3 декабря 2024
USD 107.18 -0.57 EUR 112.8 -1.51
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Рули сам: почему все больше российских туристов выбирают автопутешествия
автомобили Путешествия туризм

Рули сам: почему все больше российских туристов выбирают автопутешествия

Власти серьезно взялись за развитие автомобильной инфраструктуры: главные трассы страны в ближайшие годы оборудуют местами для качественного отдыха, проведут интернет, а в гостиницы разрешат заселяться по водительскому удостоверению. Уже к 2030-му около 70% российских туристов будут отправляться к месту отдыха на личном автотранспорте, говорят эксперты. Впрочем, не последнюю роль в предпочтениях путешественников играют не столько улучшение качества автодорог и придорожного сервиса, сколько проблемы с доступностью билетов на поезда и самолеты.

Путешествие на автомобиле

©Shutterstock / Fotodom
Содержание:

Самолетом дорого, поездом – медленно

«Уже сейчас у нас около 50% внутренних туристов путешествуют на автомобилях. И я не вижу причин, чтобы эти люди пересели на поезда или самолеты», – заявил «Профилю» вице-президент АТОР по внутреннему туризму, глава туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин.

По данным Росстата, только в январе – феврале этого года цены на перелеты в экономклассе выросли на 34–42%. Причины объективны: тут и антироссийские санкции, из-за которых запчасти для самолетов приходится доставлять в Россию окольными путями, что не может не сказаться на их цене, и закрытые аэропорты юга страны – Геленджика, Анапы, Краснодара, Симферополя. В итоге большая нагрузка легла на аэропорт Сочи, который уже физически не может справляться с пассажиропотоком и увеличить число принимаемых рейсов. И когда в разгар сезона спрос превысил предложение, это не могло не сказаться на ценах.

«Я неделю назад летал из Москвы в Сочи. Цена билета на одного в обе стороны – 32 тысячи рублей с багажом, – рассказывает Ромашкин. – А теперь представим: летит семья из трех человек, то есть билеты для них – почти 100 тысяч рублей. Естественно, в такой ситуации они выберут автомобиль, потому что, потратив, условно говоря, 10 тысяч рублей, они за сутки из Москвы доедут до того же Сочи».

Что касается железнодорожного транспорта, то, по словам эксперта, в этом году проблема с билетами в сторону Черноморского побережья обострилась как никогда. Билетов по приемлемой цене на пиковые даты было практически не достать, признаёт Ромашкин.

В поисках моря: сколько в 2024 году стоит отдохнуть в конце лета

Из-за закрытых аэропортов юга России многие граждане были вынуждены пересесть на поезда, но РЖД, даже несмотря на запуски летом дополнительных составов, не может удовлетворить спрос. В итоге уже в день начала продажи билетов их либо невозможно купить, либо отпугивает цена. Так, например, в июле на поезд 012М из Москвы в Анапу билеты стоили от 87 тыс. до 96,7 тыс. руб. А в некоторых случаях цены на поезда из Москвы до Сочи и вовсе доходили до 225 тыс. рублей.

К концу сезона ситуация аналогичная: например, на конец августа практически нет билетов на поезда с черноморских курортов.

«Ситуация с нехваткой билетов на юг длится уже третий год, потому что не летают самолеты, – признавал в эфире Общественной службы новостей председатель Союза пассажиров, член Общественного совета при Минтрансе России Кирилл Янков. – Как только открываются продажи ж/д билетов, в течение 5–10 минут они раскупаются».

При этом пассажиры жалуются не только на высокие цены и дефицит, но и на условия поездки: не работают кондиционеры, поезда медленные. «Решить проблему с нехваткой составов быстро не получится: в РЖД признали, что уже достигнут предел пропускной способности дороги в южном направлении. Единственный вариант – строить параллельную дорогу, а это небыстро», – пояснил Сергей Ромашкин.

Предпосылок к снижению стоимости билетов не видят и власти. Еще в июне замглавы Минэкономразвития Дмитрий Вахруков на панельной сессии форума «Путешествуй!», посвященной туристическому транспорту, отмечал, что рост цен на авиабилеты в начале лета по сравнению с зимним периодом хоть и замедлился до 10%, но «ситуация не внушает оптимизма по поводу доступности авиаперевозок в горизонте до 2030 года». Именно поэтому, по словам чиновника, в Минэкономразвития делают ставку на развитие автотуризма.

Путешествие на автомобиле
©Shutterstock/Fotodom

Кого считать автотуристом?

По данным Минэкономразвития, в прошлом году в России было совершено 26 млн турпоездок на автомобиле. К 2030-му ожидается увеличение их числа вдвое.

Автотуристов действительно становится больше, подтверждает Ромашкин. Правда, в АТОР предлагают определиться с терминологией, кого считать автотуристом. «Например, люди, которым надо доехать из Москвы в Крым. Им бы, как говорится, дорога пошире да камер поменьше. Они нигде не останавливаются, практически не ночуют в пути – быстрее бы добраться. Мне кажется, это не совсем автотуристы, но их записывают в этот сегмент. И когда на юге снова откроются аэропорты, часть из них вернется к авиа», – полагает Ромашкин.

Собственно автотуристами эксперт предлагает считать людей, которые «едут из Москвы в Нижний Новгород, потом в Казань, заезжают в небольшие города, пробуют местную кухню, останавливаются в отелях». Им не важна скорость, главное – впечатления. Вот таким туристам нужны стоянки, оборудованные карманы на трассах, заправки, отели и прочая инфраструктура. «Мне кажется, вот это настоящие автотуристы. Но их раз в пять меньше, чем представителей первой группы», – уточнил вице-президент АТОР.

Также в отдельный сегмент можно выделить владельцев автодомов. По оценкам эксперта, таковых в России около 300 тыс., из них около 200 тыс. «хотя бы раз в год куда-то ездят». Этим туристам также важны стоянки, чтобы подключить автодом к коммуникациям и так далее. «Сейчас растут все три сегмента автопутешественников, но быстрее всего – первый», – говорит Ромашкин.

Отель
©Shutterstock/Fotodom

Интернет, отели и заселение по правам

В июне глава Минэкономразвития Максим Решетников представил президенту Владимиру Путину утвержденную правительством концепцию развития автотуризма.

«Реализовывать концепцию мы предлагаем на трех временных горизонтах. Первое – мы определили направления, по которым ездит больше всего туристов. Это примерно треть федеральных дорог, которые ведут к крупным городам и ключевым точкам притяжения. Из них для пилотирования нового подхода мы выбрали трассы от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга (трассы М-11, М-12) и от Новороссийска до Вологды (трассы М-4, М-8)», – рассказал Решетников.

Глава государства концепцию поддержал и в конце июля дал поручение министрам:

  • обеспечить развитие автомобильных туристических маршрутов с использованием дорог М-4 «Дон», М-8 «Холмогоры», М-11 «Нева», М-12 «Восток»;
  • привести в нормативное состояние важные для туризма региональные дороги, а также обеспечить там стабильную работу сотовой связи и интернета;
  • выделять в 2025–2027 годах по 5 млрд рублей на строительство некапитальных гостиниц, приоритет отдавая тем, что возводятся вдоль вышеупомянутых трасс, а также представить предложения, как стимулировать развитие придорожной инфраструктуры на этих направлениях.

Также президент поручил кабмину обеспечить с 1 июля 2025 года возможность заселения россиян в гостиницы при предъявлении водительского удостоверения.

Кроме того, в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» разработано и представлено уже более 50 автомобильных маршрутов по стране самой разной протяженности и тематики: тут и путешествия выходного дня по подмосковным усадьбам, и длительные круизы – по горным вершинам Кузбасса, по Чуйскому тракту на Алтае и так далее.

Продуманные маршруты

Эксперты решение властей кардинально улучшить ситуацию с автотуризмом в России полностью поддерживают. «В стране зарегистрировано 44,1 миллиона легковых автомобилей. Опросы показывают, что примерно 63% россиян предпочитают путешествовать на автомобиле – это превышает показатели авиаперелетов (61%) и поездок на поезде (57%)», – сообщила «Профилю» руководитель проектов в бюро территориального развития Atlas Дарья Коваленко.

Одним из основных плюсов автотуризма она назвала возможность гибкого планирования маршрутов и времени в пути. «Это дает возможность посетить сразу несколько достопримечательностей и природных объектов в рамках одного путешествия», – уточнила Коваленко.

В гостях у Горыныча: какие новинки предлагают туристам российские регионы

Впрочем, развитие автотуризма предполагает не только организацию мест отдыха вдоль трасс и тому подобного, но и увеличение числа «активностей», точек для проведения досуга, где туристы могут отдохнуть и получить новые впечатления.

«Предлагаемый маршрут должен быть продуман детально и комплексно: бренд, программы для зон размещения, инфраструктура, цифровые сервисы, – перечисляет Коваленко. – Тогда туристу будет удобно и легко самостоятельно планировать путешествия, выбирать места, где можно остановиться, попробовать местную кухню, посетить смотровую площадку или тематический парк».

В качестве примера эксперты Atlas приводят такие цифры: около 40% россиян проживают в радиусе 30 км от заповедников и других особо охраняемых природных территорий (ООПТ), но посещаемость этих мест в абсолютных значениях мизерна – лишь 2% от общего турпотока внутри страны. А половина российских заповедников вообще недоступна для автотуризма. Поэтому необходимо создавать новые тематические маршруты по природным местам (например по Сибири и Уралу), тем самым привлекая туристов в регионы, но при этом соблюдать баланс – для сохранения природных территорий.

«Важно не забывать и о заповедниках и нацпарках, уже доступных для автомобилистов: организовывать инфраструктуру на маршруте и в точках входа, чтобы тот поток, который есть уже сейчас, был более регулируемым с точки зрения безопасности и снижения неконтролируемой антропогенной нагрузки на ООПТ», – отмечает гендиректор бюро Atlas Александра Сытникова.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".