Наверх
6 августа 2021

Портовики и железнодорожники расширяют возможности Дальнего Востока

©Пресс-служба АО Восточный порт

В ноябре на Дальневосточной железной дороге произошло большое событие. Запущен современный железнодорожный парк «Новый» для приема груженых поездов с экспортным углем, следующих в специализированный углепогрузочный комплекс АО «Восточный Порт». Парк построен полностью за счет средств частного инвестора.

История станции Находка-Восточная и крупнейшего в России специализированного терминала с высокотехнологичной перевалкой угля АО «Восточный Порт» тесно переплетены вот уже около полусотни лет: партнеры вместе росли, вместе становились «на ноги», увеличивая поэтапно мощности железнодорожной и морской составляющей. Еще в 1998 году впервые собственными силами «Восточный Порт» построил дополнительный приемо-отправочный парк (так называемый «четвертый пучок») и безвозмездно передал его на баланс железнодорожникам.

Последние годы в этом отношении стали особенно показательными. Экспорт угля в стране развернулся на Восток – станция, построенная под нужды порта, стала важнейшим центром всего Находкинского транспортного узла. И произошло это опять благодаря совместным усилиям железнодорожников и портовиков. Чтобы расширить перевалочные возможности порта и железной дороги, АО «Восточный Порт» в рамках государственно-частного партнерства построил дополнительно 5 электрифицированных железнодорожных путей в парке отправления «Б» общей протяженностью 7,3 км, в 2019 году безвозмездно передал их на баланс ОАО «РЖД» для общего пользования.

В сентябре 2019 года в рамках V ВЭФ в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Республики Индия была запущена «Третья очередь углепогрузочного комплекса в порту Восточный», которая увеличила пропускную способность угольного порта до 55 млн т. Наконец, 18 ноября с участием премьер-министра России Михаила Мишустина был дан торжественный запуск железнодорожного парка «Новый», который предназначен для обеспечения стивидорных мощностей углем Кузбасса, Хакасии и Якутии. Всего в железнодорожную инфраструктуру РЖД частным инвестором вложено 5 млрд рублей. Новые парки увеличивают пропускные способности станции Находка-Восточная на 25 миллионов тонн.

Модернизация станции имеет ключевое значение для всего Находкинского транспортного узла и Дальневосточной железной дороги. Увеличивая вагонопоток и среднюю весовую норму груженых и порожних составов на станции, повышая ежесуточную выгрузку до 70 дополнительных поездов в сутки, железнодорожные парки высвобождают необходимые ресурсы ОАО «РЖД», которые могут быть задействованы для строительства обходных участков Дальневосточной железной дороги на маршрутах от Уссурийска до Находки и снижения нагрузки на инфраструктуру в «узких» местах.

Бизнес-кейс по модернизации припортовой станции в Находке является образцовым примером для всей программы развития Восточного полигона РЖД. АО «Восточный Порт» продемонстрировало возможности ускорения развития железнодорожной инфраструктуры РЖД за счет проекта государственно-частного партнерства и привлечения ресурсов крупного частного бизнеса. Так называемые «безупречные» инвесторы, доказавшие успех инвестиционных проектов в своих направлениях, могут участвовать в сложном строительстве с вовлечением в смежные отрасли.

«Восточный Порт», передовая стивидорная компания в России по использованию наилучших доступных технологий, и в железнодорожном проекте воплотил свои основные принципы, важные для Дальнего Востока: экологичность, технологичность, рабочие места», – подчеркнула Ирина Ольховская, директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК».

Железнодорожный парк «Новый» является самым современным на Дальнем Востоке и построен с использованием всех последних технических решений. Вся поездная и маневровая работа проводится на 12 электрифицированных железнодорожных путях приема длиной 1100–1685 м, тупиковый путь длиной 110 м для отстоя поездных локомотивов после отцепки их от угольных составов, и подъездной путь от парка «Новый» до фронтов выгрузки углепогрузочного комплекса АО «Восточный Порт». Общая протяженность всех железнодорожных путей парка «Новый» составляет 19 км.

Стрелочные переводы и сигналы парка оборудованы микропроцессорной централизацией (МПЦ-АСК) и управляются с единого поста. Все они оборудованы электрообогревом для бесперебойной работы в период отрицательных температур зимой.

Маневровую работу выполняют маневровые локомотивы серии ТЭМ2. Их количество меняется в зависимости от ситуации и объема прибывающих вагонов.

На железнодорожных путях парка предусмотрены приемосдаточные операции: осмотр вагонов осмотрщиками, приемосдатчиками груза и багажа. По готовности груженого состава в парке «Новый» осуществляется его подача на выставочные пути специализированного угольного комплекса АО «Восточный Порт».

Уникальной особенностью проектов является внедрение на станции новой технологии АСКИН (автоматизированной системы контроля инвентарных номеров вагонов). Получая видеоизображение с телекамер, АСКИН автоматически распознаёт инвентарные номера всех типов грузовых вагонов при скорости до 60 км/ч, предельно точно запоминает их и формирует электронные данные о проследовавшем составе.

По словам начальника железнодорожного комплекса АО «Восточный Порт» Алексея Нагорного, станция Находка-Восточная и АО «Восточный Порт» являются настоящим полигоном для внедрения новых решений.  Этому способствует конструктивное взаимодействие с ОАО «РЖД».

«Многолетние отношения связывают нас с главным смежником – ОАО «РЖД». Мы не просто партнеры, мы – единое целое, – говорит Алексей Нагорный. – Создавая в Приморье мощнейший высокотехнологичный терминал, мы ориентируемся и на дальнейшее развитие железных дорог в регионе. Во многом благодаря этому сегодня «Восточный Порт» уверенно сохраняет лидерство по грузообороту, а Находка-Восточная бьет рекорды по выгрузке, пополняя копилку достижений Дальневосточной магистрали».

К примеру, 11 мая 2020 года станция в связке с портом за сутки впервые за всю историю своего развития переработала 2019 вагонов. И это далеко не предел.

Выстраивать работу с высокой экономической эффективностью портовики намерены и в дальнейшем. Но эта экономическая эффективность достигается в том числе и за счет развития современных экологических технологий и высоких стандартов социальной политики.

В проектах новых железнодорожных парков использованы современные решения, минимизирующие воздействие на окружающую среду. Для примыкания станции к Третьей очереди терминала над железнодорожными путями построен современный автомобильный путепровод, благодаря которому нет скопления машин и составов в ожидании очередности проезда, а значит, сведены к нулю вредные выбросы транспорта. На границах железнодорожных парков по всей длине установлен защитный экран высотой три метра, который снижает уровень шума для жителей ближних домов и изолирует соседние экосистемы от промышленной нагрузки станции Находка-Восточная. В дополнение к железнодорожным мощностям стивидор построил новые водоотводные системы и очистные сооружения для сбора поверхностных стоков.

Большой вклад вносит АО «Восточный Порт» с его проектами развития и в социальное развитие Приморского края и Находки. Третья очередь углепогрузочного комплекса – это более 25 млрд рублей налоговых отчислений в бюджет в ближайшие пять лет.

Читать полностью (время чтения 4 минуты )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
06.08.2021
05.08.2021