25 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Роль второго плана: зачем США лоббируют глобальный налог на корпорации
налоги Экономика

Роль второго плана: зачем США лоббируют глобальный налог на корпорации

В ближайшие дни могут произойти важные изменения в системе налогообложения транснациональных корпораций. «Большая семерка» (G7) в пятницу, 28 мая, в режиме онлайн проведет завершающий раунд переговоров, по итогам которого может быть принято решение о введении так называемого мирового налога на прибыль.

Джо Байден

Джо Байден

©The White House

Это можно считать своего рода психологическим давлением на страны-участники Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), что способно ускорить принятие ими аналогичного решения. Цель изменений – заставить крупнейшие международные компании платить налог с прибыли не только по месту регистрации их штаб-квартир, но и там, где они получают доходы.

За этим «заговором» легко угадываются национальные интересы США. Президент Джо Байден представил на днях второй план поддержки американской экономики, который во главу угла ставит создание рабочих мест. Это предполагает существенное увеличение госрасходов. Цена вопроса – $2 трлн, срок действия программы – восемь лет.

Байки от дедушки Джо: куда заведут Америку экономические посулы ее президента

Новый план дополняет антикризисные меры, принятые Конгрессом США в начале марта. Напомним, $1,9 трлн решено потратить на различные выплаты и расширение финансирование программ борьбы с пандемией COVID-19.

В рамках второго пакета $621 млрд хотят направить на масштабное обновление транспортной инфраструктуры США – дорог, мостов и портов. Еще $650 млрд закладывается на повышение качества жизни (расширение доступа населения к интернету, улучшение водоснабжения и т.п.), $580 млрд – на модернизацию промышленности и $400 млрд – на социальные нужды.

Столь массированные вложения должны изменить соотношение госинвестиций к ВВП Соединенных Штатов. С 1960-х годов они сократились более чем на 40%. В случае принятия плана показатель (в процентах) практически вернется к временам холодной войны и космической гонки.

Покрыть расходные статьи бюджета Вашингтон рассчитывает за счет повышения ставки корпоративного налога с 21% до 28%. Кроме того, будет усилена борьба с офшорами. Любопытно, что эта глава плана называется «Сделано в Америке».

Вероятно, здесь есть аналогия с программой прежнего президента Дональда Трампа, призывавшего сделать Америку снова великой. Свои инициативы Джо Байден объясняет неоправданно низкой фискальной нагрузкой на крупные корпорации.

Действительно, ставка налога на прибыль в 2017 году была снижена с 35% до 21%. При этом эффективная ставка была существенно ниже – примерно на уровне 16%. А воспользовавшись вычетами, предусмотренными реформой Трампа, в 2018 году, по данным налогового комитета Конгресса, корпорации заплатили налог по ставке всего 8%.

Такое стало возможным благодаря включению в производственные издержки других расходов. Например, ускоренной амортизации и пополнения корпоративных фондов технического обновления.

При Трампе были утверждены новые правила амортизации капвложений. На протяжении первых пяти лет компании получили право вычитать из налоговой базы все издержки. В общей сложности из-за этих льгот за 10 лет госбюджет США мог недополучить порядка $1,5 трлн. Новая администрация намерена развернуть ситуацию, чтобы наполнить американскую казну.

Впрочем, даже если ставку налога на прибыль американских корпораций повысят до 28%, она все равно сохранится на самом низком более чем за полвека, исключая годы правления Трампа, уровне. Достаточно сказать, что в 1968 году этот показатель составлял 52,8%.

Таким образом, последние налоговые новации – своего рода компромисс, отмечают аналитики вашингтонского Центра экономических и политических исследований (Center for Economic and Policy Research). По их оценкам, реформа Трампа не смогла ограничить использование бизнесом юрисдикций с льготным налогообложением и не привела к существенному росту инвестиций в экономику США.

Однако предложения Байдена явно не будут приняты сходу. «Этот план, скорее всего, встретит сопротивление в Конгрессе из-за необходимости повышения налогов. При этом его чистое влияние на экономику будет гораздо менее выраженным, чем у утвержденного в марте антикризисного плана, который финансируется за счет увеличения дефицита бюджета», – полагают эксперты Центра экономических и политических исследований.

Ожидаемый результат неоднозначный. По прогнозам, публичный долг США к концу текущего года может вырасти до 102% ВВП, а к 2031-му превысит 107% (против 79% в 2019-м).

Еще один неприятный нюанс. Опережающие индикаторы сегодня указывают на ускорение темпов восстановления американской экономики. Так, значение индекса ISM в промышленности в марте выросло до 64,7 пункта – максимум с 1983 года. Субиндекс занятости поднялся с 54,4 до 59,6 пункта. Реализация очередных стимулирующих мер в таких условиях создает риски перегрева крупнейшей мировой экономики.

Помимо перестройки национальной налоговой архитектуры, Вашингтон добивается радикальных изменений мировой фискальной системы. Минфин США предложил партнерам установить налог на транснациональные корпорации на уровне не менее 15%. Министр финансов Джанет Йеллен подтвердила, что идут переговоры со странами G20. Участники намерены договориться о глобальной минимальной ставке. Это поможет положить конец тридцатилетней игре на понижение, заявила Йеллен на онлайн-мероприятии, организованном Чикагским советом по глобальным вопросам.

Байден и печатный станок: как США погасят пандемию долларами

Предложение странам «большой двадцатки» было сделано на заседании группы управления налогообложением ОЭСР. В ближайшие месяцы ОЭСР намерена достичь соглашения о пересмотре правил транснациональных корпораций и крупных технологических компаний, таких как Alphabet Inc и Facebook Inc.

В Вашингтоне подчеркивают, что 15% – минимальный уровень, и обсуждения должны оставаться «амбициозными и стремиться к повышению ставки». Американцы были не прочь рассматривать в качестве отправной точки для переговоров на площадке ОЭСР ставку в размере 21%. США поддержали Франция и Германия, но другие страны выступили против, так как ранее предлагалось ограничиться 12,5%.

Представитель аудиторской компании KPMG Манал Корвин считает, что ставка на уровне 15% более реалистична, с учетом позиции других стран. «Я предполагаю, что для достижения согласия в ОЭСР было важно, что США согласились на ставку значительно ниже 21%», – поясняет она.

Однако в американском Минфине иное видение ситуации. Представитель ведомства сказал, что администрация Байдена на 15% не согласна и продолжит выступать за более высокую ставку, а для американских компаний ее в любом случае установят в размере 21%.

Отсюда вывод: переговоры предстоят непростые, несмотря на решения G7. Ставка в 15%, устраивающая многих членов ОЭСР, в случае ее принятия создаст большой разрыв в налогах между резидентами США и корпорациями, зарегистрированными в странах–налоговых убежищах. Может вообще образоваться пропасть, если конгрессмены проголосуют за предложение демократов повысить ставку корпоративного налога до 28%.

Джанет Йелен готова к любому развитию событий и периодически переходит на жесткую риторику. «Соединенные Штаты будут использовать свое собственное налоговое законодательство, чтобы помешать компаниям переводить прибыль или резидентство в страны–налоговые убежища, и будут поощрять другие крупные экономики делать то же самое», – заявила министр.

Автор – финансовый эксперт

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: налоги