Top.Mail.Ru
Наверх
1 декабря 2020

Почему сотрудник на «удаленке» должен зарабатывать больше

Работа на дому из дома удалёнка удалённая дистанционная семь
©Shutterstock / Fotodom

Коронакризис, пришедший в Россию, открыл перед гражданами новые возможности. А именно – почувствовать на себе прелести работы вне офиса. «Удаленку» испытали на себе как работодатели, так и работники. Первые поняли, что это не так уж и плохо, если грамотно выстроить систему контроля. А последние – что это не так уж и просто, если вокруг много отвлекающих от работы факторов.

Как показывают опросы различных HR-исследований, многие работодатели всерьез подумывают оставить сотрудников работать дома. Но вопрос, который никто не поднимает, – сколько они собираются им платить. Многие «эйчары», к которым обратился «Профиль», отказались отвечать на этот вопрос.

Как организовать удаленную работу на карантине через онлайн-сервисы

Логика специалистов по персоналу, чаще отстаивающих интересы работодателей, проста: если работник получает возможность высыпаться и не тратиться на транспорт, то и платить ему можно меньше. Хочешь комфортных условий – откажись от части своего заработка. Вот только не всегда дома эти условия комфортные. Даже если человек проживает один, то войти в рабочий режим ему гораздо сложнее, чем в офисе.

Кроме того, до кризиса удаленных сотрудников, как правило, искали в регионах, где запросы по размеру заработка гораздо скромнее. Но столичных работников такой расклад может не устроить.

Вопрос позиционирования

«Оценка уровня зарплаты должна происходить сообразно бизнес-требованиям и бизнес-результатам, – рассуждает руководитель направления «Изменения и инновации» Business Speech Павел Меринов. – Если сотрудник поменял формат работы, это еще не означает, что он приносит больше ценности для компании, для подразделения. Да, это изменение, но это еще не означает какого-то изменения с точки зрения «выхлопа» от работы сотрудника».

Унесенные вирусом: кого карантин оставит без работы

Замечание, с которым трудно не согласиться. Однако Меринов тут же добавляет, что «удаленка» подразумевает более гибкий формат работы. И это должно позиционироваться как некий бонус. «В условиях, когда все перешли на удаленку, специальная программа по перестройке графика и режима работы может быть преподнесена руководством как своеобразная льгота или как своеобразный бенефит для сотрудников, – говорит он. – Вот это должно быть действительно осмысленным и осознанным действием, а не просто самим фактом того, что все теперь работают на удаленке».

И наконец, по его мнению, рост стоимости, ставки или гонорара должен быть при условии роста ценности производимого продукта. Так бывает, например, в консалтинге. «Известно уже, что для подготовки сопоставимого продукта в онлайн-формате требуется больше трудозатрат и больше усилий по времени, – соглашается Меринов. – И это в том числе обосновывает более высокую стоимость – отпускную стоимость – для клиента. С этой точки зрения консалтинговые продукты, которые реализуются в онлайн-формате, могут стоить больше». Но при прочих равных разницы в зарплатах между удаленными и офисными сотрудниками быть не должно.

Удаленка как экономия

Однако удаленный сотрудник – это прежде всего экономия работодателя на организации ему рабочего места, как того требует Трудовой кодекс. Такому работнику не нужно покупать компьютер, стол, стул и квадратные метры, куда это все поставить. Все это он приобретает за свой счет.

Как массовый переход на онлайн-работу повлиял на российский бизнес

«При этом не стоит забывать, что в затраты на сотрудника на рабочем месте входят не только квадратные метры, стол, стул и техника, но и туалетная бумага, кофе, вода и другие мелочи, которые при умножении на количество рабочих дней в году и количество офисных сотрудников выходят в приличную сумму, – отмечает генеральный директор Market Entry Atelier Екатерина Берлова. – На самом деле, ровно нежелание заботиться о таких вещах спровоцировало тенденцию, при которой многие компании при поиске офисного пространства выбирали коворкинг, где все включено в стоимость рабочих мест. Впрочем, от количества мест в офисе зависит и арендная стоимость. Поэтому даже здесь удобнее, если сотрудники лишь периодически приходят в офис, причем поочередно, по необходимости».

Что произойдет, если у офисного сотрудника сломается компьютер? Правильно – придет системный администратор, который либо его починит, либо заменит. Удаленному сотруднику придется самостоятельно покупать новый компьютер или оплачивать его ремонт.

«Правильно, если компания повышением оплаты труда компенсирует ему то, что она сэкономила на его хоум-офисе, – говорит Берлова. – Кроме того, при дистанционной работе удобнее оценивать эффективность. В офисе часто есть иллюзия, что человек трудится весь день. Когда он работает из дома, мы, как руководители, не видим, насколько он сосредоточен на задачах. На первый план выходят не видимость работы, а умение сотрудника в любых условиях выстроить коммуникацию, показать результат, уложиться в дедлайн. Человек, способный к самоорганизации в домашних условиях, лучше специалиста, которого необходимо дергать и отслеживать в режиме реального времени. Он тратит меньше ресурсов руководителя».

Другой вопрос, как «удаленка» коррелируется с СОУТ – специальной оценкой условий труда, которую требует законодательство. «Помните, еще недавно было много разговоров о новых правилах по оценке условий труда и возможных штрафах? – отмечает эксперт. – Как будет проводиться проверка рабочих мест комиссией, если все массово перейдут на удаленку? Будет ли это освобождением для компании от СОУТ (что также попадает в нашу копилку доводов «за» повышение оплаты сотруднику) или появятся новые предписания?»

Читать полностью (время чтения 3 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Скачайте мобильное приложение и читайте журнал "Профиль" бесплатно:
Самое читаемое

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK
01.12.2020