19 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Два медведя в одной берлоге

Пока участники рынка спорят о том, что такое реверсивный факторинг, эта схема успешно применяется в государственном секторе

Реверсивный факторинг – это вид факторинговой операции, при которой инициатива уступки денежного требования фактору исходит не от поставщика, а непосредственно от покупателя. Фактор от имени и по поручению последнего заключает с поставщиком договор классического факторинга, на основании которого получает в управление денежное требование. Либо стороны заключают единый договор.

Экономический смысл реверсивного факторинга заключается в том, что сам должник начинает управлять своей кредиторской задолженностью, в первую очередь, ее срочностью. Там, где в силу особенностей договора или закона у покупателя нет возможности для расчетов с поставщиками на условиях отсрочки платежа, на помощь приходит реверсивный факторинг: фактор предоставляет покупателю коммерческий кредит (т.е. отсрочку) и рассчитывается за покупателя с поставщиком в те сроки, которые установлены первоначальным договором.

Казалось бы при чем тут факторинг в госсекторе?

Закон о Федеральной контрактной системе (44-ФЗ, ФКС) только на первый взгляд регулирует взаимоотношения между двумя сторонами – заказчиком и исполнителем. Ни один контракт не будет оплачен, пока это не санкционировано казначейством либо уполномоченным финансовым органом, по сути своей, тем же «третьим лицом», которым выступает фактор в сделке реверсивного факторинга.

Функции казначейства в рамках ФКС и фактора при реверсивном факторинге совпадают практически полностью. Оба являются источником финансирования контракта для покупателя-заказчика: казначейство путем доведения лимитов и бюджетных кредитов, фактор путем предоставления коммерческого кредита. Оба управляют настоящей и будущей кредиторской задолженностью покупателя-заказчика и полностью контролируют процесс расчетов по контракту: в первом случае по нормам бюджетного законодательства, во втором – по Гражданскому кодексу.

Пожалуй, единственным, но принципиальным, отличием является то, что фактор обязан связать себя договорными отношениями с исполнителем по контракту, чтобы произошла уступка, в то время как казначейство скрыто «за спиной» заказчика и никакой договорной ответственности перед исполнителем не несет.

Возможно, именно этим объясняется устойчивая идиосинкразия Минфина к применению факторинга в рамках Федеральной контрактной системы. Как «в одной берлоге» смогут ужиться два третьих лица, обеспечивающие финансовую устойчивость сторон по одному госконтракту?!

Ответ на этот вопрос дает Министерство экономики и финансов Италии – страны, где по данным опросов предпринимателей, до недавнего времени платежная дисциплина в системе госзаказа была худшей в Евросоюзе. С 2012 года в Италии задолженность по госконтрактам является публичной. Для этого создана система «кредитной сертификации» и специализированная электронная площадка – «La Piattaforma per la certificazione dei crediti», где исполнитель контракта в онлайн режиме может не только отследить этапы принятия и оплаты контракта заказчиком, но и получить финансирование под залог обязательств заказчика у одной из 90 аккредитованных министерством финансовых организаций.

Любопытно, что российская ФКС уже движется к внедрению итальянского опыта: с 2014 года действует постановление Правительства РФ № 1093, обязывающее заказчиков публиковать на сайте госзакупок акты и счета-фактуры по исполненным госконтрактам. Осталось разрешить факторинг. 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK