23 апреля 2024
USD 93.25 -0.19 EUR 99.36 -0.21
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Стиснув зубы: насколько еще подорожают услуги стоматологов
медицина стоматология цены Экономика

Стиснув зубы: насколько еще подорожают услуги стоматологов

Санкции больно ударили по отечественной стоматологии. Доля импортного оборудования, материалов и комплектующих составляет на этом рынке до 90%, а по некоторым позициям достигает 100%. В основном их привозили из Европы, Японии и США. И хотя медицина де-юре не попала под ограничения, на деле многие зарубежные компании отказались от поставок в Россию. В результате в прошлом году резко подорожали пломбы, виниры, импланты, брекеты. Рост цен продолжится и в 2023-м, предупреждают эксперты.

На приеме у стоматолога

©Григорий Собченко/Коммерсантъ/Vostock Photo

Содержание:

За чужой щекой зуб не болит

Лечение и протезирование зубов всегда было удовольствием не из дешевых. Пациенты даже шутили: прежде чем посетить дантиста, надо продать почку. Сейчас цены на стоматологические услуги и вовсе кусаются. Но врачи при всем желании не могут сдержать подорожание. Дело в том, что практически вся российская стоматология завязана на импорте.

«90% используемых фундаментальных материалов, оборудования завозят из-за границы. Только 10% – отечественного производства, – рассказывает врач-стоматолог Елена Бодулева. – Причем преимущественно это мелкие инструменты, ватные валики, дезинфицирующие средства и салфетки, растворы и прочие расходники».

Вся реабилитационная часть – имплантология, протезирование – «живет» на импорте. Пломбировочные материалы, слепочные массы, цемент для фиксации коронок – все это привозили из недружественных стран. Даже металл для коронок закупался немецкий. Тяжелое оборудование – тоже западное, например, стоматологические кресла, бормашины и светильники доставляли из Италии и Германии.

Давно отлаженную схему поставок нарушили западные санкции. Несмотря на то, что медицина напрямую под рестрикции не попала, многие компании прекратили поставки в Россию. Среди них, например, американская 3М – одна из крупнейших в сфере разработки и производства материалов и оборудования для стоматологии. В линейку ее продукции входили пломбировочные и оттискные материалы, цементы, адгезивы.

Впрочем, некоторые западные производители не побоялись продолжить сотрудничество с российскими клиниками. Но их немного.

Видит око, да зуб неймет

Из-за санкций нарушилась логистика, и пришлось искать новые маршруты. Теперь товары поступают на внутренний рынок по параллельному импорту, говорит доцент экономического факультета РУДН Сергей Черников. Оборудование и материалы везут через Турцию, Казахстан, Индию, Армению, Грузию. Таким образом, безусловно, решаются задачи по обеспечению клиник медицинским оборудованием, инструментами, сырьем. Однако у медали есть оборотная сторона – рост цен. К нему приложили руку и поставщики, которые начали активно повышать расценки. В стоматологические клиники посыпались «письма счастья» о подорожании товаров.

Пик взлета цен пришелся на февраль–март 2022-го. В среднем за прошедший год расходные материалы и оборудование прибавили в цене 20–30%, говорят врачи, а по некоторым позициям рост цен составил 30–40%. До санкций подорожание шло не более чем на 5–10% в год. Часть стоматологических клиник попробовали перейти на китайские аналоги. Однако, как признаются специалисты, по качеству они уступают западным. Так, например, одна из московских больниц приобрела пять стоматологических кресел из КНР, но они оказались бракованными.

Чтобы сохранить высокий уровень предоставляемых услуг, большинство клиник продолжает закупать подорожавшую западную продукцию. Ведь если не обновлять оборудование, не приобретать качественные материалы и сырье, можно выпасть из конкурентной среды, отмечает совладелец, директор по развитию сети стоматологических клиник «Президент» Олег Зинов.

Проблемы с поставками отразились и на ценах для пациентов. В среднем доля материалов в себестоимости стоматологических услуг составляет 25%, и это без учета инструментов и оборудования. В результате идеальная улыбка обходится в солидную сумму. «По сравнению с началом прошлого года сейчас цены выросли на 20–30%. Но клиенты понимают, что в стоматологии практически все импортное», – говорит Елена Бодулева.

В последнее время стало меньше пациентов, которые ставят имплантаты премиум-класса. Все чаще люди отдают предпочтение имплантатам средней ценовой категории. При общем росте цен сумма в чеках уменьшается, отмечает Олег Зинов. Другими словами, наблюдается тенденция на снижение покупательской способности.

Экономисты прогнозируют дальнейшее подорожание услуг дантистов. «Основной скачок цен произошел в 2022 году. Однако рост продолжится и в 2023-м. Теперь каждый год цены будут увеличиваться на 10–20%», – предупреждает Сергей Черников.

С виду гладок, да на зуб не сладок

Сдержать цены на стоматологические услуги могло бы импортозамещение. Так, например, зубные имплантаты в России изготавливают с середины девяностых. Тем не менее с отечественными материалами врачи до сих пор работают неохотно. По их оценке, на рынке есть 2–3% хороших производителей, продукция же большинства серьезно уступает западной по качеству. Не пользуются спросом у специалистов и современные российские композиционные материалы: их физические и механические параметры оставляют желать лучшего, не говоря уже об эстетических.

Проблем хватает и с оттискными массами для протезирования, и с адгезивами, которыми пломбы приклеиваются к зубу. А если клей плохой, то даже самая хорошая пломба неизбежно отвалится и в результате спровоцирует рецидив кариеса. Вопросы к качеству вызывают также отечественные брекеты и капы. Их многие практикующие врачи стараются не использовать в работе.

Еще одна больная тема для стоматологии – цифровая составляющая (программное обеспечение для 3D-печати, моделирования и т. д.), здесь импортозамещение также пока не налажено.

Между тем пациенты предпочитают импортные материалы. Более того, во многих программах дополнительного медицинского страхования (ДМС) прописывается отдельное условие об использовании исключительно их для лечения зубов. А люди старшего поколения до сих пор с дрожью вспоминают зубоврачебное оборудование советских времен.

Российским производителям пока сложно конкурировать с ведущими брендами, которым стоматологи и пациенты доверяют уже несколько десятков лет, признаются эксперты. Нарастить мощности отечественным компаниям мешает недостаток долгосрочных кредитов и отсутствие стимулов для развития низкорентабельных сырьевых производств. «Кроме того, сдерживают предприятия налоговая политика с 20% НДС, ежегодный рост коммунальных тарифов, сложности с кадрами и производственным оборудованием», – перечисляет Сергей Черников.

Плюс сказывается зарегулированность, при которой дорогостоящая регистрация новой продукции может занять до двух лет. А учитывая, что в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), куда входит Россия, постоянно меняются правила игры, осуществить процедуру становится еще сложнее.

Когда в прошлом году на Россию посыпались санкции, врачи надеялись, что нехватки материалов и оборудования не будет. Во-первых, рассчитывали на китайские и корейские аналоги. Во-вторых, на отечественных производителей, которым под силу нарастить мощности. Однако, как сейчас признаются специалисты, они были слишком оптимистичны.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».