Наверх
23 июля 2021

Байки от дедушки Джо: куда заведут Америку экономические посулы ее президента

©MANDEL NGAN/AFP/East News

План Джо Байдена по развитию американской экономики уже называют самой масштабной госпрограммой со времен космической гонки 1960-х и даже сравнивают с «Новым курсом» Франклина Рузвельта. Экономические преобразования нового президента должны затронуть все ключевые сферы: инфраструктуру, жилищный комплекс, промышленность, науку, социалку. Параллели с 30-ми годами прошлого века и реформами Рузвельта не просто фигура речи: дело в том, что программа нового президента предполагает активное вмешательство государства в экономику и огромные госвложения – $2,25 трлн в течение восьми лет.

Заявленные меры по развитию экономики – это только один пакет плана, предполагается, что в течение апреля будет обнародован новый пакет, уже полностью социальный. Его стоимость составит еще около $2 трлн. Впрочем, надо понимать, что пока программа Байдена – это всего лишь законопроект с набором красивых инициатив, которые должны быть одобрены американскими парламентариями. Что из задуманного пройдет через сито Конгресса, а что отсеется, мы пока не знаем.

Отнять и поделить

Прежний глава Белого дома Дональд Трамп тоже делал упор на развитие американской экономики и вполне преуспел в этом: ВВП Соединенных Штатов до начала коронакризиса рос на 2,2–3% в год – это лучший показатель среди государств G7. При этом инфляция не превышала 2,1%, а уровень безработицы оставался в пределах 3,7–4,3%. Особое покровительство оказывалось топливному сектору – за четыре года США нарастили добычу нефти в два раза, став мировым лидером по извлечению и экспорту черного золота.

Что мешает Джо Байдену бороться с коронакризисом

Но Трамп стимулировал рост через снижение налоговой нагрузки и снятие административных барьеров для бизнеса, а Байден и его экономические единомышленники делают ставку на государственные расходы. Чего-то принципиально плохого в данной затее нет, но главная и концептуальная проблема их программы в том, за счет каких источников ее финансировать. Вариантов предполагается два: основной – это повышение налогов для бизнеса, дополнительный – увеличение бюджетного дефицита и наращивание госдолга.

В 2017 году Трамп добился снижения корпоративного налога с 35% до 21%. Теперь Джо Байден хочет увеличить его на треть – до 28%. Стоит ли говорить, что американским дельцам такое не по душе. «Увеличение налогов, как правило, угнетающе действует на экономическую активность, – отмечает директор Института стратегического анализа компании FBK Grant Thornton Игорь Николаев. – Это не значит, что вообще никакой программы не нужно, но $2 трлн, полученных к тому же за счет повышения налогов, – это перебор. Могли бы ограничиться сотнями миллиардов на инфраструктуру».

У экспертов нет твердой уверенности, что президенту удастся провести свою налоговую инициативу через Конгресс. Да, демократы обладают в нем формальным большинством, но, как отметила старший научный сотрудник Центра североамериканских исследований ИМЭМО Оксана Богаевская, это большинство «очень шаткое» и в парламенте «есть консервативные демократы, которые тоже не в восторге от повышения налогов». И даже если законодатели одобрят новый корпоративный налог, не факт, что его можно будет собрать.

«Мы уже много лет слышим заявления о том, что крупные корпорации не платят налоги, – поясняет Оксана Богаевская. – Потому что у них всегда есть возможность законными способами минимизировать налоговую нагрузку. Чем крупнее и богаче корпорация, тем больше в ее распоряжении специалистов, способных разработать методы оптимизации». Стоит заметить, что в 2017 году основными бенефициарами снижения налогов оказались средние и мелкие предприятия, и они же станут главными жертвами возможного повышения.

Старые мосты и новые заводы

В экономическом блоке правительства, похоже, не сомневались, что без новых государственных заимствований денег на амбициозные задумки президента не хватит. Еще в январе Джанет Йеллен, занимающая ныне пост министра финансов США, указывала, что низкая инфляция и низкая процентная ставка удешевляют обслуживание госдолга и надо использовать этот инструмент для финансирования «широкого спектра стимулирующих программ». Вот только государственный долг Соединенных Штатов и так огромен – более $27 трлн. На пике пандемии он прирастал рекордными темпами, поскольку Белый дом проводил масштабную программу по стимулированию экономики. Бюджетный дефицит за 2020 финансовый год вырос в 3,2 раза и составил $3,132 трлн.

Байден и печатный станок: как США погасят пандемию долларами

Возникает вопрос: а во имя чего команда Байдена готова повышать налоги, наращивать долги? Так ли нужны заявленные экономические преобразования? Самая крупная статья расходов – транспортная инфраструктура, на нее хотят выделить $621 млрд. Эксперты говорят, что этот пункт сомнений не вызывает и по нему есть консенсус среди американских элит. Дело в том, что автомобильные и железные дороги, мосты, а также системы водоснабжения нуждаются в обновлении. «Американцы по этому поводу давно бьют тревогу, – говорит Оксана Богаевская. – В рейтингах по транспортной инфраструктуре США сильно отстают от других развитых стран. Решать эту проблему собирался еще Обама; и у Трампа инфраструктура была одним из трех ключевых моментов его экономической программы».

Другое крупное направление – стимулирование промышленности (на это отводится $580 млрд). По данным The Washington Post, $300 млрд пойдут непосредственно на развитие производств, $180 млрд – на научно-исследовательские и конструкторские работы, еще $100 млрд – на программы профпереподготовки.

Процесс реиндустриализации американской экономики стартовал в период президентства Барака Обамы: в 2011-м он поставил цель создать 5 млн новых рабочих мест в промышленности. Эту политику продолжил Дональд Трамп, заявивший, что американцы будут покупать американское и нанимать на работу американцев. Но Трамп говорил уже о 25 млн рабочих мест за 10 лет. При этом налоговая и тарифная политика экс-президента (в т.ч. торговая война с Китаем) действительно повысила конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность американской промышленности. Компаниям стало выгодно переносить производства на территорию Соединенных Штатов.

Джо Байден в этом смысле продолжает дело своих предшественников. Он оставил в силе все торговые ограничения, введенные Трампом. Еще в июле 2020-го, будучи кандидатом в президенты, он обнародовал план по обеспечению Америки стратегически важными товарами собственного производства. В публичных выступлениях он обещал избавиться от «китайской зависимости» и создать 5 млн инновационных рабочих мест. Байден даже грозил покарать налогами те американские фирмы, которые производят товары за рубежом, а не у себя на родине. Вот только налоговая реконкиста, затеянная новым президентом, явно выбивается из этого тренда.

Бизнесмен и главный редактор журнала Forbs Стив Форбс в своем видеокомментарии недоумевал: по мере отступления пандемии COVID-19 частный сектор Соединенных Штатов делает «поразительные успехи» и достигает «рекордных показателей» по выпуску продукции. А потому неясно, зачем давать промышленникам $300 млрд, но при этом давить их налогами. Ведь таким образом Вашингтон отнимает у них деньги, которые могли быть пущены на модернизацию и расширение производств, и в конечном счете снижает конкурентоспособность своей промышленности.

Зелено-дорого

Дискуссионными остаются некоторые вопросы социальной поддержки и развития «зеленой» энергетики. Если говорить о «социалке», то та часть программы, что касается помощи старикам, инвалидам, а также повышения зарплат соцработников, вопросов не вызывает. Ведь пандемия показала, насколько могут быть уязвимы пожилые люди.

Наблюдатели опасаются возможного стимулирования иждивенчества. Ведь меры по поддержке населения в условиях пандемии привели к беспрецедентному росту доходов в разгар кризиса. Повышение выплат безработным и облегчение доступа к получению пособий дали неожиданный (а может, и ожидаемый) эффект: часть американцев предпочла карьеру профессиональных безработных. По словам преподавателя РАНХиГС Сергея Хестанова, эта проблема особенно очевидна в Европе, где подрастает третье поколение профессиональных тунеядцев. Дополнительные выплаты малоимущим, если таковые будут, могут сделать профессию безработного в США весьма популярной.

Сможет ли новый президент Америки повернуть вспять сланцевую революцию

«Зеленые» инициативы Байдена критикуют за их экономическую необоснованность. К примеру, новый президент обещает вложить десятки миллиардов долларов в оборудование 500 тыс. зарядных станций для электромобилей. Стив Форбс замечает на это: а разве властям приходилось субсидировать открытие бензозаправок? Нет, это сделал бизнес, поскольку существовал спрос. Если действительно есть потребность в электромобилях, то инвесторы построят зарядные станции и без участия государства, и сделают это дешевле.

Вместе с тем эксперты отмечают, что даже не самые удачные инициативы президента Байдена вряд ли помешают посткризисному росту американской экономики. «Я думаю, она будет восстанавливаться относительно неплохо, потому что есть большой отложенный платежеспособный потребительский спрос, – рассуждает Игорь Николаев из FBK. – Это перебьет негативные эффекты от повышения налогов, которые могут быть». Платежеспособный спрос – это следствие упомянутых мер по поддержке населения во время пандемии. Весной 2020 года благодаря государственным выплатам реальные доходы американцев выросли на 10,1% (хотя ВВП и просел на 9,5%).

Еще один важный момент – на него обращает внимание Сергей Хестанов – в ближайшие год-два-три заметное влияние на экономику будут оказывать неэкономические факторы, прежде всего успехи стран в борьбе с COVID-19. «Китай поборол эпидемию, вот у него экономический рост, другие страны не смогли, у них есть, что есть», – говорит эксперт. И здесь Байдену есть чем похвастаться: еще в ходе президентской гонки он обещал за первые 100 дней своего правления привить 100 млн человек. И сдержал слово. Сегодня Америка является абсолютным лидером по темпам вакцинации населения. По данным на 10 апреля 2021 года, в стране сделано 183,5 млн прививок (не путать с полной вакцинацией) – это почти 56% населения. Для сравнения: в 146-миллионной России было привито только 14 млн человек.

В общем, все не так плохо, но нужно дождаться последнего социального пакета Байдена и посмотреть, не ахнет ли от него экономика.


Что будет финансировать Байден

Общая стоимость экономического пакета – $2,25 трлн

  1. Инфраструктура – $621 млрд

$174 млрд – инфраструктура для электротранспорта
$115 млрд – ремонт и строительство автомобильных дорог и мостов
$85 млрд – общественный транспорт
$80 млрд – железнодорожная сеть
$42 млрд – обновление ж/д вокзалов, морских и воздушных портов
$122 млрд – прочее

  1. Повышение качества жилого фонда – $650 млрд

$213 – доступное жилье
$137 млрд – строительство доступных школ
$111 млрд – реконструкция систем водоснабжения
$189 млрд – прочее

  1. Развитие промышленности – $580 млрд

$300 млрд – поддержка промпредприятий и малого бизнеса
$180 млрд – НИОКР
$100 млрд – развитие человеческого капитала (профессиональное обучение, повышение квалификации работников)

  1. Социальные программы ухода за пожилыми людьми, больными и инвалидами – $400 млрд

Источник: The Washington Post.

Читать полностью (время чтения 6 минут )
Избранные статьи в telegram-канале ProfileJournal
Больше интересного на канале Дзен-Профиль
Самое читаемое
23.07.2021