19 апреля 2024
USD 94.09 -0.23 EUR 100.53 +0.25
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Коррозия на 100 млрд: российской металлургии пригрозили налогами со сверхприбылей
металлургия налоги Экономика

Коррозия на 100 млрд: российской металлургии пригрозили налогами со сверхприбылей

Металлургическим компаниям России могут выставить счет на 100 млрд рублей. Именно на такую сумму, по выражению вице-премьера Андрея Белоусова, они «нахлобучили» бюджет в части госкапвложений и гособоронзаказа. Способ изъятия сверхдоходов пока не определен. Это можно будет сделать, например, через НДПИ или какой-то другой налог.

мужчина металлург работает на заводе

©twitter.com / svetikmoi73

«У нас рынок свободный, но государство имеет все возможности установить налоги таким образом, чтобы то, что они (металлурги. – «Профиль») получили, у них забрать. Это, я думаю, мы сделаем», – подчеркнул вице-премьер.

Предложение новизной, прямо сказать, не подкупает. Три года назад Андрей Белоусов, на тот момент в качестве помощника президента, потребовал от тех же металлургов, а также производителей удобрений (всего от 14 компаний) перечислить в казну 513,7 млрд рублей сверхдоходов, полученных в 2017 году. Он объяснил: деньги нужны на реализацию майских указов Владимира Путина.

Почему из-за малых металлов началась большая битва

С точки зрения Андрея Белоусова, подобные действия полностью соответствуют мировой практике. Изъятие сверхприбылей, образовавшихся исключительно за счет благоприятной рыночной конъюнктуры, распространяется не только на нефтегазовый сектор экономики, но и на другие ресурсные отрасли, объяснял он летом 2018-го.

Однако независимые эксперты с таким подходом не согласны. Они считают, что каких-либо методик и научных расчетов для определения «цифр изъятия» не было ни тогда, ни сейчас.

«Если же они существуют, то очень поверхностные. На уровне «подравнять всех по EBITDA марже». Просто есть желание отщипнуть у бизнеса от внезапно образовавшейся дополнительной прибыли. Бюджету профицитному эти деньги сейчас явно не нужны», – на условиях анонимности заявил «Профилю» аналитик металлургической отрасли.

Своими сомнениями поделилась управляющий партнер консалтинговой компании Topline Наталья Ненашева. «Инициатива изъятия сверхдоходов вызывает одни вопросы. Металлургическая отрасль и так является источником роста налоговых доходов государства. Платежи в бюджет резко увеличились в первом полугодии 2021-го, скорее всего, они превысят 200 млрд рублей. Это вдвое больше показателей аналогичного периода прошлого года», – отмечает эксперт.

Она согласна с тем, что в настоящее время прибыли металлургов высоки, но причина благополучия – конъюнктура глобального рынка. Сейчас и мировой спрос, и мировые цены на металл держатся на аномально высоких уровнях.

Из 70 млн тонн стали, производимой в России, почти половина идет на экспорт. Сочетание максимальных цен со слабым рублем – вот фактор нынешнего процветания отрасли, подчеркнула Наталья Ненашева.

Весной была информация, что металлурги предлагают строителям перейти на прямые контрактные поставки, но тем новая схема взаимодействия не понравилась. В любом случае существенный рост расходов бюджета на внутренние госпроекты нельзя объяснять исключительно удорожанием металлоизделий, полагает эксперт.

«Тут чисто экономический расчет: в строительстве доля расходов на металлоизделия составляет примерно 5%. Соответственно, повышение цен на металл не может существенно влиять на резкое увеличение затрат в целом», – пояснила Наталья Ненашева.

И главное, непонятен механизм, по которому можно было бы взыскать 100 млрд рублей. Единственный вариант, предположила эксперт, – масштабная проверка по линии ФНС, поиск предлога оспорить расходную часть отчетности. Это даст формальные основания для доначисления платежей, допустим, по НДПИ или налога на прибыль, плюс штрафы. Но у гигантов российской металлургии очень сильные бухгалтеры, финансисты и налоговые юристы, способные отстоять интересы компаний в судебных инстанциях, напоминает Наталья Ненашева.

«Планы по добровольно-принудительному взысканию дополнительных сумм с бизнеса в бюджет могут быть сколь угодно масштабны, но это не значит, что они воплотятся в жизнь. Три года назад в схожей ситуации металлурги и производители удобрений свои интересы отстояли», – подчеркнула она.

В свою очередь, руководитель департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Финансового университета при правительстве РФ Константин Ордов напоминает, что ранее Центральный банк озвучил прогноз дополнительных дивидендных выплат металлургических компаний по итогам 2021 года – порядка 500 млрд рублей. Получается, что через шесть месяцев фискальный счет за сверхдоходы отрасли может вырасти еще больше.

Собеседник «Профиля» обращает внимание, что Андрей Белоусов не уточнил, для каких целей правительству ценой изменения налогового или таможенного режима либо снижения инвестиционной активности целой отрасли могут быть необходимы дополнительные 100 млрд рублей. Казна сегодня и так не бедствует. Например, размер Фонда национального благосостояния составляет 13,8 трлн рублей, а международные резервы РФ превысили $600 млрд. «Как видно, в «закромах Родины» есть солидные резервы, поэтому острой потребности в изъятии доходов у работающего и эффективного бизнеса, ведущего жесткую международную конкурентную борьбу, на мой взгляд, нет», – уточнил Константин Ордов.

Он готов предложить свою трактовку происходящего: свободные финансы коммерческих организаций вызывают у государственных регуляторов что-то вроде зависти. А потому неудивительно, что словарный запас современного российского финансиста периодически пополняется новыми экономическими терминами, вроде «нахлобучить», продолжил Константин Ордов.

«Все это выглядит достаточно странно и не соответствует лучшим мировым практикам организации антикризисных мер. Возможно, что у членов правительства сохранился некий дуализм восприятия экономических процессов, когда бизнес – частный, а деньги в нем – квазигосударственные, следовательно, могут быть изъяты по праву силы», – резюмировал эксперт.

Вести предварительные переговоры с металлургами по денежным делам в правительстве поручили главе Минпромторга Денису Мантурову. Откладывать в долгий ящик решение щекотливого вопроса министр не стал. 1 июня он собрал владельцев крупнейших компаний.

Встреча проходила за закрытыми дверями. По данным РБК, владелец «Северстали» Алексей Мордашов напрямую спросил, чего, собственно, от них хотят получить: деньги (в виде налогов) или скидки на готовую продукцию. На что Денис Мантуров ответил, что правительству будет вполне достаточно скидок для крупных государственных проектов.

После того как были расставлены точки над «i», участники совещания предметно обсуждали два вопроса. Как сообщила пресс-служба ведомства, первый касался обеспечения исполнителей гособоронзаказа металлопродукцией по зафиксированной в контрактах цене. Второй – заключения прямых долгосрочных контрактов с формульным образованием по государственным стройкам с возможностью увеличить «глубину» до нескольких лет.

Металлурги подтвердили принципиальную готовность не повышать контрактную цену и поставить необходимый объем металла по закрепленной в контрактах цене. Кроме того, они согласились в будущем предоставлять скидки для крупнейших государственных строек.

Договоренности носят пока сугубо предварительный характер. Владельцы металлургических компаний ждут встречи с главой правительства Михаилом Мишустиным, чтобы официально закрепить достигнутые джентльменские соглашения.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».