"Супергерои": мелодрама о любви, подобной сверхспособности
Бэтмен улетел от нас и пока не обещал вернуться (но мелькнул тенью на пиратских показах). Доктор Стрэндж скрылся где-то в параллельной вселенной, которая, вполне возможно, на самом деле менее безумна, чем наша. Но рядом с нами остались миллионы супергероев. Более того: кто-то из нас, оказывается, принадлежит к этому племени. «Они живут вместе, парой. Вот они, настоящие супергерои» – так описывает редактору идею своего комикса художница Анна (Жасмин Тринка) из нового фильма Паоло Дженовезе «Супергерои». С точки зрения Анны, пары, прожившие вместе хотя бы десять лет, как она со своим возлюбленным, профессором физики Марко (Алессандро Борги), совершают нечто столь же невообразимое, как и персонажи комиксов, спасающие на постоянной основе мир от вселенского зла. Испытаний у них не меньше: скука, работа, молчание, ревность, дети, секс. Материала хватит на сотни выпусков. Редактор дает добро: комиксу быть.
"Отчаянные мстители": мрачная сказка для взрослых о борьбе фриков с нацизмом
Творческая Анна познакомилась с рациональным Марко случайно, спрятавшись от дождя под одной крышей с ним. Марко считает, что случайность превращается в судьбу, если делает нас в итоге счастливыми. Но несмотря на то, что Анна, кажется, счастлива, она боится будущего и избегает серьезных шагов, которые определят ее жизнь раз и навсегда. Чтобы перестать так сильно страшиться грядущего, она подрабатывает, рисуя портреты и добавляя им на изображении несколько десятков лет. Это не слишком помогает: героиня, у которой в прошлом были только интрижки на одну ночь, заведя первые в своей жизни отношения, стремится сохранить независимость и как можно скорее съехать от Марко. К детям Анна в ближайшее время, конечно, тоже не готова. Тем не менее судьба не позволяет героям надолго расставаться. «Главное в ядерной силе то, что она не уменьшается с расстоянием, а увеличивается. И чем дальше отдаляются частицы, тем сильнее притяжение» – рассказывает студентам на лекции физик Марко. И добавляет: «Это лишь теория, но если вы правда любите, не отдаляйтесь».
В одной из сцен Марко смотрит британскую «Реальную любовь» – возможно, лучшую романтическую комедию 2000-х. И даже повторяет легендарный танец героя Хью Гранта (только за это «Супергероев» можно полюбить раз и навсегда). Итальянец Паоло Дженовезе, конечно, ориентируется не на голливудскую традицию мелодрам с их легкостью и непременным хеппи-эндом – он работает в европейской парадигме. Как и «Реальная любовь», в которой есть и светлые, и печальные истории, «Супергерои» отнюдь не наполнены лишь розовыми грезами и оптимизмом. Опасность заключается даже не столько в подстерегающих пару соблазнах, сколько во времени, которое всегда ограничено. И как бы Марко ни пытался убедить студентов в том, что времени не существует, ему придется на собственном опыте узнать, что это не так.
Черная комедия, триллер и вестерн: новинки российского жанрового кино вышли в прокат
Отношение к человеческой натуре у Паоло Дженовезе как будто изменилось. В его хитовых «Идеальных незнакомцах», ставших основой для множества ремейков по всему миру, герои решали поиграть в игру, зачитывая вслух все сообщения и отвечая по громкой связи на все звонки своих мобильных телефонов. Выяснялось, что рыльце в пушку почти у каждого. Кто-то изменял жене аж с двумя женщинами, кто-то вел секс-переписку с незнакомцем, кто-то втайне от супруги ходил на психотерапию, чтобы сохранить брак, кто-то мечтал сплавить свекровь в дом престарелых.
Анна и Марко в «Супергероях» тоже не безгрешны, но все же гораздо более честны друг с другом. Их отношения очень нежны, и замечательным актерам Жасмин Тринка и Алессандро Борги почти одними лишь взглядами удается передать всю их теплоту. Главная проблема все же заключается в страхе Анны перед взрослой жизнью. В этом она похожа на героиню недавнего фильма Йоакима Триера «Худший человек на свете». Там, правда, речь идет о возрасте от двадцати до тридцати, а здесь, скорее, о промежутке от двадцати до сорока или около того (кстати, повествование мечется между прошлым и настоящим, запутывая зрителя). Что ж, взросление в современном мире и впрямь становится все более и более поздним и нередко происходит только при соприкосновении с дыханием смерти.
Да и насколько сегодня необходимо взросление в общепринятом смысле? Мысли о том, что следует выполнить социальные нормы (например, выйти замуж и родить детей), иногда мешают наслаждаться тем, что есть здесь и сейчас. А общественное давление порой подменяет собственные желания. Так, жена друга Марко сомневается, что родила ребенка потому, что хотела этого сама. По мнению Паоло Дженовезе, все крайне индивидуально, и к пониманию того, что нужно именно тебе, зачастую приходится идти очень долго.
Что, если ты совершишь ошибку? Рифмуется с этими размышлениями фантастическая притча «Вивариум» режиссера Лоркана Финнегана с визуальными отсылками к Рене Магритту, в которой словно сбывается худший кошмар Анны (фильм тоже недавно вышел в прокат в России). В нем молодая пара (Джесси Айзенберг и Имоджен Путс) собирается съехаться и приезжает в коттеджный поселок посмотреть дом. Странный менеджер внезапно пропадает, а герои не могут выбраться из пустого поселка, словно попав в лабиринт. На следующий день они находят коробку с младенцем и посланием: чтобы получить свободу, им нужно вырастить ребенка. Малыш растет буквально не по дням, а по часам, устраивает истерики, разговаривает зловещим голосом. Вот такое семейное счастье.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".