"Ворон": ненужный ремейк культовой картины
В российском прокате продолжает успешно идти фантастический боевик Руперта Сандерса «Ворон» с Биллом Скарсгардом и певицей FKA Twigs в главных ролях. Картина сделана по мотивам одноименного комикса Джеймса О’Барра. Ставшая культовой первая экранизация комикса вышла 30 лет назад и вписала в историю имя Брэндона Ли, который погиб от пули в результате несчастного случая на съемках. Режиссер готического фильма 1994 года Алекс Пройас считает, что «Ворон» должен был остаться памятником Брэндону Ли, но создатели версии 2024 года решили, что этой вселенной не помешает обновление. После просмотра нового «Ворона» не покидает ощущение, что Пройас все-таки был прав.
Фильм знакомит нас с Эриком (Билл Скарсгард), который еще в детстве познал горечь потерь и трагедий: любимая лошадь погибла в мучениях, а мать мальчика, судя по всему, не выбиралась из наркотических загулов. Впрочем, весь бэкграунд героя дан впроброс и не имеет никакого значения: ну, детские травмы. Во взрослом возрасте нас тоже не то чтобы близко знакомят с персонажем. Известно только, что он оказывается в рехабе, где ходит в симпатичном розовом костюме (как и все его «коллеги») и отчего-то никому не нравится.
Туда же попадает и Шелли (FKA Twigs), пианистка из богатой семьи, которая оказалась в дурной компании. Ее подруга пропадает после того, как всплывает некое компрометирующее видео, но Шелли не успевает разобраться, в чем дело, потому что ее ловят с запрещенными веществами. Дерзкая девушка сразу же выделяет среди постояльцев реабилитационной клиники двухметрового татуированного красавца Эрика, и вскоре они сбегают в большой мир, где их тут же охватывает страстная любовь.
Однако рай продлится недолго: прошлое настигает Шелли, и их с возлюбленным жестоко убивают. Но Эрику предоставляется шанс отомстить: он попадает в некое подобие чистилища, где таинственный незнакомец рассказывает ему о возможности вернуться на Землю и уничтожить всех негодяев, погубивших их с Шелли. Таким образом он может воскресить возлюбленную. Герой делает себе устрашающий грим и вступает на тропу войны, почти для него безопасной: все раны заживают на нем в мгновение ока.
Удивительно, но «Ворон» 30-летней давности и сегодня смотрится свежо и индивидуально. А вот новая версия этой истории лишена оригинальности, напоминает сразу всё на свете и оттого кажется устаревшей и попросту ненужной. Все в ней словно пластмассовое, безжизненное: и пейзажи, и персонажи, и компьютерный ворон, быстро надоедающий своими длинными пролетами в кадре. Едва ли многие будут по-настоящему сильно сопереживать главным героям, едва ли многим они вообще понравятся, потому что прописаны они максимально пунктирно.
Впрочем, в «Вороне» Алекса Пройаса мы тоже крайне мало узнаем об Эрике Дрейвене (в фамилии которого очевидным образом скрыто слово «ворон» – «raven»). Однако даже короткое взаимодействие Эрика с второстепенными персонажами, а также обаяние и актерская игра Брэндона Ли помогли создать незабываемый образ. Его Эрик может быть не только любящим или жестоким, но и ироничным, смешным, заботливым по отношению к девочке, которую опекает, по-хорошему моралистичным (он успевает наставить парочку человек на путь истинный). К сожалению, замечательному обычно Биллу Скарсгарду удается в фильме поразить разве что своей выдающейся фигурой.
"Идеальный лжец": зажигательная сатира о пандемии вековой давности
История любви, данная в старом фильме импрессионистическими мазками, в новой картине не выглядит убедительной, даже несмотря на то, что главной героине выделили гораздо больше экранного времени. Перед нами будто поверхностная гламурная картинка из глянцевого журнала. Кстати, если говорить о визуале, то лента 94 года была более стильной, да и в ощущении рукотворности спецэффектов очарования больше, чем в стандартизированном изображении нового «Ворона».
Линия с главным злодеем (Дэнни Хьюстон) тоже совершенно не впечатляет, и то, что теперь он имеет мистическое происхождение, ничего не добавляет сюжету – скорее его перегружает. Зато по-настоящему здорово придумана центральная экшн-сцена картины Руберта Сандерса, действие которой разворачивается в опере. Расправа над противниками Эрика не только смонтирована параллельно спектаклю на сцене, но и, что самое важное, ритмически рифмуется со звуками оперы.
А уж изобретательности Эрика Дрейвена в способах убивать позавидовал бы сам Джон Уик. В эти моменты фильм наконец перестает быть таким мучительно серьезным. Другое дело, что если в оригинальной картине камера чаще всего отворачивалась в самые кровожадные моменты, то в ремейке Сандерс смакует сцены насилия. Для чего нужна такая избыточная натуралистичность, даже если делать скидку на некоторую шуточность, не вполне понятно.
Любопытно, что герои Брэндона Ли и Билла Скарсгарда оказались, по большому счету, антиподами. Первый мстит преимущественно тем, кто непосредственно разрушил его жизнь. Второй убивает, не глядя, десятки людей, которые мешают его главной цели. Первый готов к серьезным отношениям: мы знаем, что они с Шелли были помолвлены. Второй только на первый взгляд кажется взрослым. В какой-то момент он говорит своей девушке о том, что хотел бы всю жизнь провести с ней так, как они проводят ее сейчас.
Только дело в том, что проводят они ее в тусовках и сексе, находясь в эпицентре «конфетно-букетного» периода. Готовность героя пожертвовать собой ради спасения любимой можно объяснить и как бегство от реальности, страх столкнуться с настоящей жизнью и настоящими отношениями. Эрик предпочитает остаться наедине со своими воспоминаниями и грезами – ведь это так романтично (и так инфантильно).
Забавно, что в первой половине фильма Билл Скарсгард и выглядит как ребенок в теле взрослого человека. А вот во второй, нанеся на себя культовый грим своего персонажа, – уже скорее как жестокий стивенкинговский клоун Пеннивайз, которого Скарсгард сыграл в последней экранизации «Оно».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".