20 апреля 2024
USD 93.44 -0.65 EUR 99.58 -0.95
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Принуждение к владению
Экономика

Принуждение к владению

Александр Мамут выкупит у Владимира Потанина вторую половину Rambler&Co, пишут «Ведомости» со ссылкой на источники, близкие к бизнесменам: уже достигнута принципиальная договоренность, обсуждаются детали сделки. Таким образом, Потанин реализует опцион, полученный им от Мамута при создании интернет-холдинга.

Холдинг Rambler&Co появился в 2013 году в результате объединения медиа-активов Потанина (Rambler и «Афиша») и Мамута (компания «Суп»). Александр Мамут стал управляющим партнером. Владимир Потанин получил право через 2,5 года продать свою долю Мамуту за $295 млн, и срок опциона истекает именно в декабре 2016 г., пишут «Ведомости». По информации издания, Мамут выкупит долю Потанина на этих условиях, девальвация рубля учитываться не будет. Источники газеты сообщили, что Мамут несколько раз пытался договориться о снижении платежа или переносе сроков выкупа акций.

Rambler&Co, в который входят Rambler, «Афиша», LiveJournal, Lenta.ru и Газета.ру, а также другие интернет-проекты, не раскрывает своих финансовых результатов, а предположения аналитиков и игроков медиарынка о делах компании довольно противоречивы. По информации одних, большинство проектов Rambler&Co убыточны, однако один из источников «Ведомостей» утверждает, что в последнее время бизнес «растет». Потанин, утверждают источники издания, совершенно потерял интерес к медиа и сохранил лишь миноритарный пакет видеосервиса Ivi.

«Мамут покупает вторую половину Rambler&Co не потому, что загорелся новой идеей, а потому, что подошли сроки выполнения условий соглашения, — рассказал «Профилю» один из пионеров рунета, а ныне аналитик группы компаний «Финам», доцент кафедры новых медиа и теории коммуникации журфака МГУ Леонид Делицын. — Rambler — это крепкий орешек, на котором выдающиеся менеджеры и предприниматели могут себя испытать и проверить, действительно ли они избраны небесами в качестве гениальных предпринимателей, или они такие же как все. Можно отправить туда Марка Цукерберга и посмотреть, что получится.

Иными словами, Rambler — это сложный случай, компания, которая была пионером рынка, ставшая в 98-м году самым популярным российским сайтом. «Однако в тот момент, когда поисковые системы быстро развивались, когда пришло время найти ноу-хау, технологии, которые позволили бы оторваться от конкурентов, к несчастью для Rambler лопнул первый интернет-пузырь, — продолжает Делицын. — Поэтому инвесторы испугались и стали искать пути избавиться от актива. Они не вкладывались в технологии, а разными способами переупаковывали этот проект. То его объединяли с «Афишей», то достраивали телеканал. А главное, сформулировали абсолютно абсурдную стратегию: "Rambler — это не поисковая машина, а медиа". Но дело в том, что даже самые популярные российские медиа были в разы менее популярны, чем поисковые машины, а сейчас разрыв стал еще больше. Иными словами, владельцы компаний де-факто выбрали стратегию на уменьшение доли рынка — поисковая машина, которая хочет стать медиа, берет курс на уменьшение».

В конце концов, проект на несколько лет оказался в холдинге «Профмедиа», потом был объединен с проектом «Суп». При этом один из собеседников «Ведомостей» настаивает на том, что Мамуту удалось «навести порядок» в холдинге.

«Я бы сказал, что среди крупных российских, да и американских тоже, бизнесменов существует вера в то, что достаточно навести порядок в интернет-компании, заставить ходить на работу, простимулировать людей, навести дисциплину, и показатели компании улучшатся, — замечает Делицын. — Но цифры, которые опубликовали СМИ, показывают, что большинство проектов Rambler&Co убыточны. Это очень напоминает то, что случилось с компанией Yahoo!, которая, как и Rambler, была популярным веб-сайтом 90-х годов, и каждый ее новый генеральный директор наводил дисциплину и обещал инвесторам прибыли. Но в цифровой экономике без технологических ноу-хау, без отрыва хотя бы по каким-то направлениям от конкурентов прибыльным быть нельзя. Онлайновый бизнес — это не место для "маленьких, прибыльных, таких же, как все", потому что нет в интернет-бизнесе "маленьких, прибыльных, таких же, как все", а есть, в лучшем случае, монстры наподобие Google или Facebook, которые прибыльны, и несколько последователей, которые убыточны и на грани закрытия».

Rambler был пионером, и поэтому по инерции еще остается заметным проектом, однако о том, чтобы он обладал какими-то уникальными технологиями, которые позволили бы ему вновь бороться за первенство, ничего не известно. «Хотя надо отдать должное финансистам Rambler, которые очень успешно и удачно всегда покупали какие-то стартапы или более крупные компании, например, «Бегун», — оговаривается Делицын. — В этом отношении они действовали как расчетливые и удачливые инвесторы. Но ключевая задача — найти направление, в котором можно стать лидером, не решена. И непонятно, на чем могут основываться надежды, что будут за изменения».

Интернет-издания, входящие в холдинг, в целом сохраняют свою аудиторию. Однако, говорит эксперт, интернет-СМИ — довольно небольшой бизнес с точки зрения денег. Влиятельность и цитируемость не важна никому, кроме них самих,большее влияние на победу Дональда Трампа, нежели СМИ. «Экстраполируя на Россию, предполагаю, что «ВКонтакте» и другие проекты Mail.ru Group имеют большее влияние, — говорит Делицын. — Хотя, конечно, социальные сети тиражируют контент, а создают его СМИ, но СМИ, входящие в холдинг, в значительной степени рерайтинговые. Это не генераторы смыслов. Центров влияния, распространения идей у нас в стране не так много. Хотя, может быть, владельцы холдинга надеются на то, что их СМИ смогут занять такие позиции».

Впрочем, это вряд ли позволит получить им астрономические бюджеты, полагает эксперт. «Бюджеты, которые выделяются каким-то политтехнологическим агентствам, могут поражать воображение частных лиц, но для интернет-бизнеса, вроде «Яндекса» или Mail.ru, это копейки», — уверен Делицын.

По информации «Ведомостей», Rambler&Co в октябре 2016 года занимал четвертое место по аудитории среди интернет-холдингов — после Mail.Ru Group, «Яндекса» и Google, причем отрыв от последнего оставлял порядка 20 млн посетителей в месяц.

Собеседники «Профиля», работавшие ранее в медиапроектах, входящих в Rambler&Co, отказались комментировать или прогнозировать дальнейшие действия Александра Мамута в этой сфере.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».