Наверх
Новое бесплатное мобильное приложение
СКАЧАЙ И ЧИТАЙ
6 ноября 2025
USD 81.19 +0.3 EUR 93.51 +0.13
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сделано в России: как отечественные компании добиваются успеха на международной арене

Сделано в России: как отечественные компании добиваются успеха на международной арене

Вопреки санкционному давлению, отечественная продукция уверенно завоевывает мировые рынки. Успешно конкурируют за рубежом не только традиционные лидеры, такие как металлургия и химия, нефть и газ, атомная энергетика, но и компании из пищевой, фармацевтической, косметической отраслей и, что очень важно, высокотехнологичной сферы.

Форум "Сделано в России" в Москве

©Сергей Булкин/ТАСС
Содержание:

С удвоенной силой

По данным Министерства промышленности и торговли (Минпромторг), за период с января по сентябрь 2025 года несырьевой и неэнергетический экспорт из РФ увеличился на 6%, достигнув $111,4 млрд. Сегодня его доля в ВВП превышает 12%, в то время как два года назад этот показатель составлял только 9%. Промышленный экспорт с января по июль 2025-го вырос на 20%, отмечают в ведомстве.

Российские товары покупают не только наши партнеры, но и недружественные страны. За первое полугодие они потратили на это, по словам главы правительства РФ Михаила Мишустина, более $25,5 млрд.

Основным источником формирования промышленных экспортных доходов государства является металлургическая продукция, доля которой в общем объеме экспорта составляет 17%. За первые восемь месяцев текущего года объемы ее продаж за рубеж выросли на 18,1%.

Во имя урожая: как России удалось стать ключевым игроком на мировом рынке удобрений

«По всей видимости, благоприятная ценовая конъюнктура на рынке драгоценных и цветных металлов способствовала такому увеличению поставок», – полагает аналитик Ольга Беленькая. Она отмечает, что в условиях западных санкций и повышенных импортных пошлин Россия успешно осуществила переориентацию экспорта цветных металлов с рынков США и ЕС на Китай.

На втором месте находится экспорт химической продукции (более 8% от всех продаж). С января по август поставки за рубеж таких товаров увеличились на 22,7%. Россия обладает сильными экспортными позициями в сегменте минеральных удобрений, которые, несмотря на общее сокращение торговли с западными странами, остаются крупной статьей американского импорта. «Показательно, что страны ЕС в первом полугодии 2025-го увеличили импорт российской продукции в натуральном выражении на 48% и в стоимостном на 56% год к году, причем рост продолжился даже после введения новых импортных пошлин. Это объясняется ценовой конкурентоспособностью российского производства азотных удобрений, обусловленной более низкими ценами на газ в России по сравнению с Европой», – подчеркивает Ольга Беленькая.

На третьей строчке российского промышленного экспортного рейтинга расположились машины, оборудование и транспортные средства. Хотя их доля в общем стоимостном объеме поставок за рубеж пока составляет 6,5%, темпы роста этой категории за восемь месяцев 2025 года впечатляют – 30,2%.

«В некоторых развивающихся странах Африки и Азии большим спросом пользуются произведенные в России тяжелые грузовики КамАЗ, легкие грузовики и коммерческие автомобили, многие виды промышленного оборудования», – отмечает аналитик рынка Наталья Мильчакова.

В гастрономической лиге

Среди отраслей, динамично завоевывающих зарубежный рынок, – агропром. Россия занимает третье место в мире по поставке продовольствия в физическом весе, отмечала министр сельского хозяйства РФ Оксана Лут. За девять месяцев 2025-го, по подсчетам Россельхознадзора, поставки мяса и мясопродуктов выросли более чем на 14% в годовом выражении, до 665,8 тыс. тонн. Экспорт птицы увеличился на 5,4%, до 287,1 тыс. тонн, а свинины – на 35,6%, до 205 тыс. тонн. Кроме того, отгрузки пищевых субпродуктов крупного и мелкого рогатого скота, свиней выросли на 34%, до 65,9 тыс. тонн. В целом мясной экспорт по итогам года приблизится к отметке 1 млн тонн, прогнозируют эксперты.

За последние полтора десятилетия российское свиноводство совершило впечатляющий рывок, достигнув практически полной независимости от импорта. Благодаря значительному увеличению собственного производства Россия вошла в пятерку крупнейших мировых производителей свинины и стала заметным экспортером. По словам руководителя Национальной мясной ассоциации Сергея Юшина, росту поставок за рубеж способствовало увеличение торговли с Белоруссией, столкнувшейся с нехваткой свинины из-за болезней животных. Сыграли свою роль и китайские антидемпинговые пошлины против европейской свинины. Также в первом полугодии 2025-го Россия в четыре раза нарастила экспорт свиноводческой продукции в Индию, заняв второе место среди поставщиков.

Виды на урожай: как агропром наращивает выпуск зерна и овощей, преодолевая трудности

Помимо расширения экспорта мясной продукции, значительно возросли объемы продаж макарон и молочных товаров. Поставки за рубеж макаронных изделий с начала года увеличились на четверть. Безусловным лидером по объему закупок является Белоруссия, на которую приходится 32% всего экспорта в этом товарном сегменте. Казахстан удерживает вторую позицию, импортируя 22% продукции. Узбекистан занимает третье место с долей 11%. Аналитики видят также потенциал для расширения экспорта российских макарон на рынки Китая, Саудовской Аравии, Южной Кореи и Таджикистана. Продукты из твердых сортов пшеницы могут успешно конкурировать с итальянской пастой в Саудовской Аравии и Объединённых Арабских Эмиратах. Лапша быстрого приготовления может быть востребована в странах Азии, где наблюдается рост популярности таких продуктов.

В 2025-м Россия сделала значительный шаг вперед в области экспорта молочной продукции. Поставки на внешний рынок сыров, творога, йогуртов, мороженого и молочной сыворотки за девять месяцев составили 142,5 тыс. тонн. Крупнейшим рынком сбыта стал Казахстан, закупивший 39,2 тыс. тонн. «Сегодня российская молочная продукция поставляется примерно в 60 стран, – рассказал "Профилю" генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артём Белов. – Приоритетные направления экспансии – Азия, Ближний Восток, Африка. Мы видим интерес к российской продукции в Алжире, Индии, Малайзии, Пакистане. Ключевым перспективным рынком является Китай, где высок спрос на сухую сыворотку. В Юго-Восточной Азии можно также значительно увеличить продажи продуктов детского питания».

По словам эксперта, хорошим экспортным потенциалом обладают сыры и сырные продукты, сухое молоко и мороженое. Эти сегменты уже показывают динамичный рост. Например, экспорт сухого обезжиренного молока за последние годы вырос кратно, а мороженое стабильно входит в топ категорий по темпам расширения географии поставок. Компании активно наращивают производство, расширяют рынки сбыта, а государство оказывает им всестороннюю поддержку. «Особенно эффективными оказались субсидии на логистику, которые снизили себестоимость поставок и повысили конкурентоспособность отечественной продукции», – отметил Белов.

Экологичность и новые технологии

Экспорт российской косметики рос с 2019 по 2021-й, в 2022–2023 годах произошло падение с $801,5 млн до $529,4 млн. В 2024-м продажи вновь продемонстрировали положительную динамику. Общий объем реализованной продукции составил около 850 млн единиц, а суммарный доход компаний достиг 600 млн руб.

Наибольшая доля, около 40%, приходится на экспорт косметики в Казахстан, далее идут по убывающей Белоруссия, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Азербайджан, Армения, Грузия, Турция и Туркмения. Около 80 млн единиц товаров поставляется в другие страны мира, в основном в регионы Юго-Восточной Азии, сообщила «Профилю» председатель правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Татьяна Пучкова. «Конкурентные преимущества нашей продукции – оптимальное соотношение между ценой качеством, натуральность и экологичность, широкий ассортимент и разнообразие товарных позиций в сегменте детской косметики, средств гигиены полости рта, дезодорантов. Эти категории пользуются неизменным спросом», – говорит эксперт.

Новые русские: почему растет интерес к отечественным брендам косметики и парфюмерии

Развитие экспорта ведется и по онлайн-каналам. Одним из ключевых инструментов продвижения стали коллективные витрины с российскими товарами на международных и зарубежных электронных торговых площадках. Сегодня сеть охватывает 50 онлайн-магазинов на 21 площадке в восьми странах – от Китая и Вьетнама до ОАЭ и Узбекистана. Например, только через Ozon за девять месяцев этого года экспорт косметических средств в страны СНГ вырос более чем в два раза.

Российская фармацевтическая продукция, по информации Минпромторга, пользуется спросом в 160 странах мира. Объем экспорта в 2024 году достиг 180 млрд руб., в первой половине 2025-го увеличился на 8%. Экспортный портфель включает в себя лекарственные средства с 1362 международными непатентованными наименованиями.

Как сообщили в «Биннофарм Групп», отечественные фармкомпании успешно наладили выпуск эффективных медикаментов по привлекательным ценам. Растет спрос на российские противопростудные, психоневрологические и гастроэнтерологические лекарства. Поставки в страны Африки в этом году продемонстрировали впечатляющий рост. Так, продажи в Конго выросли на 66%, в Алжир – более чем в три раза (на 226%), а в Марокко – более чем в шесть раз (на 510%). В Сербии российские лекарства занимают 15% рынка дженериков.

«Основным экспортным товаром на текущий момент является вакцина для профилактики желтой лихорадки, производимая Институтом Чумакова. Несмотря на наличие перспективных разработок за рубежом, для их успешного вывода на экспортный рынок и достижения значительных объемов продаж потребуется не менее 3–5 лет планомерной работы», – пояснил «Профилю» директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.

Также отечественные производители наращивают объемы экспорта высокотехнологичной продукции. Речь идет о микроэлектронных компонентах, телекоммуникационном оборудовании, системах безопасности и автоматизации производства. В этом году основными направлениями продаж стали Белоруссия, Индия, Китай, Турция, Гонконг, Алжир и Казахстан. За рубежом особенно востребованы разработки в области цифровой идентификации личности, включая системы распознавания лиц и мониторинга, а также автономные робототехнические комплексы, такие как роверы и дроны, оснащенные передовым программным обеспечением.

«К 2030 году несырьевой экспорт достигнет 248 миллиардов долларов. Но важнее другое – мы создаем новый образ России: не "бензоколонки", а цивилизации, которая дарит миру энергию, технологии и смыслы», – подчеркнул на ПМЭФ-2025 председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".