- Главная страница
- Статьи
- Кадры в режиме онлайн: что стоит за стремительным ростом численности персонала маркетплейсов
Кадры в режиме онлайн: что стоит за стремительным ростом численности персонала маркетплейсов
Буквально за три-четыре года маркетплейсы превратились в крупнейших работодателей России. Компании, можно сказать, на равных сегодня конкурируют на рынке труда с гигантами нефтегазовой отрасли, банками, предприятиями стройиндустрии. Чем обусловлен рост и какие риски возникают для экономики, разбирался «Профиль».
Содержание:
Вакантное место пусто не бывает
Рынок труда РФ испытывает острый кадровый голод. Спрос на рабочие руки существенно превышает предложение. На этом фоне происходит активный переток персонала в маркетплейсы. Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркет» и «Мегамаркет» давно превратились в крупнейших работодателей. Вот статистика: в 2023 году в нефтегазовой отрасли было трудоустроено 2,7 млн человек, на железнодорожном транспорте (РЖД) – около 700 тыс., в автопроме – примерно 600 тыс., тогда как в сфере электронной торговли (e-commerce) – свыше 1,4 млн.
Спрос на кадры со стороны маркетплейсов – постоянно действующий фактор, учитывая наличие разветвленной сети пунктов выдачи заказов (ПВЗ). К концу 2023-го у Wildberries их было более 32 тыс., у Ozon – порядка 17 тыс., у «Яндекс Маркета» – около 10 тыс. В каждом пункте для оптимальной работы нужны два-три сотрудника, следовательно, всего в ПВЗ трудятся примерно 140–150 тыс. человек.
Маркетплейсы утверждают, что для склада площадью 100 тыс. квадратных метров требуется до 5 тыс. работников. Если вспомнить, что Wildberries, Ozon и «Яндекс Маркет» в прошлом году располагали 5,1 млн квадратных метров складских помещений, общая численность линейного персонала может достигать 250–260 тыс. человек. Плюс водители, курьеры, программисты и представители других специальностей, востребованных в e-commerce.
Команды маркетплейсов трудятся в прямом смысле в поте лица. В прошлом году, согласно данным Data Insight, они выполнили в общей сложности 5,1 млрд заказов на 7,7 трлн руб. К 2022-му рост составил 49%, а если взять в качестве точки отсчета 2020-й, то за три года показатель увеличился втрое. Прогноз на 2024 год: тренд сохранится, рынок e-commerce может вырасти до 10,6 трлн руб.
Гипермаркеты цифровой эпохи: как маркетплейсы меняют наше представление о розничной торговле
Динамичное развитие бизнеса предполагает привлечение в проекты тысяч новых сотрудников. Маркетплейсы, предлагая высокие зарплаты и гибкий график работы, свои кадровые проблемы решают за счет других отраслей – строительства, торговли, промышленности. Как подсчитали аналитики платформы «Авито работа» (исследование опубликовано в начале августа), за год количество вакансий, связанных с маркетплейсами, выросло на 50%, предлагаемые зарплаты – на 14%. Курьерам сегодня готовы платить более 126 тыс. руб. в месяц, стикеровщикам – 112,8 тыс., упаковщикам – 79,8 тыс., комплектовщикам – 75,9 тыс. руб.
В свою очередь, SuperJob выяснил, что компании из сегмента e-commerce находятся в поиске ИТ-специалистов (в Москве сотрудникам готовы платить в среднем 270–280 тыс. руб. в месяц), менеджеров по работе с маркетплейсами на рынке труда (до 270 тыс. руб.), интернет-маркетологов (до 250 тыс. руб.). Столь же высоко котируются и водители: водитель-курьер, водитель-экспедитор и водитель грузовика могут претендовать на зарплату в размере до 200 тыс. руб.
Тем временем совместное исследование «СберАналитики» и сервиса «Работа.ру» показало, что по итогам первого полугодия средняя зарплата в российской экономике превысила 82 тыс. руб. Таким образом, труд рядовых, а тем более высококвалифицированных сотрудников маркетплейсов оплачивается лучше, чем в других отраслях, и именно это предопределяет выбор соискателей вакансий.
Секреты роста e-commerce
У эксперта Института Столыпина в области управления персоналом, автора книг на тему HR Татьяны Кожевниковой есть объяснения причин происходящего. По ее словам, торговля – традиционно самая большая по численности персонала отрасль. Например, в Москве практически каждый пятый работник занят в этой сфере. В последние годы продажи товаров переходят из офлайна в онлайн-каналы, что ведет к росту оборота маркетплейсов. Но структура рабочей силы e-commerce кардинально отличается от структуры традиционного офлайнового ритейла.
«Достаточно сравнить показатели сети магазинов «Магнит» и Wildberries. В 2023 году оборот обеих компаний был одинаковый – 2,5 трлн руб. Но в торговой сети работают более 360 тыс. человек, оформленных по трудовому договору, а в Wildberries – всего 32 тыс. Это связано с тем, что в штате маркетплейсов числятся только программисты, маркетологи, финансисты и другие квалифицированные сотрудники», – говорит Кожевникова.
Персонал складов и пунктов выдачи заказов, курьеры и водители в подавляющем большинстве самозанятые. Такой формат взаимоотношений работника и работодателя называют платформенной занятостью. Ее преимущества – гибкий график работы, возможность сотрудничества одновременно с несколькими предприятиями, сдельная оплата, деньги выплачивают ежедневно после смены, перечислила особенности эксперт.
Все это важно тем, кто не хочет связывать себя долгосрочными обязательствами с каким-то одним предприятием, ищет возможность хорошо зарабатывать здесь и сейчас, не загадывая на будущее. Между тем минусов у платформенной занятости тоже немало. Например, на самозанятых не распространяются социальные льготы (оплачиваемые отпуск и больничный лист), взаимоотношения с маркетплейсом регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом, напомнила Татьяна Кожевникова.
В свою очередь, руководитель оперативного штаба независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой подчеркнул главное конкурентное преимущество маркетплейсов: география их присутствия практически неограниченна. Электронные торговые площадки благодаря логистическим цепочкам и программным решениям дают возможность продавцам находить покупателей в самых удаленных уголках страны.
«Поэтому услуги маркетплейсов оказались столь востребованы в период пандемии COVID-19, когда действовал режим самоизоляции. К тому же платформа заменила огромное количество работников, которые отвечают, например, за связь, выполняют другие функции в классическом ритейле», – отметил собеседник «Профиля».
Среди других очевидных преимуществ маркетплейсов – экономическая эффективность и возможность быстрого старта для новичков. Сегодня не нужны большие деньги, чтобы стать селлером (продавцом в e-commerce). К тому же существуют партнерские программы, стимулирующие открытие пунктов выдачи заказов, добавил Алексей Неживой.
Градообразующие склады
На определенном этапе развития маркетплейсы стали благом для рынка труда, учитывая, что в некоторых регионах безработица была на высоком уровне. Появление гигантских логистических комплексов, в которых создавалось несколько тысяч рабочих мест, способствовало снижению социальной напряженности, уверен представитель профсоюза. В настоящее время в разных субъектах Федерации построены и работают склады, объединенные единым брендом и программными решениями. Для каких-то муниципальных образований они действительно заменили градообразующие предприятия.
Впрочем, условия труда линейного персонала (фасовщиков, упаковщиков, водителей автокаров и т. д.) достаточно тяжелые. В основном работа организована вахтовым методом. Вахта продолжается 15–30 дней, люди часто живут в общежитиях поблизости от логистических комплексов, ротацию персонала обеспечивают аутсорсинговые фирмы.
«В этой сфере далеко не все благополучно. Инспекции регулярно выявляют нарушения трудового законодательства. Практикуются необоснованные взыскания: линейного работника могут оштрафовать только за то, что он не нашел товар, который коллеги переложили на другой стеллаж», – рассказал Алексей Неживой. На складах преобладает монотонный труд: за смену требуется собрать множество заказов, при этом градация по весу и сложности компоновки отсутствует.
Роботы здесь могли бы стать незаменимыми помощниками. Кроме того, их применение позволит вернуть часть работников со складов в другие секторы экономики. Wildberries или Ozon уже тестируют роботов на своих складах, отметил эксперт. В будущем, уверен он, модели маркетплейсов придут в равновесие, появятся автоматизированные линии логистики, на которых человек будет работать только оператором.
С меньшим оптимизмом оценивает перспективы сооснователь и гендиректор компании Lemon.online Марина Кашина. По ее мнению, маркетплейсы постоянно требуют огромного числа сотрудников для решения различных задач: от складских операций и логистики до поддержки клиентов и технологий. Благодаря внедрению автоматизации и роботизации можно лишь частично утолить кадровый голод.
Совсем отказаться от ручного труда на складах и в логистике сегодня не получится. Человек должен и упаковать товар, и доставить его покупателю. Для выполнения этих операций часто привлекают мигрантов, отмечает эксперт, многие из которых работают по временным или серым схемам, среди них немало нелегалов, что периодически вскрывают рейды правоохранителей на логистических комплексах. К системной проблеме маркетплейсов Марина Кашина отнесла высокую текучесть кадров, связанную с тяжелыми условиями труда и отсутствием карьерных перспектив.
«Пылесосы» рынка труда
По данным РАН, в 2023 году непокрытая потребность в трудовых ресурсах российской экономики составила 4,8 млн человек. Сказалась не только неблагоприятная демографическая ситуация. После начала СВО в рамках частичной мобилизации в армию призвали 318 тыс. человек, еще 590 тыс. ушли на фронт добровольцами, до 500 тыс. квалифицированных специалистов перешли на предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК), заявила профессор Финансового университета при правительстве РФ Марина Измайлова.
А двумя годами ранее, в пандемию, начался переток рабочей силы в маркетплейсы и службы доставки еды. Популярность Wildberries, Ozon, «Яндекс Маркета», «Мегамаркета» и других компаний не снижается: по статистике, на этих платформах покупают товары 84% россиян, 80% из них делают заказы не реже 2–3 раз в месяц. Маркетплейсы делают ставку на агрессивную стратегию найма персонала, предлагают зарплаты выше, чем в других секторах экономики. Нанимают не только граждан РФ, но и трудовых мигрантов из ближнего зарубежья. Последние работе на стройках или на предприятиях ЖКХ предпочитают работу грузчиками, упаковщиками и курьерами в e-commerce.
«При высоком уровне оплаты труда требования к квалификации рядовых сотрудников маркетплейсов минимальные, поскольку речь идет о рутинной физической работе. Текучка достигает 60%, в связи с чем эти компании менее требовательны в том числе к возрасту кандидатов и региону их проживания», – уточнила Измайлова.
Раньше одним из обязательных условий трудоустройства россияне считали официальное оформление в штат и соблюдение гарантий по Трудовому кодексу РФ. Теперь в приоритетах – высокая заработная плата и работа без заключения трудового договора в качестве самозанятого. По всей видимости, такой формат многих устраивает, позволяя скрывать от налогообложения реальные доходы, предположила эксперт.
Фактически маркетплейсы выступают «пылесосами» на рынке труда, что создает сложности для остальных секторов экономики, подчеркнула Измайлова. Однако эффективная система e-commerce сама по себе бесполезна, если российские предприятия из-за дефицита кадров не смогут производить товары в необходимом объеме.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль