26 ноября 2024
USD 103.79 +1.21 EUR 108.87 +1.45
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Самолеты просят взлета
Экономика

Самолеты просят взлета

Отечественная гражданская авиация переживает сейчас один из самых странных периодов своего развития. В ее истории были и падения, и взлеты, но, пожалуй, никогда еще оценки текущего состояния отрасли не были столь противоречивы. 

Прошлогодние экономические потрясения, падение курса рубля вызвали почти тектонические сдвиги в ее структуре — международные перевозки резко снизились, одновременно выросли внутренние, иностранные авиакомпании массово уходят с российского рынка. При этом одни эксперты видят в этом трамплин для нового роста, другие прочат череду громких банкротств. И даже цифры сухой статистики трактуются подчас прямо противоположно.

Больше, но ближе

Положение дел в гражданской авиации оценивают по двум главным показателям: перевозки пассажиров в абсолютных цифрах и пассажирооборот. Последний вычисляется, упрощенно, как произведение числа пассажиров на расстояние, на которое их перевезли, что позволяет оценить также эффективность авиакомпаний и понесенные ими затраты. Понятно, что перелет из Москвы в Петербург — это одна история, а путешествие из той же Москвы, например, во Владивосток — совсем другая. И начинается разнобой в оценках и причинах происходящего уже с этих показателей, которые за последний год изменились по-разному.

Согласно данным Росавиации, абсолютное число пассажиров, перевезенных отечественными авиакомпаниями за январь-апрель этого года по сравнения с тем же периодом 2014 года почти не изменилось, снизившись всего на 2% - с 23,8 млн до 23,4 млн человек. При этом пассажирооборот в целом по отрасли упал за это же время на 8,9%. По словам экспертов, это означает серьезное изменение в структуре перевозок — резко снизилась доля пассажиров, летающих на дальние расстояния, то есть самых «дорогих». Учитывая, что стоимость билетов на короткие и дальние маршруты отличается в разы, следствием становится заметное сокращение доходов авиакомпаний.

На международных и внутренних линиях ситуация изменилась еще существеннее. Зарубежные перевозки в абсолютных цифрах упали на 14,8%. А пассажирооборот — почти на 18%.

Внутренние же перевозки, напротив, выросли на 10,8% - до 13,2 млн человек. При этом еще год назад ситуация выглядела иначе: как на международных, так и на внутренних линиях динамика была положительной. Общий прирост перевозок пассажиров в 2014 году по отношению к 2013 году составил 10,2%. На международных линиях наблюдался рост на 3,5%, а на внутренних рейсах — на 17,9%.

Что из всего этого следует — вопрос пока открытый.

С надеждой на будущее

Сами авиакомпании составляют оптимистичные прогнозы, явно надеясь на лучшее. Так, компания S7 говорит о снижении пассажиропотока в 1-м квартале 2015 года лишь на 0,3%. «Однако по итогам 5 месяцев мы уже отмечаем рост к аналогичному периоду прошлого года, — сказала пресс-секретарь компании S7 Анна Бажина. — Количество рейсов в первом квартале выросло незначительно — на 0,6%».

«В 2014 году, несмотря на нестабильную макроэкономическую ситуацию, группа «Аэрофлот» увеличила количество перевезенных пассажиров на 10,7% до 34,7 млн человек, — сообщил заместитель гендиректора по финансам и управлению сетью и доходами ОАО «Аэрофлот» Шамиль Курмашов. — Рост пассажиропотока группы преимущественно обусловлен развитием внутренних перевозок, а также ростом количества пассажиров на основных международных направлениях». При этом авиакомпания наблюдала рост пассажиропотока как на внутренних, так и на международных рейсах в 2014 году (26% и 1,7% соответственно).

«Я бы не стал говорить о кризисе во всей индустрии, — рассказал директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак. — У "Трансаэро" и UTair очень высокая долговая нагрузка, которая продолжает нарастать, в то время как у "Аэрофлота" ее нет, и убытки незначительные». По его словам, в целом по отрасли убыток составил 30-35 млрд рублей, который неравномерно распределен среди участников рынка. «Более того, не все крупные авиакомпании испытывают сокращение пассажиропотока, — отметил эксперт. — У "Аэрофлота" рост примерно 12-13%, сокращение на международных рейсах, рост на внутренних. У "Трансаэро" тоже плюс, у S7 маленькое сокращение, у UTair - большое, но они сокращали сетку полетов».

Пересадка в Москве

Впрочем, если показатели «Аэрофлота», который тоже понес убытки в кризис, не столь критические, то для других авиакомпаний это практически вопрос выживания. Например, компания «Трансаэро», в большей степени ориентированная на внешний туризм, испытывает трудности.

Марина Лысцева/ТАСС
©Марина Лысцева/ТАСС

«На внутренних перевозках наблюдается достаточно большой рост, — отметил советник главы Росавиации Сергей Извольский. — На международных перевозках, естественно, показатели падают. Это связано с тем, что уменьшается туристический поток за границу. Мы помним, что в прошлом году закрылось много туристических компаний. В связи с этим заметно сокращается чартерный сегмент у авиакомпаний».

По его мнению, российские пассажиры в условиях кризиса изменили отпускные предпочтения. «С присоединением Крыма это, конечно, тоже связано. Он дает процент прироста, но не все 10%, — сказал он. — Если сравнивать первые полгода по количеству обслуживания пассажиров в 2014 году и данные 2015 года, то пассажиропоток Симферополя вырос в 3 раза. В прошлом году в январе-июне было перевезено более 380 тысяч пассажиров, а в этом году в конце мая пассажиропоток уже достиг отметки в миллион».

«На внутренних линиях стали больше летать на курорты, — согласен глава аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. — С учетом кризиса наблюдается фантастический рост по Симферополю. Несколько меньше, но все равно хорошая динамика по курортам Краснодарского края и Кавказских Минеральных Вод. На международных направлениях растет самый дешевый выездной туризм. Это, условно говоря, Турция, более-менее — Балтика. А все остальное — Европа плюс экзотические курорты — дорого». По его словам, авиакомпании стали сокращать свои рейсы в регионах, что тоже повлияло на рост внутренних перевозок. «Внутренние перевозки растут, в том числе из-за того, что если раньше был прямой рейс из региона за границу, то сейчас нужно долететь из региона до Москвы и пересесть на международный рейс, — отметил эксперт. — Так и получилась не совсем корректная статистика».

Самоубийственное упорство

Впрочем, даже рост внутренних перевозок не дает компаниям прибыли, и напротив, является убыточным. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, убытки 2014 года порядка 30 млрд рублей) продолжают наращиваться — за январь-май 2015 года они уже составили 8,5 млрд рублей.

Артем Геодакян/ТАСС
©Артем Геодакян/ТАСС

В новых экономических реалиях авиакомпаниям следует увеличить цены на билеты, чтобы компенсировать выросшие расходы, считают эксперты. Однако пока к ценовой политике авиакомпании подходят с осторожностью. «Себестоимость существенно выросла за счет тех компонентов, которые привязаны к валюте плюс общий инфляционный пресс, — отметил эксперт Aviation Explorer Александр Фридлянд. — А цены на билеты на идентичную величину не выросли. В итоге рентабельность перевозок существенно ухудшилась. Каждая вторая авиакомпания прошлый год закончила с операционными убытками. Причем здесь нельзя говорить про мелкие или крупные компании — все равно каждая вторая».

По словам эксперта, резкий рост цен стал бы слишком сильным ударом по потребителю. И если на рынке, который и так падает, еще и поднять цены, рынок еще сильнее рухнет. «Второй аспект — авиакомпании смотрят друг на друга, — добавил эксперт. — Они сейчас поднимут — люди перейдут на борта тех авиакомпаний, которые не подняли. И тогда компания вылетит с рынка, а другие останутся и потом смогут поднять цены. Такой возможности конкурентам они давать не хотят. И авиакомпании держатся из последних сил, тормозя рост цен, с самоубийственным упорством идут этим путем. Понять их можно: они хотят удержаться на падающем рынке».

В новой экономической реальности компаниям нужно поднять цены примерно на 40-60%, считает Борис Рыбак. «Девальвация рубля при сохранении гигантских расходов на содержание воздушных судов приводит к тому, что планка самоокупаемости выросла уже почти в два раз, — отметил эксперт. — А цены на билеты - прямой источник заработка авиакомпаний - остались на прежнем уровне или даже снизились. И чтобы компании не несли одни только убытки, было бы неплохо цены на билеты поднять. Но это вступает в некое противоречие с социальными обязательствами государства, которое, напротив, требует от авиакомпаний снижения тарифов».

Впрочем, некоторые участники рынка говорят, что рост цен все-таки наблюдается. Так, согласно анализу туристической компании Tripsta, за первый квартал 2015 года стоимость билетов на внутренних рейсах увеличилась на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Причем, если цена на билет из Москвы во Владивосток выросла на 17%, то в Симферополь, наоборот, незначительно снизилась. На международных авиалиниях рост составил 25,4%, как по азиатским, так и европейским направлениям.

Виталий Аньков/РИА Новости
©Виталий Аньков/РИА Новости

«Полеты за рубеж, конечно, подорожали значительно сильнее, чем на внутренних линиях, — отметил директор аналитического департамента ИК «Регион» Валерий Вайсберг. — Это объясняется, с одной стороны, переводом самолетов с международных линий на внутренние и соответственно избытком предложения, а, с другой –большой переоценкой зарубежных аэропортовых сборов из-за изменения курса рубля».

Без субсидий - никуда

В настоящее время Минтрансом реализуется пять программ субсидирования авиаперевозок на территории России. «Это субсидирование рейсов в Симферополь, Калининград, на Дальний Восток, в города центральной части России и некоторые города Южного федерального округа, внутри Приволжского федерального округа и еще одна программа, которая звучит как «формирование региональных маршрутных сетей», — рассказал Извольский. — В рамках последней «раскатываются»(термин, обозначающий освоение новых маршрутов - «Профиль») внутренние пассажирские линии, на которых был либо низкий пассажиропоток, либо они вообще не эксплуатировались. Сейчас государство платит авиакомпаниям за выполнение рейсов. Они продают билеты по сниженной цене, получают деньги как от пассажира, так и от государства за выполнение полетов».

По словам Извольского, субсидии на полеты в Симферополь, Калининград и на Дальний Восток выделяются не за выполнение рейсов, а за перевозку пассажиров. Авиакомпании продают пассажиру билеты за половину их реальной стоимости, недополученную выгоду они получают в виде субсидий.

«Также существует программа поддержки лизинга самолетов, — отметил Извольский. — Авиакомпании приобретают региональную воздушную технику, и субсидируется процентная ставка по лизингу. Есть отдельная программа по приобретению отечественных самолетов».

Все эти программы приводят к увеличению внутренних перевозок, что и показывает успешная статистика. Однако, как отметил Фридлянд, таким образом государство субсидирует не авиакомпании, а пассажиров. «Если государство хочет, чтобы пассажир летал отдыхать из Чокурдах (поселок городского типа в Якутии — «Профиль») в Анапу, то для этого надо перевезти его из Чокурдах в Якутск на небольшом самолетике, дальше из Якутска либо сразу в Анапу, либо в Москву на пересадочный узел. Государству это надо? Тогда надо субсидировать. Если вы не дадите авиакомпаниям субсидирование на рейсы из Чокурдах в Якутск, они и не полетят», — отметил он.

Алексей Куденко/РИА Новости
©Алексей Куденко/РИА Новости

«Помимо этого, принято решение о снижении ставки НДС на внутренние авиаперевозки до 10%», — добавляют в Минтрансе. По мнению Фридлянда, снижение ставки на НДС с 18% до 10% — пока самое существенное, что сделало в этом году государство. Однако обсуждалось это решение 4 года. «Если бы эту меру приняли в 2013 году, то ликвидировали бы убыточность внутренних линий, — считает эксперт. — Теперь же авиакомпании просят снизить НДС до нуля».

Страшный сон лоукостера

Зарубежные компании начали сокращать присутствие в России еще в прошлом году. Об этом сообщили такие компании, как Delta, EasyJet, Qatar Airways, Etihad Airways, Air India, Austrian Airlines, Lufthansa, Czech Airlines, Emirates. Некоторые, как «Тайские авиалинии» и Cathay Pacific, даже заявили об уходе с рынка.

«Есть информация, что зарубежные авиакомпании сокращают свое присутствие, но не кардинально, — отметил Фридлянд. — Конкуренция на международных линиях острая. Если меньше пассажиров у наших авиакомпаний, их меньше и у иностранцев». Чаще всего зарубежные компании сокращают присутствие в регионах.

«На международных рейсах на самом деле цены более-менее стабильны, потому что они привязаны к евро или доллару, — объясняет Пантелеев. — На внутренних линиях выдерживают наши компании, чтобы не отдавать пассажиров. Рубль подешевел, а российские компании в этой ситуации оказались немного более гибкими. В конце прошлого года у авиакомпаний вслед за курсом грандиозно подскочили издержки. Поэтому была проблема с ликвидностью авиакомпаний — занять деньги просто негде. И они занимали у пассажиров, то есть проводили распродажу. Были прецеденты, когда 3-3,5 часовой рейс стоил туда-обратно в районе 40 евро, причем с питанием и багажом. Ни один европейский лоукостер такое в страшном сне не мог увидеть. Сейчас ситуация меняется, авиакомпании начинают отыгрывать по тарифам. И за те деньги, на которые можно было слетать туда-обратно в Новосибирск, сейчас нельзя слетать даже в один конец, допустим, в Самару. На некоторых линиях авиакомпании демпингуют, но на многих деловых направлениях по стране цены стали выравниваться».

Валерий Матыцин/ТАСС
©Валерий Матыцин/ТАСС

В недавно опубликованном отчете Boeing говорится о благоприятном действии на рынок снижения цен на нефть. В США и Евросоюзе это привело к падению цен на топливо, что идет только на пользу авиакомпаниям. Однако на российском рынке эти механизмы не действуют. «У нас другая схема ценообразования на рынке, — отметил Фридлянд. — У нас инфляция в части нефтяных продаж, которая идет, отрываясь от динамики внешних цен. В итоге нефтепроизводители, недополучая что-то на международном рынке, пытаются взять это на внутреннем». «Цены на топливо в России не изменились, — подтверждает Пантелеев. — Более того, сезонный рост привел к тому, что и рублевые расходы на топливо выросли».

«Мы определенно видим положительную динамику во всех сегментах и практически на всех рынках, однако международная экономическая и политическая ситуация накладывает свой отпечаток, — рассказал директор по корпоративным коммуникациям Lufthansa в Европе Мартин Рикен. — Одним из самых быстрорастущих рынков сейчас является азиатско-тихоокеанский регион».

Однако присутствие на российском рынке Lufthansa действительно сокращает. По словам Рикена, «в свете текущего экономического спада после тщательной оценки и анализа» авиакомпания приняла решение приостановить свои рейсы в Самару, Нижний Новгород и в аэропорт Внуково.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".