Ползучий переход наличности: что стоит за сменой дизайна российских банкнот
В России в обращение будут введены бумажные деньги нового образца. В планах ЦБ РФ завершить модернизацию всего «модельного ряда» банкнот. Напомним, первый шаг в этом направлении был сделан в конце 2017 года. Так в кошельках россиян появились купюры 200 и 2000 рублей. Дизайн новинок настолько отличался от старых, что многие вначале посчитали их сувенирной продукцией. Регулятору пришлось даже обращаться к сознательности и здравому смыслу граждан, призывая расплачиваться этими банкнотами.
Сейчас Банк России решил привести к общему стандарту купюры номиналом 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Как пояснил зампред Банка России Михаил Алексеев, в последнее десятилетие банкноты образца 1997 года не модернизировались и надо «подтянуть их защитный комплекс и усовершенствовать дизайн».
Реформу планируется провести не одномоментно, а растянуть на несколько лет. Причина – разработка дизайна и защиты банкноты в среднем занимает полтора-два года. Мощности же позволяют одновременно готовить к выпуску не более двух новых купюр.
Таким образом, в 2022 году в денежное обращение поступят первые 100-рублевки нового дизайна, в 2023-м – банкноты номиналом 1000 и 5000 рублей, в 2024-м – номиналом 500 рублей, а в 2025 году – номиналом 10 и 50 рублей. При этом в них от бумажных денег образца 1997 года мало что останется.
Позиции, видимо, частично сохранят Москва и Петербург. На лицевой стороне 50- и 100-рублевок останутся изображения Белокаменной и Северной Пальмиры. А на обороте появятся изображения достопримечательностей федеральных округов – Северо-Западного и Центрального.
На лицевой стороне банкнот номиналом 10, 500, 1000 и 5000 рублей появятся изображения Новосибирска, Пятигорска, Нижнего Новгорода и Екатеринбурга, а на их оборотной стороне – достопримечательности Сибирского, Северо-Кавказского, Приволжского и Уральского федеральных округов соответственно.
Ближайшие 10–15 лет модернизированные банкноты будут находиться в обращении параллельно с купюрами старого образца. Последние должны выйти из оборота, так сказать, естественным путем – из-за износа и загрязнения. В планах ЦБ, заверил Михаил Алексеев, нет намерения поменять номинальный ряд банкнот и монет. Во всяком случае, на сегодняшний день это точно неактуально. «Мы пока считаем, что потребности в выпуске более высокого номинала, чем 5000 рублей, не существует, и это связано с тем, что существующая система наличного денежного обращения в полной мере удовлетворяет потребности», – заверил он.
В этом заявлении может смутить слово «пока». Получается, что в перспективе корректировка номинального ряда все-таки не исключена. Вопрос – в большую или меньшую сторону это может быть сделано.
На риск деноминации косвенно указывает решение ЦБ через четыре года выпустить в оборот 10-рублевую купюру, которая с 2012 года заменена монетой соответствующего достоинства. Червонцы образца 1997 года формально остаются законным платежным средством, но, что называется, в живой природе в настоящее время практически не встречаются.
Не исключено, что наличие готовой купюры может потребоваться в силу объективных обстоятельств. Иногда такой «резерв» ЦБ нужен. Так, возобновить временно выпуск купюр достоинством 10 рублей пришлось в конце 2010 года, когда выяснилось, что банкам для расчетов с клиентами не хватает монет соответствующего достоинства. Но в 2012 году печатный станок для этих купюр остановили, казалось бы, окончательно.
Впрочем, не факт, что общество готово сейчас принять на веру такое объяснение решения ЦБ, касающееся потребности в 10-рублевках в новом дизайне. История свидетельствует, скорее, об обратном. В СССР и России изменения в денежных знаках происходили неоднократно – в 1921, 1924, 1947, 1961, 1991 и 1998 годах. И почти всегда, несмотря на официально объявленные цели и задачи, им сопутствовала деноминация – либо «денулизация», либо назначался новый номинал.
Самый свежий для россиян пример – реформа 1998 года, которая сопровождалась деноминацией в 1000 раз. Основания для этого у финансовых властей были разные. Среди объяснений – борьба с лишней денежной массой в экономике, защита от фальсификации.
Банк России постоянно следит за мировыми трендами денежного обращения. Главный из них – постоянный рост наличности во всех странах за последние годы. В Бразилии, например, отмечено увеличение на 35%, в Мексике – на 23%, в Турции – на 21%, в США – на 15,2%, в Евросоюзе – на 11,5%. Ярким примером является Швеция, где регулятор попытался сократить объем наличности, но безуспешно, в итоге рост количества наличных денег в обороте продолжился.
В России также наблюдается перманентный рост наличности. По оценкам специалистов, ежегодно в оборот поступает около 0,5 трлн рублей. Причем в «пандемийном» 2020 году наличных денег напечатали в 5,6 раза больше, чем в среднем печатали в предыдущие четыре года.
В итоге за пять лет масса наличных денег в экономике увеличилась в 1,5 раза и составила 2,8 трлн рублей. Ситуацию, когда этот показатель неуклонно растет, а доля наличности в расчетах устойчиво сокращается, называют парадоксом наличных денег. Допустим, в нашей стране при столь существенном росте объема наличности количество граждан, использующих в платежах купюры и монеты, сократилось почти в два раза – с 66% до 30%. Но при этом, согласно опросам, более половины россиян по-прежнему не готовы отказаться от наличных денег. Даже появление цифрового рубля ситуацию принципиально вряд ли изменит.
Обобщение зарубежного опыта и учет мировых трендов позволили Банку России сформировать целевые ориентиры развития наличного денежного обращения на ближайшую пятилетку. Главный вывод – необходимо обеспечить стабильность оборота наличности, высокое качество денежных знаков, оптимизировать издержки на основе развития технической инфраструктуры, совершенствовать бизнес-процессы и практику взаимоотношений с участниками финансового рынка.
Базовый сценарий стратегического плана, подготовленный регулятором, предполагает решение ряда ключевых задач. В частности, предусматривается передача части ликвидности коммерческим банкам, что позволит сократить затраты на перевозку, пересчет, обработку наличных денег. При этом нельзя оставлять без внимания экономический эффект модернизации денежных знаков. Она позволит сократить находящиеся в обороте наличные деньги приблизительно на 2,9 трлн рублей, т. е. вернуть показатель до уровня, который принято считать приемлемым и безопасным для отечественной экономики.
К 2020 году объем наличной массы, находящейся на руках у населения РФ, составил более 13 трлн рублей, или 11,3% ВВП страны. По весу это равно 600 тоннам банкнот! Так что ЦБ, затевая реформу, в прямом смысле слова хочет облегчить карманы россиян. Кроме того, в повестке дня возвращение в оборот десятков и сотен миллиардов рублей. В настоящее время наблюдается сокращение наличных денег в транзакциях при увеличении доли 5-тысячных купюр в обращении с 77% до 80%.
Ранее Центробанк исходил из того, что в ходе восстановления экономики скопившиеся на руках наличные деньги граждане вернут на счета в банки. Однако в поведении людей явно наблюдается обратный процесс. Согласно оперативным данным, за период с 1 января по 15 марта 2021 года объем наличности на руках у граждан сократился всего на 1% – на 28 млрд рублей. Оттоку денег населения из банковского сектора способствовали низкие ставки по депозитам, которые оказались ниже уровня инфляции.
Повышение ключевой ставки ЦБ, по логике, должно качнуть маятник в обратном направлении, поскольку и кредитные организации смогут предложить клиентам более выгодные условия размещения свободных средств. Дополнительным стимулом к возвращению физических лиц в лоно банков может стать смена дизайна купюр.
Можно предположить, что значительная часть тех, кто держит сейчас накопления под матрасом, не станут тянуть с обменом старых денег на новые. Это неизбежно приведет их в банки, где многие граждане почти наверняка захотят оставить свои сбережения на депозитах. Такой возможностью смогут воспользоваться все, и не как при «павловской» реформе 1991 года, когда без проблем можно было обменять ограниченное количество купюр достоинством 50 и 100 рублей.
Однако это не означает, что потом к подпольным миллионерам не придут с вопросами о происхождении богатств сотрудники Федеральной налоговой службы или даже правоохранители. То есть по умолчанию еще одной задачей смены дизайна российских банкнот является борьба с теневой экономикой и нелегальными доходами. В настоящее время в России отсутствует гиперинфляция, девальвация рубля идет не столь стремительно, как в первой половине 1990-х.
Избыточная денежная масса создает почву для процветания теневой экономики. С точки зрения правительства и ЦБ, деноминация вроде бы может помочь разобраться с серыми схемами сделок и зарплатами в конвертах. Правда, при таком раскладе их участникам придется переводить свои капиталы в доллары и евро, криптовалюту, фьючерсы, выводить все, что нажито неправедным трудом, в офшоры. И тогда эти люди определенно окажутся в поле зрения компетентных органов со всеми вытекающими неприятными последствиями.
Словом, основания и выгоды для деноминации рубля объективно существуют. Другое дело – политическая воля и последствия. Глава ЦБ РФ Эльвира Набиуллина ответственно заявляет, что оснований для подобного решения нет. Верить или не верить ей – личное дело каждого. И все же вероятность того, что регулятор планирует в обозримом будущем сыграть в крестики-нолики, ничтожна. Хотя бы потому, что для Банка России и лично Эльвиры Набиуллиной это несет высокие репутационные риски и утрату доверия. А это дорогого стоит.
Майя Дубовик – профессор кафедры экономической теории Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".