Кнут без пряника: зачем ЦБ резко повысил ключевую ставку
Совет директоров Банка России в пятницу, 25 октября, повысил ключевую ставку с 19 до 21% годовых. Решение в очередной раз ужесточить денежно-кредитную политику (ДКП) регулятор объяснил ускорением темпов роста инфляции. Какие последствия это будет иметь для бизнеса и населения?
Итоги октябрьского заседания ЦБ можно назвать неожиданными. Накануне многие финансовые аналитики и экономисты прогнозировали повышение ключевой ставки, но не более чем на 1%. Совет же директоров регулятора счел необходимым поднять ее сразу на 2% – до 21%. Таким образом обновлен рекорд февраля 2022 года, когда показатель составил 20%.
Лекарство от перегрева: зачем ЦБ решил пожертвовать экономическим ростом
«Инфляция складывается существенно выше июльского прогноза Банка России. Продолжают увеличиваться инфляционные ожидания. Рост внутреннего спроса значительно опережает возможности расширения предложения товаров и услуг. Дополнительные бюджетные расходы и связанное с этим расширение дефицита федерального бюджета в 2024 году имеют проинфляционные эффекты», – указано в пресс-релизе.
В сентябре текущий рост цен с поправкой на сезонность увеличился до 9,8% в пересчете на год после 7,5% в августе. Показатель базовой инфляции увеличился до 9,1% после 7,7% в августе. Инфляционное давление приблизилось к максимальным значениям: годовая инфляция, по оценке на 21 октября, составила 8,4% и по итогам 2024 года ожидается в диапазоне 8,0–8,5%.
В этой связи ЦБ посчитал необходимым дальнейшее ужесточение денежно-кредитной политики, без чего нельзя создать условия для возвращения инфляции к цели и снизить инфляционные ожидания населения и бизнеса. Поэтому регулятор допустил возможность еще одного повышения ключевой ставки до конца года.
В сентябре совет директоров ЦБ также констатировал, что инфляционное давление остается высоким, а процесс дезинфляции, наблюдавшийся в начале года, не возобновился. «На динамику общей инфляции значительно влияло и удорожание ряда товаров с высокой волатильностью цен, а также услуг с регулируемыми ценами», – отмечено в резюме, опубликованном на сайте регулятора.
Следует сказать, что оценка ситуации Минэкономразвития еще более жесткая. По данным ведомства, на 21 октября товары и услуги подорожали на 8,52% в годовом выражении против 8,51% неделей ранее. В ведомстве сообщили, что цены на продовольственные товары за семь дней выросли на 0,3%, а на плодоовощную продукцию – на 0,1%.
Это значит, что эффект сезонной дефляции, обычно наблюдаемый в августе, сентябре и первой половине октября, когда в продаже появляются овощи и фрукты нового урожая, похоже, уже исчерпан. Причем в 2024 году он сколько-нибудь заметного влияния не оказал, признают эксперты, опрошенные «Профилем».
Повышением ключевой ставки инфляцию победить не получается, что мы наблюдаем с лета прошлого года. Несмотря на все усилия ЦБ, темпы роста цен по-прежнему остаются высокими. И если в начале сентября инфляция, казалось бы, показала признаки замедления, то в октябре вновь ускорилась, говорит член генсовета «Деловой России», руководитель подкомитета по публичным рынкам капитала Алексей Лазутин.
Зато в остальном эффект жесткой денежно-кредитной политики налицо, считает эксперт. Дорогие кредиты негативно сказываются на фондовом рынке и на экономике РФ в целом. Продолжение курса ДКП чревато сокращением предпринимательской активности. В группе риска – направления, не связанные напрямую с «оборонкой» и господдержкой. Федеральный и региональные бюджеты тоже будут нести издержки.
Замкнутый круг: почему российские власти не могут справиться с высокой инфляцией
«Государству и регионам придется занимать также по завышенным ставкам, что в среднесрочной перспективе существенно скажется на доле обслуживания долга в общих расходах с одной стороны, а с другой может быть причиной замораживания или замедления реализации крупных капитальных проектов», – подчеркнул Алексей Лазутин.
По его словам, долгосрочные инвестиции при таком раскладе очень сложно планировать. Неслучайно сегодня риторика представителей бизнес-сообщества свидетельствует о заморозке инвестпроектов с длительными сроками реализации. Крупные игроки готовятся заняться поглощением небольших компаний, которые оказались неспособны работать в условиях жесткой ДКП.
В этой связи Алексей Лазутин прогнозирует в ближайшее время волну банкротств ИП. Последние месяцы критическая масса накапливается – с весны 2024 года наблюдается рост просрочки в кредитном портфеле индивидуальных предпринимателей.
Следующими жертвами, скорее всего, станут небольшие компании, а затем, вполне вероятно, очередь дойдет и до представителей среднего бизнеса. Выходом могла бы стать либерализация рынка капитала с целью дать возможность разным категориям предпринимателей привлекать средства на фондовом рынке, отметил Алексей Лазутин.
К сожалению, ранее принятые регулятором меры не оказали должного воздействия, инфляция продолжает оставаться на предельно высоких уровнях. Потребительский спрос опережает предложение, что толкает вверх цены на товары и услуги. В результате обесценивается рубль, говорит управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев.
«Поскольку представители бизнеса не видят перемен к лучшему, то считают целесообразным начало постепенного смягчения денежно-кредитной политики. Это позволило бы реанимировать интерес к фондовому рынку, новым публичным размещениям и выпускам облигаций на более привлекательных рыночных условиях», – заявил эксперт.
В свою очередь, главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин полагает, что сейчас ЦБ не готов менять ДКП. По его мнению, самый вероятный сценарий, что до конца текущего года ключевую ставку повысят минимум на 1%.
Последние заявления руководства регулятора подводят к такому выводу. Значит, проблемы продолжат накапливаться. Они могут проявиться в замедлении темпов роста некоторых секторов российской экономики, а значит, и на динамике предложения, и на увеличении навеса депозитов. Все это способно создать предпосылки для новых витков инфляции уже в ближайшем будущем, не исключил Борис Копейкин.
Рынок ипотеки стал одной из первых жертв жесткой ДКП. Согласно информации Объединённого кредитного бюро, выдача ипотечных кредитов в третьем квартале 2024 года сократилась на 42% к предыдущему кварталу. В годовом выражении падение еще глубже – на 61%. Если в июле – сентябре текущего года было выдано немногим более 245 тыс. жилищных займов на 1,01 трлн руб., то за аналогичный период 2023 года – свыше 621 тыс. кредитов на 2,61 трлн руб.
Ловкость цифр и никакого обмана: почему нам кажется, что официальная статистика по инфляции врет
У директора по продажам компании «Роквул» Максима Тарасова нет сомнений, что рынок недвижимости ждет замедление. Это негативно скажется в том числе на темпах строительства, сдвинет на неопределенное время начало продаж новых объектов. Высока вероятность уменьшения количества предложений, следовательно, надежды на коррекцию цен на квадратный метр могут не оправдаться.
«Изменения коснутся, в частности, земельного банка, так как небольшие компании будут вынуждены продавать земельные участки более крупным игрокам – это стандартная практика в таких ситуациях. Вероятно снижение вовлеченности бизнеса в строительство объектов из-за удорожания кредитов», – сказал эксперт.
К середине 2025 года с высокой долей вероятности произойдет резкое сокращение спроса на рынке жилой недвижимости. Восстановление отрасли станет возможным лишь при условии дополнительных мер господдержки и не ранее возвращения ключевой ставки к уровню 14–15%, считает Максим Тарасов.
Следующее заседание по ключевой ставке совет директоров Банка России проведет 20 декабря. В повестке дня будет подведение предварительных итогов работы за год, а также коррекция денежно-кредитной политики на первые месяцы 2025 года.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".