13 октября 2024
USD 96.07 -1.17 EUR 105.11 -1.4
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Груз ответственности: какие товары и из каких портов экспортирует Россия
порт Россия торговля Экономика экспорт

Груз ответственности: какие товары и из каких портов экспортирует Россия

Морские порты – ключевое звено транспортной инфраструктуры нашей страны, от которой зависят внешняя торговля и доходы бюджета. На долю морского транспорта сегодня приходится около 60% товаров, экспортируемых и импортируемых Россией. Какие грузы, в каких объемах, откуда и куда отправляют отечественные компании?

Новороссийский морской торговый порт

©Виталий Тимкив/РИА Новости

Содержание:

Путь от причала в море

Россия располагает 67 морскими портами, расположенными в Балтийском, Арктическом, Дальневосточном, Каспийском и Азово-Черноморском бассейнах. Перечень включает шесть портов на Балтике, 12 – в Арктике, 21 – на Дальнем Востоке, три – на Каспии, 12 – на Азовском и Черном морях. Общая протяженность причального фронта составляет около 150 тыс. погонных метров.

Морские спекуляции: можно ли закрыть Балтику для российских судов

В настоящее время основные потоки экспорта идут через Приморск и Усть-Лугу (расположены в Ленинградской области), Мурманск, Новороссийск, Тамань, Туапсе, Восточный и Находку (Приморский край), Ванино (Хабаровский край). У каждого из этих портов своя специализация. Например, из Восточного порта отправляют за рубеж уголь, из Находки – нефть и уголь, из Приморска – нефть и нефтепродукты, из Мурманска – уголь, марганец, камень, из Туапсе – металлы, руды, зерно.

Поскольку все морские порты относятся к объектам естественной монополии, государство контролирует их работу и во взаимодействии с бизнесом на условиях частно-государственного партнерства строит новую и модернизирует существующую транспортную и логистическую инфраструктуру. Для системного решения этих задач правительство в 2019 году утвердило федеральный проект «Морские порты России».

Проект является составной частью пятилетнего Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ). В числе исполнителей – Министерство транспорта РФ и Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). Объем финансирования – 817,4 млрд руб., из которых 125 млрд – средства федерального бюджета и 692,4 млрд – частные инвестиции.

Планы развития морских портов включают почти полсотни мероприятий. Прирост мощностей портов должен составить 330 млн т (с 1061,3 млн т по итогам 2018 года до более чем 1390 млн т к концу 2024-го). Цель представляется достижимой: в 2023-м реализация проекта позволила нарастить показатель сразу на 68,2 млн т – примерно до 1300 млн т.

Мощности портов

Значение имеет не только способность портовой инфраструктуры справляться с грузопотоком, но и фактическая загрузка мощностей

Shutterstock/Fotodom

Откуда профицит

Впрочем, значение имеет не только способность портовой инфраструктуры справляться с грузопотоком, но и фактическая загрузка мощностей. Сегодня предложение портовых услуг на 50–60% (в зависимости от бассейна) превышает спрос со стороны экспортеров. Профицит мощностей морских портов во многом определяет ограниченная провозная способность железных дорог.

Если в европейской части страны в качестве альтернативы можно рассчитывать на автомобильный транспорт, то для дальневосточного региона, где дорожная сеть полноценно не развита, вариантов нет. Вот почему столько надежд связано с активным развитием БАМа, Транссиба и ряда тихоокеанских портов – созданием так называемого Восточного полигона.

Как Москва должна реагировать на угрозы соседей по Балтийскому региону

Пока же статистика перевалки грузов достаточно противоречивая. С одной стороны, за прошлый год объемы увеличились до рекордных 884,7 млн т – рост более чем на 5% к 2022-му. С другой – в четвертом квартале показатель в годовом выражении сократился на 6,3%, в первой половине 2024-го негативная тенденция сохранилась: грузооборот российских портов снизился на 3,1%.

Несмотря на это, результаты этого года, скорее всего, будут не хуже результатов 2023-го. Ликвидировать отставание поможет увеличение объемов экспорта отдельных видов товаров. В частности, перевалка в морских портах минеральных удобрений в январе–июне достигла 21,3 млн т. Это почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года. Всего, согласно прогнозам, российские компании в 2024 году могут отправить иностранным партнерам порядка 44 млн т удобрений. Значительные объемы (до 12 млн т в год) проходят через морские порты Северо-Запада – многофункциональные терминалы есть в Санкт-Петербурге и Усть-Луге.

Еще одна палочка-выручалочка отрасли – нефть и нефтепродукты, которые занимают до половины объемов грузов, обрабатываемых морскими портами РФ. Экспорт углеводородного сырья, по оценке Минэкономразвития, может сохраниться практически на прошлогоднем уровне, рост если и будет, то небольшой. Сырой нефти в 2023-м было вывезено морем 238 млн т, в этом году, как ожидает ведомство, будет отправлено 240 млн т; нефтепродуктов – 131,2 млн т и 131,3 млн т соответственно.

По законам военного времени

На объемы и географию экспорта углеводородов так или иначе влияет вооруженный конфликт с Украиной. В марте 2024 года, после серии ударов ВСУ по нефтеперерабатывающим заводам юга России, на Черном море на несколько недель сократился экспорт нефтепродуктов. В конце июля стало известно о прекращении накопления горюче-смазочных материалов и химических продуктов в порту Кавказ (расположен в Керченском проливе на оконечности Таманского полуострова). Решение принято «в целях минимизации рисков масштабных разрушений», объяснили в региональном УФСБ.

Обострение украинского конфликта выглядит сейчас более вероятным, чем разрядка

Санкции Запада, введенные против морской транспортировки российской нефти, безусловно, серьезно усложнили логистику, но не оказали критического влияния на экспорт. До 80% объемов черного золота в этом году у РФ закупают Китай и Индия, около 10% – доля Турции. Более того, ситуация ставит российских экспортеров перед необходимостью искать и находить новые решения.

После отказа стран Евросоюза от закупок «морской» нефти в РФ (временное исключение сделано для трубопроводной нефти, поставляемой в Венгрию и Словакию) часть танкеров из балтийских портов Усть-Луга и Приморск отправляется по Северному морскому пути (СМП) в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). В итоге нефтегазовые доходы федерального бюджета за первое полугодие (в годовом выражении) увеличились почти в 1,7 раза: с 3,38 трлн до 5,69 трлн руб.

Всего за первое полугодие 2024-го объемы перевалки сухих экспортных грузов в российских портах достигли почти 220 млн т (43% – уголь, 16,8% – зерно, 12,5% – контейнерные грузы, 9,6 % – минеральные удобрения, 4,4% – черные металлы). В то же время перевалка наливных грузов составила 228,7 млн т (60,4% – сырая нефть, 29,2% – нефтепродукты, 8,1% – сжиженный газ, 1,4% – растительное масло).

Не нефтью единой

В портах Арктического бассейна в первом полугодии из 47 млн т грузооборота перевалка наливных грузов, к которым относятся не только нефть и продукты ее переработки, но и сжиженные газы (СПГ и СУГ), жидкие химические и пищевые продукты (растительное масло), составила 34,4 млн т, сухих грузов – 12,7 млн т. При этом четверть объемов наливных грузов – сжиженный газ.

Порты Балтийского бассейна с начала года обработали до 77 млн т наливных грузов и 63,3 млн т сухих, порты Азово-Черноморского бассейна – 75,1 млн т и 64,8 млн т соответственно. В портах Дальневосточного бассейна картина зеркальная: здесь из 116,9 млн т обработанных грузов на сухие пришлось 76 млн т, а на наливные – 40,8 млн т.

Растительное масло (подсолнечное, рапсовое и соевое) иногда называют второй нефтью. Порты Кубани и порт Калининград занимают первые две позиции по экспорту этого пищевого продукта. В январе–июне текущего года из России на внешний рынок было поставлено 3,2 млн т масла. Из этого количества в порту Тамань было отгружено на суда почти 800 тыс. т подсолнечного масла, в порту Калининград – 100 тыс. т рапсового и 313 тыс. т соевого масла. Главные импортеры растительного масла из РФ – Китай, Индия, Турция, Иордания, Египет и Саудовская Аравия.

Развитие Международного транспортного коридора (МТК) «Север – Юг» оказало значительное влияние на порты Астрахань, Махачкала, Оля. Грузооборот в прошлом году составил около 4,4 млн т, из которых 3,1 млн т – сухие грузы и 1,3 млн т – наливные. Примерно 90% российских товаров, следующих сегодня этим маршрутом, направляются в Иран. Многофункциональный порт Оля (мощность – 4,5 млн т грузов в год) существенно улучшил показатели за счет перевалки зерна и продуктов его переработки. За первые шесть месяцев 2024-го по иранским контрактам в порту отгружено 600 тыс. т пшеницы, кукурузы и ячменя.

В Санкт-Петербурге отгружено 669 тыс. т зерна для Турции, Индии, Бразилии, Кубы и стран Африки. Но основной экспорт зерна идет через черноморские порты. С начала 2024-го в них было перевалено почти 30 млн т зерновых (прирост к прошлому году составил 9%), из этого количества 78% пришлось на пшеницу, которую импортируют в первую очередь Египет, Саудовская Аравия и Турция.

На морские порты приходится около 90% внешнеторговых поставок угля. В 2023-м было экспортировано более 212 млн т, из которых 175 млн т – в страны АТР. За первую половину 2024-го перевалка угля составила менее 80 млн т. Примерно 70% российского угля было отгружено в пяти портах – Восточный, Усть-Луга, Тамань, Ванино, Находка. Через порты Балтийского бассейна в первом полугодии отправлено на экспорт 24 млн т угля. Основной оборот идет через порт Усть-Луга. Вклад Выборга, Высоцка и Санкт-Петербурга скромнее: в этих портах отгружено в общей сложности чуть более 1 млн т угля.

По данным аналитиков транспортной группы FESCO, рынок контейнерных перевозок в первом полугодии демонстрирует противоречивую динамику. Экспортные перевозки в январе–июне увеличились на 10%, до 907 тыс. TEU (TEU – единица измерения, соответствующая объему стандартного контейнера). Рост обеспечила главным образом стабильная работа порта Санкт-Петербурга, тогда как порты Дальнего Востока сократили перевалку контейнеров на 27%, до 199 тыс. TEU. Столь резкое падение стало следствием ограничений, введенных на отправку контейнерных поездов в направлении Восточного полигона. Этими грузоперевозками РЖД вынужденно пожертвовали, чтобы увеличить экспорт в Азию нефти и нефтепродуктов.

Важным портом Дальневосточного бассейна является Владивостокский морской рыбный порт, откуда начинаются многие логистические маршруты отечественной рыбной отрасли. Направления экспорта морепродуктов – Южная Корея, Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии. Владморрыбпорт с начала 2024 года нарастил перевалку контейнеров на 10%, до 198 тыс. TEU. Однако общий для портов региона показатель из отрицательной зоны вывести, к сожалению, не получилось.

Автор – заведующий кафедрой предпринимательства и логистики РЭУ им. Г.В. Плеханова

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль