24 апреля 2024
USD 93.29 +0.04 EUR 99.56 +0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. ERP малых форм
Главное

ERP малых форм

Рынок корпоративных ИТ-решений пережил непростой 2013 год — темпы роста индустрии снизились до печальных 5—10%. И особенно ощутимо замедлился рост в сегменте ERP.

Системы интеллектуального планирования ресурсов предприятия (ERP), которые включают в себя целый набор модулей (отвечающих за финансы, кадры, логистику), долгое время были историей исключительно для крупнейших игроков рынка. Изначально они применялись в тяжелой промышленности, но к концу 1990-х ERP-системы начали внедрять на предприятиях сферы услуг, но опять же исключительно крупных. Примерно тогда же наличие ERP стало необходимым условием, если компания собиралась проводить IPO или уже котировалась на бирже. Сегодня без ИТ-систем планирования ресурсов не обходится ни один более-менее заметный B2C-игрок. Вроде бы интеграторам и разработчикам надо этому факту радоваться. Однако именно сейчас они думают, как жить дальше. Дело в том, что рынок ERP-систем, по сути, уперся в свой потолок. В принципе весь ИТ-рынок сбавляет обороты и уже не показывает те десятки процентов роста ежегодно, как еще буквально 2—5 лет назад.
По оценкам представителей российских ИТ-интеграторов, отечественный ИТ-рынок вырос за прошлый год всего на 7—10% (для сравнения: в 2011 и 2012 годах рост достигал 30%). И, по прогнозам аналитического агентства IDC, в ближайшие пять лет объем отечественного ИТ-рынка будет расти в среднем на 7,3% ежегодно. Результат сегмента ERP и того хуже — 3—4%. В принципе показатели сравнимы с ситуацией на мировом рынке: по данным Gartner, в мире этот сегмент вырос в 2013 году на 3,8%. «Хотя общий тренд рынка все-таки положителен, он растет, но разработчикам ERP-систем нужно еще внимательнее относиться к потребностям заказчиков и предлагать решения, которые сочетают в себе оптимальную стоимость и широкую функциональность», — предупреждает заместитель генерального директора компании «SAP СНГ» Азат Низамов.
Ведущие мировые рейтинговые агентства оценивают рынок ERP в России в $1,2—1,4 млрд. Причем почти половину рынка контролирует немецкая компания SAP. Правда, как отмечают представители отрасли, расстановка сил постепенно меняется. «Российский рынок по внедрению ERP-систем, несомненно, имеет свои особенности. На рынке представлены как крупные мировые производители программного обеспечения (SAP, Oracle, Microsoft), так и внутренние производители («1C», «Галактика»). При этом доля SAP близка к 50%, однако имеет тенденцию к снижению, а доля «1С» — более 30% и ежегодно увеличивается», — говорит заместитель директора отделения систем управления и консалтинга компании «Ланит» Михаил Перьков.
По мнению генерального директора компании «Норбит» Антона Чехонина, сейчас практически невозможно точно оценить рынок и позиции игроков. «Тут есть два специфических момента. Проводя анализ рынка ERP, эксперты записывают все продажи лицензий программы «1С,» которая в 80% случаев используется потребителями не как ERP, а как бухгалтерское ПО для сдачи налоговой отчетности. Что, понятно, не имеет отношения к полноценной ERP-системе, управляющей ресурсами предприятия. Но каждый заплаченный за лицензионное ПО доллар генерирует еще $5—6 консалтинговых услуг по внедрению, доработке, обучению персонала и т.п. Таким образом, общий объем ERP-рынка в России, учитывая консалтинг и сопутствующие сервисы, составляет не $1,2 млрд, а $5—6 млрд в год», — отмечает Антон Чехонин.
Однако не все согласны с таким методом оценки сегмента ERP, предпочитая отделять непосредственно продукт и его интеграцию от допуслуг, которые компании продают в комплекте с решениями.
Так или иначе, сегмент ERP-продуктов хоть и демонстрирует рост, однако темпы его снизились. «Рынку ERP в России уже более десяти лет, и время взрывного роста давно прошло. Сегодня наблюдается спрос на модернизацию систем со стороны тех компаний, которые в прошлом уже внедрили эти решения. Новые запросы поступают от компаний из тех отраслей, которые были существенно недофинансированы, в первую очередь это ВПК. Например, недавно у нас был проект по внедрению единой системы управленческого учета для крупного российского авиахолдинга, где работают более 26 тыс. человек. К сожалению, на данный момент очень мало предприятий, которые бы показывали значимые темпы роста и нуждались при этом в новой ERP-системе», — объясняет ситуацию руководитель направления бизнес-приложений компании «Крок» Максим Андреев.
Эксперты отмечают, что максимальный охват достигнут, ERP используют практически все крупные компании, и теперь этот сегмент ИТ-рынка обречен на стагнацию или рост на уровне 1—3% в год только за счет проектов обновлений систем или редких новых клиентов — случайно разбогатевших компаний или стартапов с богатыми инвесторами. «Рынок очень быстро рос, последние несколько лет прибавляя более чем по 30% в год, но сейчас мы явно наблюдаем насыщение и, как следствие, падение темпов роста. Еще одна особенность нашего рынка — чрезмерная кастомизация каждого проекта и, как следствие, увеличенные сроки на реализацию проектов и ресурсоемкость», — говорит директор департамента программных решений представительства компании HP в России Андрей Кутуков.
Как уже говорили выше, традиционные отрасли применения ERP — промышленность, производство, добыча и розница. И крупные компании (как отмечают игроки рынка, от масштаба бизнеса зависит не сам факт спроса на системы, а выбор конкретных решений: крупный бизнес выбирает иностранные решения, а компании поменьше чаще отдают предпочтение российским разработкам).
Разработчики систем и интеграторы не то что бьют тревогу, но уже всерьез задумались, как придать темпам роста ускорение, чтобы сегмент ERP не скатился в стагнацию. Опрошенные участники ИТ-рынка видят будущее в классическом инструменте: выходе в новые клиентские сегменты. Сегодня происходит пересмотр целевого позиционирования ERP-систем. ИТ-компании, которые уже «окучили» крупный бизнес, понимают, что теперь дело за мелким и средним бизнесом. Традиционно такой подход давал возможность еще на несколько лет обеспечить достойные показатели роста.
«Безусловно, чем больше масштаб бизнеса, тем критичнее для его стабильности и развития наличие эффективной информационной системы. Однако внедрение ERP оправданно и для компаний малого и среднего бизнеса, вплоть до команд со штатом от пяти человек — ради повышения качества бизнес-процессов, бесшовной интеграции отдельных линий бизнеса и повышения скорости реакции на законодательные и рыночные изменения», — отмечает Азат Низамов. И с ним соглашается руководитель проектов компании «Астерос Консалтинг» Юлия Гречищева, отмечая: чем крупнее предприятие, тем сложнее процессы и связи между процессами и тем нужнее ERP-система, основное преимущество которой — интеграция работы всех бизнес-подразделений в едином информационном контуре, что в конечном итоге обеспечивает высокий темп принятия управленческих решений, ведь данные вводятся сразу и не требуется дополнительного времени и ресурсов на их сбор из разных систем, а также проверку и обработку. «Конечно, наибольший эффект от внедрения ERP-системы чувствуется в деятельности крупных предприятий. Тем не менее в настоящее время по мере проникновения ERP-систем в крупный бизнес их производители развивают аналогичные решения для малого и среднего бизнеса (МСБ). Хотя пока этот сегмент не является активным клиентом ERP», — говорит Юлия Гречищева. По ее мнению, на то есть несколько причин. Во-первых, пока у представителей МСБ не сложилось потребности в ERP как таковой, нет понимания, что это такое и зачем нужно. А во-вторых, на ИТ-рынке отсутствуют адекватные предложения для небольших компаний по соотношениям «цена—качество» и «результат—эффект».
«ERP-решение — это действительно дорогое удовольствие. Существует такая статистика: работы по внедрению комплексной ERP-системы не могут стоить дешевле $3000—5000 за рабочее место при числе пользователей, измеряемом сотнями. Кроме того, окупаемость подобных проектов редко считается. Иногда приходится слышать, что после внедрения единой системы, которая заменила пятнадцать разрозненных, затраты снизились в два раза. Вероятно, изначально появление пятнадцати систем было неоптимальным шагом. При подсчете совокупной стоимости владения кроме затрат на внешних исполнителей, оборудование, лицензии не стоит забывать про стоимость собственного персонала, который был вовлечен в проект, разные потери, вызванные внедрением, текучесть собственного персонала и увеличение фонда оплаты труда для удержания специалистов, прошедших через проект внедрения», — говорит Максим Андреев.
Однако очевидно, что в ближайшее время ИТ-компании поступят по уже обкатанной схеме сохранения темпов роста и более агрессивно с точки зрения ценовой политики и кастомизации начнут битвы за МСБ-клиентов. «С развитием отраслевых пакетных решений ERP-системы станут доступны среднему бизнесу. Экономическая необходимость во внедрении полноценной ERP, по моим оценкам, существует при численности персонала от 100 человек и при обороте от 500 млн рублей. Однако, разумеется, бывают и исключения, когда имеет смысл автоматизировать достаточно скромные по масштабам промышленные предприятия, например, для исключения ручного труда в большом количестве рутинных операций или для управления запасами и поставками, где может быть очевидна экономия от внедрения», — отмечает Антон Чехонин.
Наверняка в погоне за малым бизнесом разработчики прибегнут и к практике сервисов по запросу, когда ERP-решение не нужно будет интегрировать (а это уже серьезная экономия), а можно использовать подходящую под характер бизнеса шаблонную версию, взяв ее в аренду на определенное время.
Аналитики компании Gartner отмечают, что в ближайшем будущем именно МСБ будет задавать тенденции ИТ-рынка, стимулировать развитие бизнес-инноваций и рыночной конкуренции.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».