«Ожидаем падение, надеемся на стагнацию…»
Объемы страхования имущества юрлиц сокращаются, и будут продолжать падать в 2016 году, считают участники рынка. Конкурентная борьба обостряется, в борьбе за клиентов страховые компании идут даже на откровенный демпинг, что сокращает прибыльность этого сектора страхования. Каких видов мошенничества при страховании залогов стоит опасаться.
2015 год: 100 млрд руб. и ниже
Страховой рынок (объем премий в номинальном выражении) в целом за 9 месяцев 2015 года вырос на 3,6%. Однако инфляция за 9 месяцев оказалась намного выше, то есть в реальном измерении объемы страхования в России упали. Это произошло неравномерно по секторам. Главным драйвером роста рынка стал ОСАГО, тарифы на который были повышены весной 2015 года Центробанком, также выросло страхование жизни и имущества физлиц (подробнее см. «Профиль» № 46 от 14 декабря 2015 года). Остальные сектора упали.
Страхование имущества юрлиц – примерно десятая часть всего страхового рынка. Премии, полученные по этому виду страхования, сократились за 9 месяцев 2015 года на 10%, или 9,5 млрд рублей. По итогам 2015 года мы ожидаем падение объема рынка со 112 до 100 млрд рублей, сказала «Профилю» Мария Барсова, руководитель департамента по страхованию имущества и автострахования СГ «Уралсиб».
«Стоит отметить снижение в 2015 году числа клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса. В части крупного сегмента их количество, наоборот, увеличилось. Увеличились и объемы страхования. В первую очередь это связано с изменениями на валютном рынке – многие крупные организации делают переоценку своих активов. Страхование, связанное с обязательствами перед банками – залогодержателями, выросло по сравнению с 2014 годом, т. к. организации все чаще ищут источники финансирования для поддержки и развития своего бизнеса у крупных банков‑партнеров», – рассказал Алексей Володин, заместитель генерального директора ООО СК «ВТБ Страхование».
«Динамика к снижению рынка наиболее заметна в добровольном страховании, чем, например, в страховании, связанном с залогами. В секторе страхования, связанного с банковскими кредитами, даже можно отметить определенный рост, учитывая большую потребность бизнеса в оборотных средствах и, соответственно, страховании залогового имущества», – объяснил Владимир Тиняков, вице-президент Группы «Ренессанс страхование».
Однако Александр Кудряков, генеральный директор АО СК «ПАРИ», усомнился в том, что банковское страхование растет, возможно, этот эффект чувствуют крупные страховые компании из-за перетока в них клиентов от компаний с отозванными лицензиями (в 2015 году таких компаний было более полусотни): «В целом банковское страхование уменьшилось. Хотя в этом сегменте также произошло перераспределение клиентов из-за ухода с рынка ряда средних страховщиков. Снижается число тех, кому банки могли бы дать кредит. В этом смысле емкость самого рынка уменьшается».
На это же указал и Сергей Худяков, заместитель генерального директора, директор по корпоративному страхованию СК «Альянс»: «Замедление практически всех отраслей экономики, конечно, привело к некоторому снижению спроса на страхование, но одновременно происходит консолидация страховой индустрии, поэтому увеличивается концентрация клиентов у более надежных страховых игроков».
«Сектор банковского страхования просел по всему рынку», – подтвердил Михаил Денисов, заместитель директора департамента андеррайтинга по корпоративным видам страхования страховой компании «Согласие». Это связано как с нежеланием заемщиков кредитоваться по текущим ставкам, так и со сворачиванием инфраструктурных проектов. Он отметил и другие тенденции 2015 года: «Спад по добровольному страхованию прежде всего характерен для страхования строительно-монтажных работ и спецтехники. По имуществу юридических лиц на рынке два диаметрально противоположных движения. С одной стороны, собственники бизнеса стараются сократить затраты на страхование, с другой – они вынуждены оставлять компании, которые уходят с рынка или закрывают страхование тех или иных сегментов, например, по складам (по ряду компаний был введен запрет на страхование). Также ввиду санкционных рисков требуется выходить на новые рынки за перестрахованием, что по ряду кейсов приводит к росту оригинальной премии. В целом рынок, безусловно, сжимается».
К концу 2015 года никто из опрошенных «Профилем» экспертов и руководителей компаний не отметил оживления рынка, подчеркивая, что рынок падал равномерно по кварталам года. Роман Тихоненко, президент компании AIG в России, был наиболее категоричен: «К концу года мы, наоборот, заметили замедление рынка по многим видам страхования и пока не видим улучшения динамики».
Имущественное страхование – достаточно классический консервативный вид, основа не меняется десятилетиями. Страховой взнос зависит от нескольких основных параметров: объект страхования и его качество, стоимость, страховая сумма, риски, франшиза. Вроде бы небольшой набор переменных, но, как показывает практика, у многих компаний наблюдается дисбаланс. Одна из важных проблем, которую выявил Allianz, проведя в начале года исследование, – это недостаточные страховые суммы из-за фактора девальвации. Нужно обязательно пересмотреть стоимости застрахованных активов, иначе при страховом случае возмещения не хватит на восстановление поврежденного объекта и работы предприятия. Для целей снижения затрат на страхование очень слабо используются механизмы установления франшиз, пакетное страхование, позволяющее экономить на эффекте масштаба, и превентивные меры, снижающие риск и, соответственно, цену покрытия. Вот ключевые точки преломления наших усилий в диалоге с клиентами в 2016 году. О наработках Allianz в области расширения имущественных продуктов мы планируем объявить во втором квартале текущего года».
2016 год: экономить ли на страховании?
В текущем году представители отрасли ждут продолжения трендов прошлого года. «Вряд ли мы увидим рост рынка до восстановления макроэкономической ситуации в экономике», – заявил Михаил Денисов из СК «Согласие».
В 2016 году падение рынка страхования имущества юрлиц продолжится, но менее значительными темпами, чем в 2015 году. По итогам этого года мы ожидаем сокращение сегмента на 5–7%, уверенно спрогнозировала Мария Барсова (СГ «Уралсиб»).
Александр Михайлов, старший вице-президент автолизинговой компании «Европлан», был лаконичен и предельно точен: «Ожидаем падение, надеемся на стагнацию. Для роста нет глобальных предпосылок. Страховать будут только то, что не страховать нельзя, или то, лишиться чего критично для бизнеса».
«Клиенты продолжат экономить на добровольном страховании, – подчеркнул Алексей Сидорович, руководитель направления андеррайтинга страхования имущества и ответственности компании «БИН Страхование». – Ключевым направлением останется именно страхование, связанное с банковскими кредитами».
Многие компании, сокращая свои расходы, первым делом урезают или вообще убирают статью расходов на страхование из своего бюджета. «Так поступают те, кто не сталкивался с серьезными последствиями от частичной или полной утраты своего бизнеса в результате непредвиденного страхового события, – пояснил заместитель гендиректора ООО СК «ВТБ Страхование» Алексей Володин. – Компании, знакомые с такими событиями, на страховании не экономят, а, напротив, расширяют свое страховое покрытие. В кризис страхование остается инвестицией в стабильное развитие предприятия».
На замедление спада страхования выразила надежду Марина Шальнева, директор департамента страхования имущества ПАО «САК «Энергогарант»: «Те компании, которые решили экономить, просто не продлили свои договоры в 2015 году, а компании, застраховавшиеся в 2015 году, с большой вероятностью застрахуются и в 2016-м».
Снизить затраты на страхование можно за счет установления более высоких франшиз. Еще мы предоставляем клиентам возможность воспользоваться рассрочкой по платежам. А при заключении договора учитываем специфику бизнеса клиента, пожелания при заключении договора страхования – все это также позволяет нашим клиентам заключить договор страхования на максимально комфортных условиях».
«На сладкое»
Несмотря на падение объемов страхования, сокращение числа договоров или стабилизацию или падение числа клиентов, тарифы в этом секторе растут, что во многом компенсирует бегство клиентов. Этот вид страхования остается весьма прибыльным для страховых компаний, «сладким». Это подтверждают практически все опрошенные «Профилем» эксперты. Но ситуация тут все же резко усложняется двумя основными факторами – усилением конкуренции и ростом мошенничества.
«В отрасли страхования имущества юрлиц проблемы продолжают усугубляться, – рассказал Сергей Печников, директор по развитию страхования СК «МАКС». – Поскольку сегмент более рентабельный, чем автострахование, за него ведется серьезная борьба, которая подстегивает, к сожалению, весь рынок к продолжению демпинга. Самая тревожная ситуация в страховании товарно-материальных ценностей (ТМЦ). Ряд страховщиков вообще закрыли данное направление. Андеррайтинг этого вида страхования – один из самых трудоемких, при этом тарифы сравнительно невысоки, а убытки происходят довольно часто и в солидном объеме. Кроме того, существенная часть залогов юрлиц обслуживается вполне определенными крупными банками, которые активно продавливают страховщиков на снижение тарифов и увеличение комиссии самому банку напрямую либо через аффилированных посредников. Это усугубляет проблему демпинга в сегменте».
Рост рисков страховщиков
Мировая практика говорит о том, что основной риск, например, по страхованию товаров на складе – это пожар. «Как показывают наши статистические данные, так и европейские, во время экономических кризисов число пожаров заметно увеличивается», – заметил генеральный директор АО СК «ПАРИ» Александр Кудряков.
«Самая распространенная ситуация мошенничества с залогами – это инсценировка кражи со взломом, – пояснила «Профилю» Марина Шальнева (ПАО «САК «Энергогарант»). – Товар передается в залог, показывается представителю банка, а затем вывозится в неизвестном направлении. Далее производится и подается заявление о краже в компетентные органы и страховую компанию. Иногда бывают случаи, когда собственник товара вступает в сговор с кредитным инспектором. Товар существует только на бумаге, страховая компания, доверяя банку, не осматривает имущество. После этого «собственник» производит инсценировку кражи со взломом и подает заявление в компетентные органы и страховую компанию».
«Мошенники из автострахования активно начинают переходить в сегменты юрлиц. Это происходит в рамках ОПГ, куда вовлечены сопричастные стороны – недобросовестные сотрудники страховщиков, банков и т. п., – выразил озабоченность Сергей Печников из СК «МАКС». – Как правило, мошенничество происходит в сегментах ТМЦ (часто просто страхуют пустые коробки под видом товара), значительно реже – со страхованием недвижимого имущества. Если в мошеннический договор включен банк, то есть веские основания полагать, что есть сговор с кредитным инспектором. Но справедливости ради нужно отметить, что значительная часть случаев происходит без участия банков».
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".