Отельеры перешли на прием: как в России развивается индустрия гостеприимства
Спрос на внутренний туризм в России растет, и это определяет приоритеты развития отрасли. Государство и бизнес должны обеспечить качество туристических услуг и инфраструктуры, комфорт, доступность и безопасность, подчеркнул президент Владимир Путин на состоявшемся в конце июня совещании по вопросам развития туризма. Какие задачи стоят перед индустрией гостеприимства?
- Льготные займы
- MICE-туризм
- Окно для инвестиций
- «Все включено»
- Бассейн с видом на перспективу
- Умерить аппетиты
- Гарантия брони
Путешествия по России в последние несколько лет приобретают все большую популярность. Согласно оценкам Российского союза туриндустрии (РСТ), по итогам 2022 года внутренний турпоток составил 68,5 млн человек против 60 млн годом ранее. В 2023-м показатель может увеличиться еще на 5% – до 72 млн человек.
Однако рост спроса, который наметился еще в период пандемии, когда многие традиционные направления выездного туризма были закрыты, упирается в нехватку объектов размещения. Поэтому государство уделяет особое внимание этой проблеме. Индустрия гостеприимства РФ сегодня активно развивается. Возводится или реконструируется несколько сотен объектов в разных регионах страны. Значительное число находится на стадии проектирования либо в высокой степени готовности к началу строительства.
Льготные займы
Драйвером для запуска новых гостиничных инвестиционных проектов стало субсидирование процентной ставки по кредитам со стороны государства. Эта мера, инициированная в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», для инвесторов оказалась даже важнее, чем обнуление на пять лет ставки НДС от выручки номерного фонда.
Тетрис отельеров: какие перспективы открывают для туриндустрии модульные гостиницы
В марте текущего года правительство в очередной раз выделило средства – 5,3 млрд руб. – на программу реконструкции и строительства гостиниц. По словам вице-премьера Дмитрия Чернышенко, это позволит сохранить ставку в размере 3–5% по льготным кредитам, ранее выданным на реализацию 87 инвестпроектов.
За два года банки выдали кредиты на строительство гостиниц на 33,7 млрд руб. Глава Минэкономразвития Максим Решетников отмечает, что до конца 2023 года сумма кредитов может возрасти до 113 млрд руб.
Условия участия в этой программе достаточно жесткие. В первую очередь, проект должен быть в высокой степени проработки: оформлены документы на земельный участок, разработан бизнес-план. Льготные займы банки выдают сроком на 15 лет на строительство или реконструкцию отелей категории не ниже «три звезды» площадью не менее 5000 кв. м или с номерным фондом от 120 номеров, а также санаториев.
MICE-туризм
Другим индикатором восстановительного роста не только туриндустрии, но и всей российской экономики выступает увеличение запросов бизнеса на организацию мероприятий (встреч и конференций) в отелях. Это свидетельство перезапуска так называемого делового туризма – MICE.
Важно, что положительный тренд поддерживают государство и региональные власти. В частности, столичный мэр Сергей Собянин не так давно пригласил инвесторов развивать гостиничную инфраструктуру мегаполиса. По его словам, деловой туризм стимулирует бизнес-деятельность в Москве.
Для того чтобы принимать деловые мероприятия, отели должны располагать инфраструктурой, отвечающей запросам участников MICE-туров. Это наличие зала до 100 посадочных мест, высококачественное оборудование, мощный Wi-Fi на всей территории гостиницы и организация тимбилдинга.
Окно для инвестиций
Статистика свидетельствует об устойчивом росте инвестиций в туристическую отрасль. В частности, по данным консалтинговой компании IBC Real Estate, за первые пять месяцев 2023 года объем сделок в сегменте гостиничной недвижимости составил 42 млрд руб., превысив в 2,4 раза показатель прошлого года (17,7 млрд руб.).
Законное койко-место: гостевые дома в России предложили вывести из тени
Аналитики констатируют повышенный интерес частных инвесторов к загородным домам с гостиничным сервисом, апарт-, мини- и капсульным отелям.
Рекорд во многом объясняется низкой базой предыдущих лет. Однако с учетом растущей востребованности у населения и бизнеса услуг отечественной индустрии гостеприимства правомерно говорить о сохранении высокой инвестиционной привлекательности отрасли. Российский бизнес в данном случае использует окно возможностей, появившееся после ухода конкурентов – игроков из недружественных стран.
«Все включено»
Многие отельеры, ориентируясь на интересы целевой аудитории, переходят на работу по системе «Все включено». Примечательно, что перемены коснулись не только гостиниц Краснодарского края, традиционно ориентированных на пляжный туризм, но и загородных отелей, находящихся рядом с городами-миллионниками.
Государство сделало ставку на поддержку строительства модульных отелей и глэмпингов. Основной инструмент – субсидирование процентных ставок по кредитам. Проекты реализуются одновременно во многих регионах. Так, Подмосковье на эти цели в 2023–2024 годах получит более 400 млн руб. из федерального бюджета, Волгоградская область – 230 млн руб.
Бассейн с видом на перспективу
Опросы показывают, что при выборе варианта размещения большинство туристов предпочитают классический гостиничный номер либо коттедж. Апартаменты выбирают только 11% опрошенных.
В плане инфраструктуры решающее значение имеют наличие в отеле собственного бассейна, детской анимации, спортивной зоны, SPA-услуг и бани, близость к достопримечательностям. Для того чтобы привлечь туристов зимой, требуется другая инфраструктура – бассейн с подогревом, экскурсионные маршруты, например, в горы и к замерзшим водопадам, организация катков и горнолыжных трасс, охоты и рыбалки.
Эксклюзивные предложения позволяют обеспечить круглогодичную заполняемость гостиниц.
Умерить аппетиты
Принципиальный момент – надо удерживать доступный уровень цен. К сохранению, в период высокого сезона отельеры часто начинают играть на повышение. Вот пример: в начале мая Максим Решетников предупредил, что с июля следует ожидать удорожания в отелях примерно на 15% в годовом выражении. В результате средний ценник за сутки проживания в трехзвездочном отеле составит порядка 4,7 тыс. руб., что критично для значительной части клиентов, особенно для семей с детьми.
Хотелось бы, чтобы владельцы гостиниц активнее применяли так называемое динамическое ценообразование. Подход предполагает математический подбор цены на услугу в конкретный момент времени.
Гарантия брони
После ухода из нашей страны Booking.com освободившуюся нишу осваивают отечественные сервисы интернет-бронирования – «ЯндексПутешествия», «Островок», MTS Travel и другие.
Но не исключены ситуации, когда гостиница отменяет бронь накануне заезда. И среди причин не форс-мажор, а банальная перепродажа предложения другому клиентам на фоне высокого спроса. Это прямое нарушение прав потребителей, что совершенно неприемлемо для современного рынка гостиничных услуг.
Автор – эксперт по консалтингу и инвестициям в гостиничном бизнесе
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".