14 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Депутаты поработали на износ

Выплаты страховых премий по ОСАГО в обозримом будущем могут существенно увеличиться. Это произойдет в том случае, если будут приняты поправки в действующее законодательство, которые обяжут производить расчет компенсаций на ремонт пострадавших в ДТП автомобилей без учета износа подлежащих замене запчастей. Инициатива исходит от депутата Госдумы Виктории Билан, представляющей в нижней палате Крым, и Центральный банк РФ ее поддержал.

Зампред ЦБ Владимир Чистюхин подтвердил это на недавних парламентских слушаниях, посвященных совершенствованию законодательства и тарифной политике в ОСАГО. «Имеет смысл рассмотреть вопрос о том, чтобы новые запчасти ставились не только в случае натурального возмещения, но и расчет шел при оплате деньгами тоже исходя из новых запчастей», – заявил он. Банк России может рассчитывать на поддержку Минфина. «Будем разрабатывать (законопроект. – «Профиль»). Большинство предложений здесь, мне кажется, вполне справедливы», – цитирует ТАСС заместителя главы ведомства Алексея Моисеева.

С необходимостью корректировок в ОСАГО согласны коллеги Билан на Охотном Ряду. Председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков напоминает, что сейчас, если выплаты по ОСАГО не покрывают ремонт разбитой машины, оставшуюся сумму, как правило, владельцу приходится самостоятельно взыскивать с виновника ДТП через суд. Для ответчика зачастую это становится неподъемным бременем.

По его мнению, данная инициатива «требует изучения и соответствующего решения». Но в долгий ящик законопроект не попадет. «Мы его готовим. В ближайшее время – в октябре – документ будет внесен в Госдуму», – заявил Аксаков «Профилю».

Между тем последствия этого шага могут нанести чувствительный удар по переживающему не самые лучшие времена рынку автострахования. Многие компании фиксируют убытки и вообще отказываются от работы с ОСАГО. При этом тот же Аксаков на днях высказался против повышения тарифов. «Моя точка зрения – тарифы повышать сейчас не стоит. Тема ОСАГО социально чувствительная, и когда пошли разговоры о повышении тарифов на ОСАГО, конечно, в Госдуме это вызвало повышенный интерес, тем более мы получали сигналы от автолюбителей», – приводят его слова «Ведомости».

Аксаков – сторонник гибкой политики в отношении тарифов ОСАГО, чтобы добросовестные водители не переплачивали за недисциплинированных. Еще один принципиальный момент – не допустить, чтобы страховщики, пролоббировавшие либерализацию рынка, использовали расширение тарифного «коридора» для завышения цен.

Подмена по понятиям

В настоящее время по действующему законодательству износ автомобиля, который влияет на размеры выплат по ОСАГО, может достигать 50%. При расчетах в натуральной форме, то есть когда разбитая машина направляется страховой компанией на ремонт в определенный автосервис, износ не учитывается. Однако эта схема не вызывает доверия у подавляющего большинства автовладельцев. По словам Аксакова, она применяется примерно в 15% случаев, во всех остальных водители предпочитают получать деньги.

При учете износа автомобиля страховщики исходят из небесспорного тезиса о том, что после ремонта с использованием новых запчастей владелец якобы остается в выгоде. Ведь детали кузова или ходовой части, которые находились в эксплуатации несколько лет и изношены, заменяются на «нулевые». Проблема в том, что машины, побывавшие в ДТП, в случае продажи пользуются гораздо меньшим спросом, и продать их можно, как правило, с дисконтом.

«Это фактически протест – люди не хотят приобретать полис, не понимая, за что они платят деньги. Система ОСАГО вводилась под тем благим предлогом, что человеку, попавшему в ДТП, не придется испытывать трудности с нехваткой денежных средств на ремонт поврежденной машины, поскольку деньги быстро и без проблем выплатит страховая компания», – продолжил эксперт. Однако идеальная схема была перечеркнута под давлением страховых компаний. Так, был введен принцип учета износа деталей при расчете страховой выплаты, которого не было в законе изначально, что позволило страховщикам существенно оптимизировать убытки. А суды их поддерживали на том основании, что автовладелец якобы обогащается, устанавливая за счет выплат по ОСАГО новые детали на битую старую машину. Доходило до того, что ущерб, взыскиваемый по суду с виновников ДТП, также определялся с учетом износа запчастей, что вынуждало людей доплачивать разницу при ремонте из собственного кармана.

После введения «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» страховые выплаты еще более снизились, подчеркнул Недзвецкий. Из-за ослабления рубля цены на импортные запчасти повышаются чуть ли не каждую неделю, справочники РСА корректируются раз в полгода. К тому же, как следует из недавнего расследования Федеральной антимонопольной службы, являются недостоверными. В результате выплаты по ОСАГО все больше походят на фикцию, приходит к неутешительному выводу собеседник «Профиля».

В чем смысл ОСАГО, если потерпевшему все равно приходится судиться с виновником ДТП, недоумевает Недзвецкий. Вместе с тем отношение к очередной законодательной инициативе у него неоднозначное. «Возможно даже, что страховщики в очередной раз не попросят денег в виде поднятия тарифов ОСАГО. Вопрос в качестве ремонта и качестве деталей, которые поставят на автосервисах страховщиков. Ведь оплачивать ущерб и делать ремонт будет одна сторона, по определению заинтересованная в снижении издержек», – заметил эксперт.

Социальный проект

Сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей Алексей Егармин напоминает, что ОСАГО была задумана как цивилизованный метод разрешения конфликтных ситуаций на дорогах и гарантированной гражданской ответственности всех участников движения. Хотели как лучше, получилось как всегда. В законе образовалось две «дыры». Первая: полис ОСАГО выписывается на машину, а не на человека, который, собственно, и является участником движения. Вторая: закон предусматривает «восстановление транспортного средства до предаварийного состояния», но новелла изложена так, что позволяет рассчитывать стоимость восстановления ТС с учетом износа деталей.

«По-хорошему этот закон пора давно привести к понятному и простому пониманию, без множества юридических ловушек и зацепок. ОСАГО – механизм социальный и должен гарантировать гражданам защиту имущества. Но сегодня явно проглядывается коммерческая составляющая», – убежден собеседник «Профиля».

Разговоры об убыточности ОСАГО несостоятельны, полагает Егармин. По внутренней оценке компаний, если вид страхования приносит менее 80% дохода, то он считается неэффективным. С другой стороны, сама природа ОСАГО не должна подразумевать извлечение сверхприбылей. Здесь, скорее, правомерно говорить о социальной ответственности бизнеса.

С учетом этого Национальный союз защиты прав потребителей выступает за оценку стоимости ремонта машин по ОСАГО без учета износа запчастей, упрощение текста закона для исключения различного толкования вариантов расчета страховых выплат. Кроме того, важно «отвязать» полис от автомобиля, подчеркнул Егармин. По его мнению, в полной мере защиту интересов водителей могло бы обеспечить развитие системы ОСАГО на базе современных смартконтрактов как переход к цифровой экономике. Такой подход мог бы пресечь изначальное желание недоплатить денег пострадавшим и значительно разгрузить суды.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK