Государство обязало «Газпром» вспомнить об отечественных потребителях
Перед «Газпромом» поставлена задача – завершить газификацию России. Соответствующий пакет поручений подписал президент Владимир Путин. Обращают на себя внимание два обстоятельства. Решение выглядит логичным: в мире резко упал спрос и цены на голубое топливо. При таком раскладе внутренний рынок как минимум в среднесрочной перспективе оказался привлекательным для инвестиций и развития. В ситуации разбирался «Профиль».
Заграничный поход
Действительно, риски сокращения экспорта являются серьезной проблемой для отечественной газовой промышленности и экономики страны в целом. Как отмечается в Энергетической стратегии РФ, рассчитанной на период до 2035 года, добыча и производство газа устойчиво превышают внутреннее потребление в 1,5 раза. То есть существует огромный потенциал для развития отрасли, до этого ориентированной в большей степени на экспорт.
Ни дать ни взять: сможет ли «Газпром» взыскать миллиардные долги с турецких компаний
Поставки советского газа за рубеж начались в 1967 году. Первой голубое топливо получила Чехословакия. В дальнейшем экспансия на Европу активно продолжалась. Трубопроводный газ пришел не только в страны соцлагеря, но и в Австрию, Италию, ФРГ, Францию и Финляндию.
Развитие энергосотрудничества решало две задачи: с одной стороны – цементировало Совет экономической взаимопомощи (СЭВ), с другой – обеспечивало существенную финансовую «подпитку» экономики Советского Союза. Если в 1968-м экспорт газа в годовом выражении составил всего 1,7 млрд кубометров, то в 1981 году – 59 млрд кубометров, а к 1989-му достиг 101 млрд кубометров, из которых 46,7 млрд кубометров – валютные поставки.
В постсоветский период расширялась география и увеличивались объемы экспорта голубого топлива. Так, в 2019 году в дальнее зарубежье было поставлено 219,9 млрд кубометров природного газа и 39,4 млрд кубометров сжиженного природного газа (СПГ).
Экспортный потенциал наращивался в ущерб внутренним потребностям. По факту сначала Советский Союз, а затем и Российская Федерация заведомо проигрывали большинству развитых стран по использованию газа в качестве топлива на объектах промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта.
Партийное поручение
Между тем история знала примеры успешной газификации населенных пунктов и предприятий еще в начале XX века. Так, в 1906 году в окрестностях села Дергачи Саратовской губернии искали воду, а нашли метан.
Как «Газпром» сможет воспользоваться польским газопроводом Baltic Pipe
Рядом с месторождением возникли стекольный и кирпичный заводы, производственные нужды которых обеспечивались газом. Был построен и поселок Стеклогаз, в котором все дома были газифицированы.
Разведка и активная добыча углеводородного сырья в Среднем Поволжье начались в 1930-е годы. Но всех интересовала нефть, попутный же газ сжигался. Промышленное применение голубого топлива началось во время Великой Отечественной войны, когда Донбасс оказался за линией фронта.
Тогда построили два первых газопровода на территории современной России: в конце 1942 года «трубу» проложили от Тепловки до Саратова, а в сентябре-декабре 1943-го – от Бугуруслана и Похвистнева до Куйбышева (ныне Самара). В Куйбышеве в годы войны начали вводить централизованное газоснабжение квартир и социальных учреждений.
В 1944 году приступили к строительству магистрального газопровода от Саратова до Москвы протяженностью свыше 800 километров. Газоснабжение жилого сектора и промышленных объектов столицы началось в 1946 году.
В середине 1950-х в СССР были предприняты попытки массовой газификации. Например, в 1954 году партийно-правительственным решением предписывалось обеспечить подачу магистрального газа в десять крупных городов, в том числе в Казань, Краснодар и Калугу.
Задача дальнейшей газификации жилого фонда в СССР была поставлена в решениях XXIII съезда КПСС в 1966 году. Заданием на восьмую пятилетку предусматривалось повышение уровня газификации жилья до 50–55% в городах и до 20–25% на селе.
К концу десятой пятилетки (1980 год) в соответствии с директивой XXV съезда газоснабжением должно было быть охвачено 75–80% городских квартир и 65–70% домов в сельской местности.
В отчетных документах указывалось, что задание партии успешно выполнено. Однако надо понимать, что тогда учитывались средние показатели по СССР. Политическая линия была такая, что газифицировались в первую очередь национальные республики.
А уровень газификации РСФСР не превышал 40%. К 1999 году этот показатель довели до 47,6%. В 2000-м была утверждена концепция участия «Газпрома» в газификации регионов России, и с 2001-го началось формирование ежегодных программ по субъектам Федерации.
Дело продвигалось туго – в 2005 году газ получали 53,3% потребителей в РФ. В 2009 году, когда уровень газификации составил 62%, была поставлена задача за шесть лет провести газ во все города и веси.
Обязательства остались на бумаге: в 2011-м руководство «Газпрома» пообещало выйти на уровень 85% к 2020 году. Однако и этот рубеж остался непокоренным. В настоящее время показатель газификации России ограничен 70,1% (73% в городах и поселках городского типа и 61,8% в сельской местности).
Всех не посчитаешь
Правда, корректность методики определения уровня газификации регионов сама по себе является предметом дискуссий. По данным независимых экспертов, на начало 2012 года показатель составлял вовсе не «учтенные» правительством 63,2%, а всего 53,8%.
Почему «Газпром» пытается покрыть потери на мировом рынке за счет россиян
По итогам 2018 года аналитическое агентство WMT Consult оценивало уровень газификации России в 61%, что на 7,1% ниже данных, представленных «Газпромом». Такие расхождения могут быть следствием как различий в оценках, так и неточности исходных данных.
Методика расчетов, утвержденная Минэнерго в апреле прошлого года, касается использования газа только для благоустройства жилого фонда. Для этого учитывается количество газовых плит, водонагревательных и отопительных приборов, а также количество квартир и жилых домов, подключенных к централизованным системам тепло- и горячего водоснабжения.
При этом сами авторы методики ссылаются на отсутствие точных данных Росстата, теплоснабжающих и газоснабжающих организаций и рекомендуют использовать некие оценочные формулы. Как такая схема расчетов реализуется на практике, судить сложно.
Проблемой остается полнота и достоверность сведений, предоставляемых ресурсоснабжающими организациями, информация регионов явно недостаточна. Сведения о реализации энергетических ресурсов частными организациями и физическими лицами вовсе отсутствуют в статистике.
Еще сложнее провести оценку уровня газификации в территориальном аспекте. В открытых источниках Минэнерго и «Газпрома» унифицированные данные по субъектам РФ отсутствуют, а цифры в различных публикациях не всегда актуальны, зачастую противоречивы или недостоверны.
Методика предписывает включать в число потребителей, использующих природный газ, тех, кто газифицирован с помощью сжиженного или компримированного природного газа (КПГ). Отдельному учету подлежит газификация природным газом и сжиженными углеводородными газами (СУГ).
Какой именно показатель в каждом случае используется для оценки уровня газификации конкретного региона, установить невозможно. Кроме того, не по всем субъектам имеющиеся данные позволяют отличить уровень потребления СПГ и СУГ, зачастую используется общая формулировка «сжиженный газ».
С учетом всех сложностей и погрешностей ситуация выглядит следующим образом. Большая часть территории Сибири и Дальнего Востока страны имеет низкий уровень газификации, в то время как в европейской части таких регионов всего три.
География и демография
Для понимания перспектив газификации страны в целом важен именно территориальный аспект. Возможности газификации того или иного субъекта Федерации определяются особенностями его демографии, наличием месторождений углеводородов и развитой газотранспортной инфраструктуры.
Существующие диспропорции в значительной мере предопределены традиционной экспортной ориентацией поставок газа в советский период. Основные месторождения разрабатывались в Среднем Поволжье, а позднее в Западной Сибири. При этом европейская часть страны имеет достаточно развитую газотранспортную сеть, а за Уралом она, напротив, практически отсутствует.
Кроме того, плотность населения значительных территорий Восточной Сибири и Приморья невелика, соответственно, стоимость газификации «на душу населения» оказывается крайне высокой. При этом расходы «Газпрома» на эти цели в период с 2005 по 2019 годы составили всего 400 млрд рублей.
Однако по мере повышения уровня газификации затраты становятся все выше, потому что возрастает доля удаленных населенных пунктов с небольшим объемом потребления. Экономической целесообразности идти туда «Газпрому» определенно нет. В ряде случаев строительство газопроводов к таким поселениям не окупится в принципе.
Расходная ведомость
Общие затраты на достижение показателя газификации страны в 83% «Газпром» оценивает в 1,921 трлн рублей. Из этой суммы 637 млрд рублей требуются на строительство газопроводов-отводов, газораспределительных станций и межпоселковых сетей. Внутрипоселковые сети обойдутся в 779 млрд рублей, еще 505 млрд рублей требуется на модернизации существующей инфраструктуры, чтобы она могла работать с увеличенной нагрузкой.
Вопреки распространенному мнению, далеко не всегда основные финансовые вложения осуществляются «Газпромом». Компания в среднем покрывает, по разным оценкам, от трети до половины затрат. В Алтайском крае, например, вклад корпорации составил меньше четверти всех расходов на газификацию в 2019 году.
Поэтому главным источником средств на завершение газификации страны следует рассматривать федеральный бюджет или Фонд национального благосостояния. В условиях замедляющейся экономики, пандемии и рисками ее «второй волны» особенно важна эффективность столь масштабного финансирования.
На этот счет есть определенные сомнения. Внутренний рынок, если разобраться, тоже нестабилен. Замедление темпов роста экономики России определяется не дефицитом энергоносителей, а общей экономической и политической ситуацией.
Говорить об устойчивом росте спроса на газ нельзя. На долю населения, по оценкам «Газпрома», приходится 11% общего объема потребления газа в РФ – чуть более 52 млрд кубометров из почти 500 млрд кубометров топлива, реализованного компанией в 2019 году на внешнем и внутреннем рынках.
По оценкам Минэнерго, даже при условии достижения намеченных показателей газификации это приведет к увеличению внутреннего потребления газа всего на 2,5–5%. При этом перевод на газовую генерацию коммунального хозяйства и электроэнергетики там, где сейчас используются другие виды углеводородов (мазут и уголь), в ряде случаев удешевит электричество и горячее водоснабжение. Правда, бенефициарами окажется не «Газпром», а генерирующие компании.
Для этого требуются значительные инвестиции. Для «Газпрома» вложения в газификацию страны могут быть экономически выгодными при условии повышения тарифов на внутреннем рынке. Причем существенно – до уровня государств Западной Европы. Но такой путь обеспечения рентабельности отрасли чреват ростом социальной напряженности в обществе.
Развитие внутреннего газового рынка ограничено платежеспособностью потребителей. Год назад задолженность составляла 180 млрд рублей. Больше всего неплательщиков среди населения (43%) и теплоснабжающих организаций (34%).
В общем бюджете корпорации задолженность сравнительно невелика. Однако ухудшение ситуации в экономике из-за пандемии коронавируса грозит умножить армию должников, что может затруднить планы газификации российских регионов.
Еще один нюанс – решение задачи нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в российской энергетике. На большинстве негазифицированных территорий преобладает угольная электро- и теплогенерация. Если объем добычи газа в России превышает внутреннее потребление в 1,5 раза, то угля – в 1,8 раза.
Таким образом, стремясь обеспечить сбыт излишков голубого топлива, можно нанести вред угольной промышленности. В частности, возникнет дефицит рабочих мест в угледобывающих регионах, что потребует серьезных затрат на развитие альтернативной занятости.
В то же время, если газификация России все-таки будет завершена, то это окажет положительное влияние на экологическую ситуацию в крупных промышленных центрах благодаря переходу на более «чистое» топливо. Выгадает и бизнес за счет снижения издержек на электрическую и тепловую энергию.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".