»).

Премьеры конца января: старушки с ядовитыми грибами, зимний Тбилиси, два дирижера, Модильяни и слово пацана по-французски

Шокат изображает актрису, которая обитает внутри круглосуточной симуляции жизни (вроде скандального проекта «Дау»). В Калифорнии существует место, имитирующее «вражеский» город, куда американских солдат отправляют, чтобы они обрели близкий к реальному опыт, перед тем как полететь воевать в другую страну. Это, как ни удивительно, – реальный факт, который художественным образом пытается осмыслить Хейли Гейтс. Причем, как можно узнать из финального титра картины, таких городов и сейчас множество и в настоящий момент актеры говорят там в основном на русском: в зависимости от политической ситуации эти пространства меняют свой облик.

Действие же «Атропии» развивается в 2006 году, и город, где обитает героиня Алии Шокат, как бы иракский. Девушка играет роль иракской специалистки по химическому оружию, но мечтает получить работу в Голливуде. Однажды она знакомится с новым персонажем – повстанцем по имени Абу Дайс (Каллум Тернер), которого изображает уже не раз побывавший в Ираке молодой военный, и влюбляется в него.

В «Атропии» происходит столько событий, а грань между реальностью и выдумкой настолько стирается, что понять мотивации героев становится нелегко. Однако очевидно, что Хейли Гейтс критикует и конкретный совместный проект военных и киношников, который никак не помогает новобранцам на войне, и саму политику США: военные признаются, что даже не понимают, что американская армия делает в Ираке.

«Прости, детка»: полюбившаяся критикам трагикомедия о травме

Оригинальное название – Sorry, Baby

Дебют «Сандэнса», мгновенно покоривший и критиков, и зрителей, и жюри, присудившее картине награду за лучший сценарий в секции американской драмы. Режиссером и сценаристом картины стала комедиантка Ева Виктор, смешно и метко шутившая о тревожности в веб-сериале Eva vs. Anxiety.

«Прости, детка» тоже совмещает в себе рефлексию на серьезную, отнюдь не веселую тему и юмор. Хотя главная героиня фильма в исполнении Виктор и пытается прожить свою травму, она не забывает дурачиться с лучшей подругой: в конце концов, это тоже один из способов самотерапии.

Кадр из фильма "Прости, детка"

Кадр из фильма "Прости, детка"

Sundance Institute

Агнес – молодой профессор литературы в университете, который она сама и закончила. Хотя на первый взгляд в ее жизни все хорошо, вскоре становится очевидно, что в стенах учебного заведения и на улицах городка, где живет и работает Агнес, обитают пугающие ее призраки. Несколько лет назад девушка пережила насилие со стороны своего научного руководителя, и с тех пор жизнь для нее словно застыла.

Фестиваль "Сандэнс-2025": женщина, ставшая креслом, и секта поп-звезды

Ева Виктор выстраивает хитрую композицию из переплетающихся временных пластов, но это на удивление не утомляет. Мы видим героиню до, сразу после и через несколько лет после страшного события, наблюдаем за ее внутренними изменениями. За тем, как она постепенно вновь обретает себя. Вынесенные в заглавие фильма слова Агнес адресует, кажется, и грудной дочери своей подруги, и самой себе. Прости, детка, в жизни случается всякое, никто не застрахован от жутких событий. Но я всегда готова тебя выслушать, принять и утешить.

Картина Евы Виктор обрела на фестивале дистрибьютора в лице одной из главных американских независимых студий A24, а также была названа лучшей по итогам опроса 176 критиков со всего мира, проводимого киноизданием IndieWire.

«Парусник и другие истории о Грин-Лейк»: ода месту, в котором хочется оказаться

Оригинальное название – Sunfish (and Other Stories on Green Lake)

Слово sunfish из заглавия фильма – название разновидности парусной лодки небольшого размера, на которой учится плавать героиня фильма еще одной сандэнсовской дебютантки Сьерры Фалконер. Картина-антология «Парусник и другие истории о Грин-Лейк» подобна сборнику атмосферных рассказов, объединенных местом действия. Это маленький городок на озере Грин-Лейк в штате Мичиган, где выросла сама постановщица и сценаристка Сьерра Фалконер. Ее любовь к родному краю разлита, подобно солнечным водам озера, по всему фильму.

И хотя, как справедливо замечает критик Дэвид Эрлих, в то время как старики хотят провести остаток жизни в этом городке, молодежь мечтает оттуда сбежать, едва ли найдется зритель, который не пожелал бы остаться там достаточно надолго. Чтобы подышать хвоей, полюбоваться живописными видами на озеро, поплавать на лодке, поваляться в гамаке, понаблюдать в бинокль за гагарами и, возможно, послушать простые, но глубокие истории местных жителей или гостей.

Кадр из фильма "Парусник и другие истории о Грин Лейк"

Кадр из фильма "Парусник и другие истории о Грин Лейк"

Sundance Institute

Среди них – девочка-подросток, от которой мать решила избавиться на время своего свадебного путешествия. Ссылка у бабушки и дедушки, обитающих на Грин-Лейк в полной гармонии с природой и друг с другом, поначалу кажется каторгой. В первую очередь потому, что мама совсем забывает о дочери и даже не берет трубку. Однако пьянящее чувство свободы, обретаемое благодаря новому опыту самостоятельного хождения под парусом, дарит опору (как бы странно это ни звучало, когда под тобой – вода).

Самые ожидаемые фильмы 2025 года: Супермен, Франкенштейн, Пушкин и Шекспир

Вторая история несколько выбивается своей драматической интонацией из общей тональности: она о мальчике, вынужденном выполнять требования матери, настаивающей на невероятных успехах в музыке. Конкуренция на прослушивании в детском лагере ведет к неврозу и селфхарму.

Героиня третьей истории как раз мечтает сбежать из Грин-Лейк, считая, что даже ее трехлетняя дочь уже переросла это место. Поэтому, услышав во время своей смены в баре о намерениях посетителя поймать некую огромную, возможно, фантастическую рыбу, она тут же соглашается стать его напарником в этой авантюре. Это же настоящее приключение!

Последняя и лучшая новелла посвящена двум юным сестрам, держащим в городке небольшую уютную гостиницу. Старшая собирается уехать в кулинарную школу, а младшая не представляет, как она переживет разлуку. Нежность, которую испытывает постановщица к Грин-Лейк, рифмуется с сестринской нежностью: не прослезиться будет трудно.

«Не умерли»: инди-зомби апокалипсис

Оригинальное название – Didn’t Die

У постановщицы Миры Менон, в отличие от остальных героинь этого текста, значительный киноопыт, в том числе сериальный (разброс шоу, над которыми она работала, – от «Мира Дикого Запада» до «Мисс Марвел»). Первые две ее полнометражные картины показывали на фестивалях «Трайбека» и, собственно, «Сандэнс». Третьей картиной Миры Менон, отобранной для самой хулиганской секции «Сандэнса» Midnight, стала зомби-фантазия «Не умерли».

Кстати, с темой зомби Менон уже сталкивалась в сериале «Ходячие мертвецы». Но по духу «Не умерли» близок скорее картинам Джима Джармуша, причем не только тем, что посвящены зомби и вампирам, но и ранним работам с их черно-белым изображением и настроением свободной джазовой импровизации.

«Не умерли» можно сравнить и с фильмами в болтливом жанре мамблкор. Герои в основном разговаривают и пытаются решить свои внутренние проблемы, а зомби – это уже дело десятое. По крайней мере, до поры до времени.

Кадр из фильма "Не умерли"

Кадр из фильма "Не умерли"

Sundance Institute

Винита (Киран Деол) ездит со своим братом по стране, записывая выпуски авторского подкаста о выживших в зомби-апокалипсисе людях. Финальным пунктом путешествия становится родной город героев, где обитает их старший брат с женой. Там на офлайн-встречу Виниты со слушателями заявляется ее бывший парень Винсент (Джордж Бэзил) с младенцем. Ребенка он нашел рядом с его родителями, покусанными зомби.

Совершив добрый поступок, гуляка и холостяк Винсент, однако, не готов взять на себя ответственность за него. В итоге ребенок остается в доме брата Виниты, подозревающего, что это принесет его семье много бед.

Мира Менон рисует трогательный портрет семьи индийского происхождения, члены которой искренне любят и заботятся друг о друге. В мире, полном внешних опасностей, это особенно ценно. Главная героиня Винита только поначалу кажется немного циничной, слишком насмешливой, по ходу действия показывая и свою другую – уязвимую, трепетную, – но оттого не менее сильную сторону.

«К востоку от стены»: новаторский вестерн про сильную женщину

Оригинальное название – East Of Wall

Дебют Кейт Бикрофт «К востоку от стены» попал в секцию экспериментального кино Next. Однажды кинематографистка случайно познакомилась со своей будущей героиней по имени Табета Зимига. Эта панковского вида женщина живет на ранчо в Южной Дакоте и занимается приручением, тренировкой и продажей лошадей. Вместе с ней на ранчо обитает с десяток подростков из бедных семей, родители которых не могут их обеспечить (кто-то из них попал в тюрьму, а кому-то просто нет дела до своих детей).

Кадр из фильма "К востоку от стены"

Кадр из фильма "К востоку от стены"

Sundance Institute

У Табеты, впрочем, тоже дела идут не очень: цена на ее лошадей на аукционах могла бы быть гораздо выше, если бы она сама выступала в привычной для нее роли наездницы. Однако после трагической смерти мужа Табета всегда остается за кулисами, уступив место своей дочери Поршии и другим подросткам с ранчо, которые еще и частенько выступают на родео.

"Плохая девочка": как CEO захотела стать кошечкой

Бикрофт создала в своей картине необычный микс из игрового и документального кино. Сам сюжет взят из жизни Табеты, большая часть героев изображает самих себя, однако какие-то детали и ходы были придуманы. Бикрофт, прожившая на ранчо со своими удивительными героями несколько лет, пригласила на съемки и звезд. Дженнифер Эль, когда-то изобразившая в сериале «Гордость и предубеждение» с Колином Фертом аристократку Элизабет Беннет, предстает в образе матери Табеты. Она гонит самогон и за словом в карман не лезет – неожиданное перевоплощение для актрисы. Скут Макнейри сыграл богатого техасского владельца ранчо, который делает Табете выгодное предложение купить ее землю и помочь с бизнесом.

«К востоку от стены» продолжает линию картин Хлои Чжао, чья карьера тоже в свое время началась на «Сандэнсе», а потом продолжилась «Оскаром» за лучший фильм года. И Чжао, и Бикрофт снимают своеобразные неовестерны, выдвигая в центр повествования не только cowboys, но и cowgirls и добавляя в жанр эстетику документальности. С одной стороны, рассказывают о социальных проблемах Запада США, а с другой, позволяют прочувствовать необычайную поэтичность полных простора пейзажей, ощутить свободу, которой они дышат.

И, конечно, обе постановщицы рисуют портреты сильных женщин в жестоком мире. Каждая из подруг Табеты и ее матери столкнулась с неадекватным поведением мужчин: в кого-то стреляли, у кого-то отняли ребенка. Главная героиня тоже пытается преодолеть травму, оставленную мужем, – и в конце концов у нее это получается.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".