COVID-19 изменил предпочтения покупателей квартир в новостройках
Режим самоизоляции, заставивший подавляющее большинство россиян (79,2% – данные ВЦИОМ) в разгар пандемии сидеть дома, однозначно повлиял на их представления о комфортном жилье. Причем людей не устраивают и старые, и новые жилищные стандарты.
Главное желание современного потребителя квадратных метров сегодня – иметь побольше жизненного пространства. Девелоперы готовы реализовать этот запрос, но решение проблемы упирается в низкую платежеспособность населения.
Аренда – мой компас земной: новые реалии рынка жилья в России
Кризис в экономике усугубляет ситуацию. Тем не менее вовсе отмахнуться от предпочтений потенциальных покупателей жилья застройщики не могут. Конкуренцию, как известно, никто не отменял. Поэтому некоторые «капризы» они все же будут реализовывать.
Один из запросов, рожденных за долгие недели самоизоляции, – наличие рабочего пространства для сотрудников, переведенных на «удаленку». Девелоперы считают, что число фрилансеров и специалистов, которых предприятия планируют перевести на дистанционную работу в постоянном режиме, в ближайшее время вырастет, причем кратно.
Такие планы, в частности, есть у «Газпрома», «Русала», «Северстали», «Ростелекома», «Вымпелкома», «ФосАгро», Х5 Retail Group, группы ЧТПЗ и ряда других, входящих в топ-50. Понятно, что доходы у сотрудников этих компаний недостаточно высокие для российского рынка труда. Значит, при покупке квартиры в новостройке они будут в готовы оплатить дополнительные 5–7 метров, которые в планировочном решении можно обозначить как рабочий кабинет.
Он нужен не только для того, чтобы при видеоконференциях с работодателем скрыть изнанку быта или укрыться от домочадцев. В силу специфики задач, которые решает персонал крупных компаний, для полноценной работы в удаленном режиме недостаточно только компьютера. Техники требуется больше, а значит, нужно предусмотреть место в квартире, где ее можно разместить.
Это нечто новое. Сейчас в большинстве новостроек, тем более массовых, рабочий кабинет по проекту в принципе не предусмотрен. Появись такое предложение на рынке, оно, несомненно, станет хитом продаж, уверены эксперты компании «Метриум».
Мнение разделяют и девелоперы. Так, один из крупнейших федеральных застройщиков, ГК «Кортрос», заявил, что политика «продавать не квадратные метры, а условия жизни», которую он проводит уже не первый год, становится трендом на рынке недвижимости. Компания готова удовлетворить спрос на комфортное жилье и уверена, что в ближайшее время другие девелоперы (в первую очередь столичные) начнут увеличивать площади квартир в своих проектах.
Сегодня метраж среднестатистической «однушки» в Москве составляет 43,5 квадратных метра. Не исключено, что в скорректированных проектах он уже скоро может увеличиться до 49 квадратных метров, как раз с учетом дополнительного пространства, необходимого для организации работы на дому сотрудников.
Гладкие фасады уступают место балконам и лоджиям. И это – еще один ожидаемый тренд в будущих проектах многоэтажек. Невозможность выйти на улицу в период самоизоляции, прогулки по графику, введенные в Москве на этапе снятия ограничений, были болезненно восприняты жителями многоэтажных домов. С учетом этого для них вновь обрели ценность балконы и лоджии, доступ на которые власти перекрыть не могут.
Между тем до пандемии корнавируса на рынке строительства жилья четко прослеживалась мода на фасады без лишних архитектурных элементов. В лучшем случае проектом предусматривался французский балкон – на две ступни, явно не предназначенный для длительного нахождения на нем.
В Госдуме предложили разрешить гражданам продавать квартиры в залоге
Впрочем, предъявлять претензии только к застройщикам было бы несправедливо. Они стремились подстроиться под запросы самих покупателей, которые не хотели переплачивать, скажем, за лоджию, даже если квадратный метр на ней стоит в три раза дешевле, согласно действующему коэффициенту. В высотных домах, ко всему прочему, гладкий фасад – обязательное требование безопасности.
Однако сейчас, если говорить об обычных многоквартирных домах, вектор развернулся на 180 градусов. Эксперты полагают, что после длительного пребывания в четырех стенах покупатели начали ценить возможность оказаться на свежем воздухе, не выходя из дома. Балконы, лоджии и террасы (для загородного дома), где можно посидеть с книгой или гаджетом в руках, становятся важным элементом современного жилья, на который покупатели будут обращать внимание в первую очередь.
Стоит отметить, что в сегменте дорогой недвижимости просторные лоджии и террасы всегда пользовались спросом. Это пространство, где при желании можно создать собственный «зеленый оазис» даже в самом центре мегаполиса. Оно может попеременно выполнять функции и зоны отдыха на свежем воздухе, и breakfast-зоны, а также использоваться для проведения различных мероприятий, барбекю и т.д.
Эти преимущества владельцы элитной недвижимости особенно осознали в период вынужденного затворничества. Как представляется, в новых проектах застройщики постараются более рационально спланировать внутриквартирные «зеленые» зоны.
А вот квартиры евроформата не прошли испытания карантином.
Владельцы оценили свое жилье с точки зрения функциональности. Установка на отказ от «ненужных» квадратных метров отмечалась последние годы. Покупатели были не прочь снизить затраты на приобретение квартиры за счет сокращения площади технических или вспомогательных помещений. Застройщики решали задачу путем оптимизации так называемого коридорного коэффициента – уменьшая холлы и коридоры.
В свою очередь, клиенты приветствовали в новых квартирах просторные гостиные комнаты, особенно если архитектура проекта предусматривала эркер. Считалось, что с помощью грамотного зонирования эркер при отсутствии отапливаемой лоджии легко можно превратить в выделенное рабочее место или зону отдыха. Кроме того, у покупателей жилья в новостройках пользовалась благосклонностью европланировка – когда кухонная и гостиная зоны объединены в одно целое.
Однако пандемия и здесь внесла свои коррективы. Оказалось, что европейский формат, призванный объединять и сплачивать семью, на небольших площадях (если квартира состоит из одной спальни и кухни-гостиной) вызывает противоположную реакцию. Опытным путем, как говорится, было установлено, что семья из трех человек – мама, папа, ребенок – просто не в состоянии найти место для уединения. Например, чтобы почитать в тишине или поработать в удаленном режиме. Вдобавок выяснилось, что не далеко все хотят присутствовать на кухне во время приготовления пищи.
Словом, у россиян, получивших опыт эксплуатации квартир евроформата в период самоизоляции, неожиданно появилась ностальгия по классической планировке, согласно которой кухня должна быть отделена от гостиной. Поэтому эксперты уверены, что спрос на жилье с большими отдельными кухнями в скором времени вернется на рынок. Соответственно, интерес к планировкам с объединенными комнатами или зонами, как, например, в квартирах-студия,х будет снижаться, несмотря на их привлекательный ценник.
Приобрел актуальность вопрос о повсеместной установке современной вентиляции и систем очистки воздуха. Если раньше подобные решения встречались почти исключительно в проектах бизнес-класса и выше, то теперь они могут появиться в массовом сегменте жилья, считают в компании «ВекторСтройФинанс». В строящихся жилых комплексах экономкласса уже предусмотрена установка датчиков контроля воздуха. Приборы замеряют содержание углекислого газа в помещении и подают сигнал хозяевам на проветривание.
На фоне пандемии в выгодном положении оказались жители жилищных комплексов, имеющих собственную, как правило, охраняемую территорию. Во-первых, потому, что в пределах двора, куда закрыт доступ посторонним, меньше рисков заразиться. Плюс к этому закрытых территорий в меньшей степени коснулись всевозможные ограничения. Например, запрет на прогулки с детьми на свежем воздухе некоторые строго не соблюдали. Территория за забором превратилась в своего рода аналог балкона.
Во-вторых, инфраструктура прилегающей территории закрытого жилого комплекса чаще всего обустроена и озеленена лучше, чем в обычных, например, муниципальных новостройках. Даже при ограничении передвижения жители подобных проектов могут проводить больше времени на улице, заниматься спортом, не выходя за их пределы периметра ЖК.
Однако здесь надо учитывать, что закрытые территории жилищных комплексов «исторически» создавались для семьей с детьми, которых среди жильцов действительно большинство (от 70% до 80%). А вот одиноким и пожилым людям, по сути, места для времяпровождения во дворе нет. Теперь же, по мнению Ларисы Швецовой, генерального директора компании «Ривер Парк», при обустройстве дворовых пространств застройщикам придется как-то обеспечивать баланс между детской площадкой, спортплощадкой и зоной отдыха для пенсионеров. Таким образом, комплексный подход к благоустройству дворов на закрытых территориях ЖК идет на смену стандартным решениям.
Другой запрос времени – увеличение во дворах количества мест для парковки машин. Этому есть простое объяснение. В условиях рисков заражения коронавирусной инфекцией россияне вновь оценили преимущества личного автотранспорта.
Особенно это касается семей с маленькими детьми и пожилых людей. Поэтому логично ожидать роста спроса на автомобили в долгосрочной перспективе, которые надо будет парковать вблизи домов. Эти и другие «новые-старые» веяния девелоперам придется учитывать в новых проектах, чтобы оправдать ожидания клиентов.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль