Реклама ОАО "УГМК". erid: LjN8KXHsg
25 июля 2024
USD 86.55 -0.75 EUR 94.38 -1.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Готовь инженера смолоду: крупные промышленные компании России развивают собственные программы подготовки специалистов
Металлургия и горное дело образование Свердловская область Урал

Готовь инженера смолоду: крупные промышленные компании России развивают собственные программы подготовки специалистов

Медленно и со скрипом, но Россия постепенно возвращается в формат страны с реальной экономикой. Спустя три десятилетия болезненных экспериментов и государство, и общество пришли к простой истине: в современном мире выживают только те экономики, где кроме торговцев и банковских клерков есть инженеры, технологи и квалифицированные рабочие.

Технический университет

Вместе с органами местного самоуправления предприятия создают в школах инженерные классы, которые комплектуются учителями естественнонаучных и математических предметов

©Пресс-служба Технического университета

Нехватка рабочих кадров

Главными налогоплательщиками в бюджеты страны и регионов остаются промышленные предприятия. И сегодня, когда страна оказалась во враждебном окружении, когда вместо привычного импорта надо производить целые группы своих товаров, вдруг выясняется, что производить их некому. Увы, за прошедшие годы мы практически утратили некогда мощную советскую систему воспроизводства технических кадров. Куда ни глянь, везде на рынке труда менеджеры и маркетологи, блогеры и айтишники, а стране еще нужны фрезеровщики, операторы станков с ЧПУ, горняки, металлурги.

Почему так произошло? Понятно, что виной разрушение системы профтехобразования. Еще одна причина – на рынке труда возникли географические диспропорции. Так сложилось, что основные рабочие кадры проживали в моногородах, а когда там началась деиндустриализация, люди переехали в более крупные города либо на вахтовую работу.

Молодежь, в свою очередь, уезжала из моногородов на учебу, но возвращаться не торопилась, поскольку жизнь в крупном городе казалась удобнее и комфортнее. Поэтому, когда производство снова стало развиваться в моногородах, набрать квалифицированных сотрудников оказалось главной головной болью кадровиков – между предприятиями буквально началась борьба за хороших специалистов.

Но специалисты сами по себе не появляются. Если раньше на профориентацию работала связка системы образования и промышленности СССР и уже в школе у ребят была возможность получить базовые естественнонаучные и математические знания, практики на шефских предприятиях, то сегодня качество школьного образования снижается в небольших промышленных городах. В школах не хватает профильных учителей.

Впрочем, даже если у выпускника высокие баллы ЕГЭ по физике и профильной математике, он не спешит поступить в технический вуз на направления, являющимися базовыми для промышленной отрасли, хотя в последние годы число бюджетных мест на инженерные специальности постоянно увеличивается. Например, второй год подряд технические вузы горно-металлургического профиля сталкиваются с проблемой нехватки абитуриентов, поэтому вынуждены объявлять вторую волну приема и ориентироваться на абитуриентов из ближнего зарубежья. Но главная проблема – серьезное падение престижа рабочих профессий.

Инженерный подход

Все эти накопившиеся проблемы стали серьезным вызовом для государства, и оно много делает для их решения. Крупные компании и предприятия России, со своей стороны, также активно занимаются подготовкой специалистов. В этом плане интересен опыт работы промышленных компаний, которые создают свои корпоративные комплексные системы подготовки кадров для производства.

Вместе с органами местного самоуправления предприятия создают в школах инженерные классы, которые комплектуются учителями естественнонаучных и математических предметов. Летом для учащихся проводятся «инженерные» смены, в которых принимают участие наставники и эксперты компании. Для кабинетов физики и химии приобретается необходимое оборудование. Преподаватели школ также включены в программы поддержки промышленников, для них организуются экскурсии на предприятия.

Еще одна интересная форма работы со школьниками – бесплатное онлайн-обучение по предметам, которые нужны для поступления в техникумы и технические вузы: математика, физика, химия, информатика, русский язык. В проект уже вовлечены более 3000 учащихся.

Для ребят, увлекающихся робототехникой, организованы специальные кружки, комплекты оборудования которых позволяют школьникам самим конструировать роботов. Помимо этого, реализуется сетевая образовательная программа «Кванториум–техникум–предприятие».

Есть и специальный конкурс для технически одаренных ребят – «Инженериада», который был разработан несколько лет назад службой персонала и техническими специалистами промышленных предприятий. В конкурсе принимают участие школьники с 6-го по 11-й класс. Предложенные ими идеи порой удивляют взрослое жюри серьезным подходом к решению технических задач. Часть таких проектов не просто привлекают внимание специалистов, но доводятся до внедрения и дают серьезный экономический эффект.

Во время проведения «Инженериады» собирается группа до пяти мальчиков и девочек, с которыми работает наставник от предприятия. Конкурсанты изучают производство, нащупывают проблему, сами формулируют задачу и начинают поиск ее решения. И выясняется, что у ребят креативное мышление не хуже, чем у взрослых, и пусть им порой не хватает знаний и опыта, но они уже способны видеть проблему целостно. Таким образом школьники делают первый шаг на пути к профессии инженера.

Технический университет

Талантливых ребят берут на заметку, и, как правило, большинство из них после окончания школы поступают в инженерные вузы

Пресс-служба Технического университета

Из университета на производство

Талантливых ребят берут на заметку, и, как правило, большинство из них после окончания школы поступают в инженерные вузы. Например, в городе Верхняя Пышма функционирует корпоративный Технический университет, возникший на стыке образования и производства. Этому частному вузу уже десять лет. Изначально он создавался как центр повышения квалификации персонала для предприятий компании – ежегодно там проходили обучение около 10 тысяч инженерно-технических работников плюс около двух тысяч работников сторонних организаций.

В 2015 году в Техническом университете были лицензированы программы магистратуры, бакалавриата и специалитета по основным направлениям деятельности предприятий: горное дело, металлургия, энергетика, механика, автоматизация процессов, информационные технологии, обогащение полезных ископаемых, экономика в промышленности, управление инвестициями в строительстве. Так центр повышения квалификации превратился в полноценный вуз.

Его главная особенность – тесная связь с производством: одно из предприятий-заказчиков кадров, находится буквально в ста метрах от здания университета и встроено в практическое обучение студентов. Как правило, на учебу в университет приходят ребята по целевым направлениям предприятий отрасли. В процессе обучения студентам передают свой опыт как преподаватели из числа ведущих специалистов компании, так и наставники, которые отвечают за практическую подготовку учащихся во время летних и зимних практик на предприятиях. В результате студенты уже с первого курса понимают, чем они будут заниматься после выпуска, профессионально адаптируются и приходят работать в уже хорошо знакомые цеха предприятий.

Сегодня по программам высшего образования в ТУ обучаются 693 студента, окончили университет уже более 700 человек. Благодаря корпоративному подходу в этом вузе нет проблем с распределением, поскольку 98% выпускников гарантированно получают работу на промышленных предприятиях.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль