"Рецепт любви": гастрономическая история чувств
Ко Дню всех влюбленных приурочили выход в прокат одной из самых необычных романтических картин последнего времени. «Рецепт любви» (в оригинале «Страсть Додена Буффана») рифмует любовь с кулинарией и искусством. Фильм вызвал у критиков большое количество восторгов на последнем Каннском фестивале. Жюри было с ними солидарно и отдало приз за режиссуру французскому постановщику вьетнамского происхождения Чан Ань Хунгу. Зрители могут знать его, например, по экранизации романа Харуки Мураками «Норвежский лес». Дебют режиссера «Аромат зеленой папайи» был премирован в Канне, а «Велорикшу» наградили «Золотым львом» в Венеции.
Основой новой картины Чан Ань Хунга стал роман 1924 года “La vie et la passion de Dodin Bouffant” («Жизнь и страсть Додена Буффана») Марселя Руффа, но постановщик говорит, что на самом деле он сделал приквел книги. Так, большое место в сюжете уделено возлюбленной главного героя в исполнении дивы мирового кино Жюльет Бинош. Говорят, актриса сама настояла на том, чтобы роль ее героини в фильме была во всех смыслах объемней. Посмотрев картину, сложно представить, что могло быть по-другому.
"Берлинале"-2024: "Звездные войны" во Франции и "Прачечные Магдалины" в Ирландии
Партнером Бинош на экране выступил Бенуа Мажимель (одну из своих самых известных ролей он сыграл в 2001 году в «Пианистке» Михаэля Ханеке, а сейчас его карьера переживает ренессанс). Двадцать лет назад Бинош и Мажимель были близки, у них есть общая дочь, и этот бэкграунд добавляет дополнительное измерение и глубину отношениям их персонажей в «Рецепте любви». Химия между ними на экране эталонная.
Мажимель, собственно, изобразил Додена Буффана – обитающего в замке в конце XIX века французского гурмана и кулинара. Впрочем, непосредственно готовкой в первую очередь занимается его гениальная кухарка Эжени (Бинош), которая идеально воплощает все его идеи. Герои состоят еще и в романтических отношениях, но Эжени дорожит своей свободой и каждый раз отвергает предложение руки и сердца Додена. Ведь в таком случае у нее всегда при желании есть возможность оставлять дверь своей спальни закрытой.
Также важной героиней становится соседская юная девочка Полин (Бонни Шанье-Равуар), у которой Доден и Эжени обнаруживают талант к кулинарии. Та, например, может вплоть до мельчайших деталей определить на вкус ингредиенты сложнейшего соуса. Полин мечтает стать ученицей Додена и Эжени, но вскоре произойдет событие, которое способно ей помешать. Собственно, если пытаться избежать спойлеров, то этим сюжет и ограничивается. Но сюжет в этом фильме не главное.
Описывать «Рецепт любви» словами, в общем-то, гиблое дело, потому что в кинотеатре происходит почти иммерсивное погружение в таинство приготовления пищи. Зрители получают мощный чувственный опыт, и неудивительно, что кулинария зарифмована с любовью, как груша реальная – с напоминающим грушу женским силуэтом в одной из сцен. Едва ли есть что-то более чувственное, чем еда и любовь. При этом ни единой по-настоящему откровенной сцены в картине нет – монтажная склейка каждый раз в последний момент закрывает перед нами дверь в комнату. А вот готовка показана со всем возможным сладострастием. Смотреть это кино, будучи хотя бы слегка голодным, категорически не стоит.
Первые минут двадцать мы наблюдаем за приготовлением ужина для друзей Додена, и, если в теории это может показаться скучным, в реальности от экрана не оторвать глаз. Неудивительно, что такое умение драматургически и ритмически выстраивать подобные сцены принесло Чан Ань Хунгу каннскую награду за режиссуру. Аналогичных эпизодов в картине будет еще множество, и каждый из них сделан искусно. За это стоит сказать спасибо, конечно, еще и оператору ленты Джонатану Рикебургу.
"Идеальные дни": как Вим Вендерс возвращает нам радость жизни
Всем известно, что французская кухня – одна из лучших в мире, и «Рецепт любви» демонстрирует это крайне наглядно. Приглашенный на обсуждение фильма после московской премьеры шеф-повар Роман Палкин рассказал, что все рецепты, о которых идет речь в картине, совершенно актуальны до сих пор: при просмотре фильма дома можно ставить на паузу и записывать. Это неудивительно, поскольку консультантом проекта выступил легендарный повар Пьер Ганьер, на счету которого 14 звезд Мишлен. И, разумеется, вся еда в кадре – настоящая, чего обычно не бывает на съемках. Чан Ань Хунг смеется, что после команды «Снято!» актеры продолжали есть и их приходилось умолять остановиться.
Конечно, людям, не слишком сведущим в кулинарии, будет довольно сложно разобраться во всех тонкостях, о которых идет речь в фильме. Запоминается сходу в первую очередь то, что полить на каком-то из этапов блюдо вином – обычно хорошая идея. Но так или иначе становится очевидно, что кулинария может быть таким же высоким искусством, таким же творчеством, как, например, музыка, литература или живопись.
С визуальной точки зрения фильм подобен какому-нибудь ожившему голландскому натюрморту XVII века. С великой музыкой же хороший ужин объединяет логика, гармоничность последовательности звуков и вкусов. Одно из созданных Доденом меню в картине сравнивают с сонатой с ее строгой и красивой формой. Точно так же справедливо сравнение и с поэзией, хотя Доден и переживает, что поэтом он будто бы не является.
Как и любое искусство, кулинарию можно наполнять разными смыслами и концепциями. Кульминационное блюдо в фильме – потофё – традиционно для французской кухни. Несмотря на то, что потофё, известное еще со времен раннего Средневековья, совсем не просто и не быстро готовить, его нельзя назвать чрезвычайно изысканным. Но именно в этом блюде сосредоточено множество смыслов, важных для французского человека: семейственность, объединяющие людей долгие приемы пищи, верность традициям, культура разговоров за едой и т. д.
Если вернуться к теме любви – а это все же не в последнюю очередь и картина о ней, – то можно вспомнить о языках любви. И для Додена, и для Эжени еда – именно такой язык, позволяющий выразить глубокую привязанность. Эпизод, в котором Доден готовит для героини ужин, оставляя ее наедине с каждым блюдом и лишь изредка прося разрешения понаблюдать за ее трапезой – совершенно удивительный и ни на что не похожий. Эротики в нем, пожалуй, больше, чем в любой откровенной сцене.
Чан Ань Хунг показывает в своей картине зрелую любовь двух людей, которые и спустя двадцать лет после начала отношений заинтересованы друг в друге. Их чувства во многом основаны на тонком понимании другого. Именно это понимание позволяет Эжени с точностью воплощать в жизнь кулинарные идеи Додена. Герой уверяет возлюбленную, что для него она в первую очередь кухарка, а не жена, и в глазах Эжени это наивысший комплимент: они равны как профессионалы и как люди.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".