1 мая 2024
USD 91.78 -0.23 EUR 98.03 -0.69
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Лоза и люди: как отечественное виноделие из бизнеса превращается в культурный и технический феномен
алкоголь вино промышленность Россия Экономика

Лоза и люди: как отечественное виноделие из бизнеса превращается в культурный и технический феномен

18+

Чрезмерное употребление алкоголя вредит вашему здоровью

Пару лет назад один из экспертов винного рынка сказал: «В России есть прекрасное виноделие. В России нет винодельческой отрасли». Звучит парадоксально, но утверждение справедливо. Мало сделать удачное вино, недостаточно научиться производить много вина. Нужно, чтобы вокруг вина сформировалась индустрия.

Уборка винограда в Крыму

©Дмитрий Макеев / РИА Новости

Содержание:

Индустрия виноделия включает в себя множество аспектов, о которых потребитель даже не задумывается. Это и оборудование, и техника, и образование, и питомники, и научная деятельность, и даже туризм. Представить сегодня виноделие без последней составляющей практически невозможно. Ведь хорошее вино нужно еще уметь продать. А туризм, как никакая другая дружественная отрасль, помогает сбыту.

Кстати, продажи российского вина растут, и довольно заметно. Россияне выпивают миллиард бутылок за год, из них 55% – отечественное вино. Теперь и вправду отечественное. Раньше таковым считалось любое вино, которое производилось на российских заводах, теперь же – только то, что сделано из нашего винограда.

Нехватка оборудования

Давайте по порядку. Техника и оборудование. Эти два пункта, реши мы их в одночасье, могли бы существенно упрочить независимость российского виноделия. Дело в том, что редко у кого на винограднике широкие междурядья, где способен уместиться хотя бы «Беларус». На индустриальных площадях Кубани, возможно, с этим проще. А если брать крутые склоны севастопольских хозяйств, то там лучше бы иметь специальные тракторы, небольшие и юркие. Я уже не говорю о комбайнах, которые позволяют существенно снизить себестоимость бутылки вина, заменяя сотни рабочих рук. Пока техника – это большей частью импорт. Как следствие, сложности с обслуживанием и запчастями, зависимость от курса валюты и т. п.

Как обстоят дела с оборудованием, то есть с тем, что находится внутри винодельни? Это всевозможные емкости, ферментаторы, насосы. Здесь уже поинтереснее. Расскажу на примере одного предприятия – краснодарского «Металлстроймаша». Завод основал в 2015 году простой сварщик, оказавшийся неожиданно цепким бизнесменом. Алексей Олефиренко когда-то и не помышлял о собственной предпринимательской деятельности: рука легкая, варил отлично. Таких сотрудников очень любили иностранные компании, которые открывали в России перерабатывающие производства – молочные, пивные заводы, оборудованные емкостями из нержавеющей стали.

Парадоксально, но у нас не было спецов по сварке пищевой нержавейки. Ее существует добрый десяток видов. Так вот ту, которая нужна в космосе, варить умели, а пищевую – нет. Иностранцы, привозя к нам оборудование, предпочитали присылать только менеджеров, а рабочий персонал набирали из местных. И обучали. Когда на Кубань зашел «Данон», Алексей устроился сварщиком на будущий завод, монтировал емкости и обвязку. Все самое современное, последние технологии. Там и поставил руку.

Русские сезоны: что нужно знать о новой волне российского виноделия

Потом было первое ИП: 150 кв. м в гараже, два станка и пять человек. Первые заказы – сварить варочный порядок для пивного завода, емкости для «молочки», реактор для фармацевтов… Я познакомился с этим предприятием, когда оно осторожно подбиралось к виноделию. Тут вот в чем штука. Во-первых, виноделы не верят (точнее, не верили) в качество отечественного оборудования. Во-вторых, им нужно не только функциональное, но и красивое внешне оборудование. Это молокозаводу практически все равно, как емкости выглядят, – там толп туристов с бокалами не бывает. А на винодельне всё должно блестеть и переливаться.

«Первое время было очень тяжело доказать, что мы что-то умеем, – вспоминает Алексей Олефиренко. – Виноделы привыкли к тому, что емкости приходят из Италии, Франции, в конце концов, попроще – из Болгарии. Отечественные не рассматривались вообще. Мы уже с фармацевтами работали, которым нужен идеальный стандарт полировки, а с виноделами не находили контакта».

Сейчас завод завален заказами на год вперед. Обе площадки общей площадью 5000 кв. м загружены, в штате работают 65 человек, есть собственное конструкторское бюро и отдел автоматизации. И все это за семь с небольшим лет.
Олефиренко заходил на рынок аккуратно. Одному клиенту предложили сделать обвязку – соединить инфраструктурой емкости (европейские, разумеется) между собой. Другому сварили небольшие ферментаторы для фермерских хозяйств. Кстати, научились и «делать красоту» – узор на внешней стороне емкости, как на дорогих импортных образцах. Для этого нужен был станок стоимостью порядка 10 млн руб., но обошлись без него – изобрели свое ноу-хау. Слух о «Металлстроймаше» пошел по рынку: они брали качеством.

Сегодня у завода гораздо больше возможностей. Каждый год разрабатывают новое оборудование для отрасли. Купили уникального робота-сварщика. «Варит отлично, – говорит Олефиренко. – Металл может порваться где угодно, только не по шву».
В прошлом году завод увеличил выпуск продукции на 35%. В 2023-м планируют дальнейший рост, для этого запускают новую производственную площадку и модернизируют технологический процесс сборки. Впрочем, от многих заказов «Металлстроймаш» вынужден отказываться – не хватает производственной мощности. Заметных конкурентов у компании нет. Есть небольшие производители в схожей тематике – и это, собственно, всё. Хотя лучше бы конкуренты были.

Производство вина на территории винодельни "Кубань-Вино"

Российские виноделы мыслят в контексте мировых тенденций и делают прекрасный продукт

Виталий Тимкив / РИА Новости

Сколько в России виноградников

Точно этого не скажет никто. По одним данным, около 100 тыс. гектаров, по другим – на треть меньше. Каждый год власти из разных регионов отчитываются о тысячах посаженных гектаров, но нет ощущения, что площади прирастают семимильными шагами. Скорее всего, гектары действительно осваиваются, но заметной динамики нет, поскольку идет не работа с новыми площадями, а замена старых лоз новыми саженцами. Но это та самая ситуация, когда рынок сам все поправит.

Как отечественные сорта винограда завоевали уважение виноделов и любовь потребителей

Еще вчера выращивать виноград было не слишком выгодным занятием. Потом произошло подряд два важных события, которые сделали виноградарство занятием едва ли не более выгодным, чем собственно виноделие. Государство начало субсидировать до 80% затрат на посадку виноградников. И оно же фактически поставило вне закона использование импортного балка (bulk wine – готовое вино, привезенное наливом) для производства в России. Виноград мгновенно вырос в цене раза в три-четыре и стал дефицитом.

Крупные компании начали скупать виноградники сотнями гектаров. Производство отечественного вина стало по-настоящему национальным проектом. Даже когда случился трагичный для кубанского виноделия 2021 год и тропические ливни погубили урожай, власти не пошли на то, чтобы временно разрешить ввоз балка снова. Возможно, это и правильно.

Важно отметить, что субсидии от государства касаются исключительно отечественных саженцев. Одна из заявленных целей – увеличение площади виноградников на 35% к 2030 году. Для этого планируется выделять около 2,4 млрд руб. господдержки ежегодно. Пока мощностей российских питомников не хватает. По словам вице-премьера Виктории Абрамченко, в прошлом году хозяйства высадили 15 млн лоз, при этом 8 млн саженцев было завезено из-за границы.

Саженцы: от количества к качеству

Многие виноделы покупают зарубежные саженцы без надежды на субсидии, так как, по их мнению, «иностранцы» лучше приживаются и очищены от всяких малоприятных болезней. Дело в том, что питомниководство – это, с одной стороны, рутинное производство, с другой – наукоемкая отрасль, которую мы в какой-то момент едва не потеряли. Генетические исследования сортов и клонов, работа с гибридами, очистка саженцев от зловредных вирусов – все это задачи питомников. А виноделие чем дальше, тем больше нуждается в науке.

Секретные виноматериалы: чем обернулось повышение алкогольных акцизов

Сейчас генетическими исследованиями винограда занялся Курчатовский институт, потихоньку оживает и получает заметное финансирование легендарный ВНИИ «Магарач», подключаются к тематике региональные университеты. Но беда нашей науки – почти полное отсутствие коммуникаций. Там варится какой-то суп, но распробовать его отрасли довольно сложно. Мы периодически слышим отчеты от деятелей науки, но некому это все перевести на общепонятный язык.

Крупные индустриальные винодельни стремятся обеспечить себя собственными саженцами. Лидер здесь – самая большая винодельня Европы «Кубань-Вино». Огромный современный питомник появился у нее еще в 2017 году. Вообще, я бы отметил, что это хозяйство развивается по всем законам современного менеджмента, а это характерно далеко не для всех коллег, которые подчас выглядят как большие крестьянские хозяйства без руля и ветрил. Инвестиции в питомник «Кубань-Вино» составили полмиллиарда рублей. Его рассматривают не только как производственный комплекс, но и как площадку для научных работ. В 2022 году тут произвели 5,6 млн прививок и 2 млн саженцев. Здесь работают с сортами группы пино, мерло, шардоне, мускаты, уньи блан. 1,3 млн саженцев используется для закладки своих новых виноградников, остальное продают хозяйствам в Краснодарском и Ставропольском краях, Крыму, Дагестане, Ростовской области.

Есть свои питомники у «Фанагории», «Дербент Вино», Alma Valley и других. Недавно о запуске комплекса мощностью до миллиона прививок винограда в год объявил и Крымский федеральный университет (в его состав влилась местная Аграрная академия). Это еще один пример на стыке науки и производства. И, скорее всего, потребности в количестве саженцев отечественные питомники закроют быстро. А вот за качество придется побороться. Пока для получения очищенных клонов виноделы отправили даже автохтонный крымский кокур в питомник Rauscedo во Фриули. Это как раньше с оборудованием: в свое не верят, верят в европейское.

Энотуризм – двигатель торговли

Пожалуй, самые динамичные перемены происходят в сфере энотуризма (винного туризма). До пандемии его развивали либо те, у кого база сложилась исторически («Абрау-Дюрсо», «Массандра», «Новый Свет»), либо самые продвинутые – те, кто понимает, что вино само по себе продать недостаточно. Правда, энотурист тогда не знал, что нужно ездить по отечественным винодельням, и выбирал Бордо, Риоху и Напу. Впрочем, и наши винодельни были полны посетителей, но, скорее, в сезон и лишь по случаю того, что туристы и так уже приехали в Геленджик, Анапу, Ялту. Сегодня в прайс-листы туркомпаний добавляются пункты о возможности поездок на винодельни, появились частные гиды, которые занимаются исключительно этим видом экскурсий.

Взрыв интереса к поездкам в винные хозяйства случился после закрытия границ из-за ковида. Поклонники Бордо и Напы поехали в Крым и Анапу. И вдруг обнаружили, что виноделы наши мыслят в контексте мировых тенденций, да и продукт делают прекрасный. А виноделы, обнаружив, какое количество энофилов рвется к ним, задумались о разработке этой золотой жилы. Контакт с человеком, однажды побывавшим на винодельне, может потом не прерываться годами. Турист, по сути, становится добровольным амбассадором марки.

Винная карта России: как развивалось виноделие на наших территориях от античности до XX века

Одно за другим появляются агротуристические комплексы, которые по совместительству еще и винодельни хорошие. В эти места можно ехать и без всякого вина, только из-за архитектуры. Первой такой ласточкой, строившейся как единый винно-туристический комплекс, стало «Поместье Голубицкое» (Кубань). Мало того что тут обожают туристов, теперь здесь появился собственный Фонд искусств. Музыканты, художники, писатели могут приехать сюда, пожить бесплатно среди виноградников, устроить выставку.

Позже невероятной красоты винодельни стали открываться одна за другой. «Шато де Талю», «Скалистый берег», «Криница» (пока закрытая для туристов, но обещают вот-вот). Винодельни «Лефкадия», «Имение Сикоры» и «Гай-Кодзор» вообще попали в сотню лучших в мире (в рейтинге оценивается и красота предприятия).

Особняком в этом ряду стоит Winepark by Mriya под Ялтой – целый комплекс проектов, призванных развивать винную культуру в стране. В этом пространстве полно объектов современного искусства, царит торжество ландшафтного дизайна, робот-сомелье подносит посетителям бокалы, местная труппа ставит хорошие иммерсивные спектакли. Тут же выпускают вино из собственного винограда. В прошедшем ноябре Winepark посетили около 40 тыс. человек, хотя туристов в то время и в том месте было значительно меньше обычного.

Кстати, о цифрах. Еще одна меня поразила недавно. На Масленицу в винное хозяйство «Лефкадия» (Кубань, Крымск) приехали только за один день 11 тыс. человек! А ведь это среднее по размерам предприятие. Но оно очень много внимания уделяет работе с туристами. Хотя такого нашествия, кажется, даже виноделы не ожидали.

Самым крупным туристическим винным объектом в России считается «Абрау-Дюрсо». По словам учредителя ПАО «Абрау-Дюрсо» Бориса Титова, количество туристов за семь лет увеличилось вдвое – до миллиона человек. «Ситуация с нашим туркластером для России не очень типична. Агитировать к нам приезжать никого не надо, наоборот, мы не справляемся с потоком из-за нехватки мощностей. Надеюсь, в предстоящие семь лет удастся ликвидировать это досадное расхождение», – написал он в своем Telegram-канале в конце прошлого года.

Вкус к работе с энотуристами почувствовали многие. Радикально поменяется, например, «Новый Свет», судя по тем рендерам будущего винного хозяйства, которые доступны в прессе. «Кубань-Вино», еще года три-четыре назад, кажется, вообще не обращавшее внимания на сегмент туризма, сегодня тоже рвется в лидеры. Компания вложила 2,5 млрд руб. собственных средств в энологический центр Chateau Tamagne в станице Тамань. Современнейший завод, куртуазное пространство. Туристы, дегустации, профессиональные конференции. Но это только начало.

Еще более смелый винно-туристический проект от «Кубань-Вино» реализуется под Анапой, в поселке Виноградный. Называется он Villa Aristov. Инвестиции – 4 млрд руб. Это уже история а-ля город-сад. Там построен винный гастромолл с собственной пивоварней, будет еще и винодельня на миллион бутылок со своими 2000 га виноградников. Управляющий акционер группы «Ариант», мотор всех перемен на «Кубань-Вино», Александр Кретов говорит: «Вместе с администрацией Анапы мы изменили градостроительный план Виноградного. Построили стадион, чтобы дети бесплатно занимались футболом, городская администрация разбивает парк. Вместе мы сделали развязку, ведущую к морю. Приезжайте лет через пять – и вы не узнаете это место». Ожидается, что Виноградный сможет принимать до пяти миллионов туристов в год.

Потребность в качественном отечественном продукте поистине творит чудеса в освоении территорий. Виноградарство удивительно быстро само себя развивает. Главное, что вино появилось. А вслед за вином обязательно подтянется и винодельческая отрасль.

Автор – винный эксперт

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».