26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Коронавирус ускорил развитие электронной коммерции
малый бизнес онлайн-торговля Экономика

Коронавирус ускорил развитие электронной коммерции

Во время самоизоляции как бизнес, так и потребители начали ускоренный переход в «цифру». Как показал опрос компании Visa, 38% россиян за это время впервые стали пользоваться e-commerce. И многие из них, очевидно, сделали покупку онлайн не в последний раз.

©Shutterstock / Fotodom

Коронакризис ускорил проникновение онлайн-торговли в жизнь россиян. «Наш опрос дал хороший ответ на вопрос, как поменялись потребительские предпочтения и настроения в этот период», – рассказал генеральный директор Visa в России Михаил Бернер на онлайн-конференции «Прокачай бизнес». По его словам, помимо того, что больше трети россиян попробовали онлайн-покупки, 23% из них начали пользоваться доставкой на дом.

Кроме того, на 40% выросло использование бесконтактных платежей и на 30% – мобильных платежей. Увеличилось число переводов с карты на карту, в том числе и за границу – как правило, небольшие суммы для родственников.

Как эпоха мощных онлайн-платформ изменит бизнес в мире

«Примерно 30% предприятий малого бизнеса перешли на работу в электронную коммерцию, – отметил Бернер. – Изменения очень серьезные. Мы думаем, что коронакризис стимулировал переход в диджитал».

Опрос показал, что 76% предпринимателей увидели позитивные моменты в том, что они активизировали процесс перевода своей деятельности на цифровые рельсы. И 52% считают, что это даст им возможность развивать бизнес и в будущем.

«Очень тяжело пришлось тем, кто был ориентирован на путешествия – на перелеты, на гостиницы и т. д., – рассказал Бернер. – Здесь, конечно, было очень серьезное падение. У тех, кто был ориентирован на рестораны и на общественное питание, было довольно серьезное падение, но многие нашли возможность очень быстро переориентировать свой бизнес, сделать его более соответствующим вызовам нового времени. В то же время мы видели существенный всплеск продаж на маркетплейсах. Многие маркетплейсы очень серьезно нарастили свои объемы, мы видели иногда даже не сотни, а тысячи процентов роста. Просто у малых предпринимателей появилась необходимость найти возможности как-то продавать свои товары и услуги в другой реальности, когда нет магазинов в и ресторанов. Маркетплейсы стали очень хорошей альтернативой для того, чтобы самостоятельно развивать онлайн-продажи, потому что времени просто не было».

Не все так гладко

Между тем коронакризис начался с падения электронной коммерции, напомнил генеральный директор «Яндекс.Деньги» Иван Глазачев. «Я очень хорошо помню начало кризиса, когда онлайн-продажи вообще-то рухнули, – сказал он. – Падение было до минус 25% в объемах и минус 35% в транзакциях, потому что все затарились гречкой, туалетной бумагой и осели по домам. И вроде как первую неделю ничего не надо».

Но вскоре снова наметился рост, и к началу мая e-commerce вернул себе докризисные значения. И, как согласился Глазачев, триггером для роста действительно послужил тот факт, что многие люди, которые не могли позволить себе выйти на улицу, стали делать покупки онлайн. В том числе россияне, которые раньше этого никогда не делали.

«То есть эти 15 миллионов человек создали критическую массу, которая, с одной стороны, обеспечила рост», – отметил он. С другой стороны, со снятием ограничений они, возможно, они опять уйдут в офлайн. И это уже ощущают маркетплейсы. Но, по мнению эксперта, это будет временное явление. «Это консервативно настроенные люди, которые, хоть раз попробовав и поняв, что здесь нет ничего страшного – товар доставляют, деньги не пропадают, и все работает слаженно, как часы, – они будут возвращаться, – уверен Глазачев. – Несмотря на то, что сейчас объем транзакций несколько спадает, потому что сняли ограничения, те тенденции, которые были в период самоизоляции, сохранятся».

По его словам, в таких категориях, как еда, одежда и детские товары, по-прежнему сохраняется рост чеков. «Кризис рождает целые категории потребностей, которых раньше не было, – отметил Глазачев. – Например, потребность в организации домашнего офиса. Раньше люди не работали столько из дома. В начале кризиса был пик покупок какой-то техники и мебели. Онлайн-кинотеатры тоже показали десятикратный рост объемов. Онлайн-игры – рост до 60%. То же онлайн-образование, хотя тут рост уже практически сошел на нет».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».