Греки доэкономились до плюса
После долгого кризиса Греция впервые отчиталась о первичном профиците бюджета. Страна снова живет по средствам: таков результат колоссальных усилий по сокращению расходов - и спорных арифметических ходов.
Для Афин среда прошлой недели стала днем, возможно, самого большого за последние годы успеха - как минимум на бумаге. 23 апреля Еврокомиссия официально подтвердила, что в 2013 году первичный профицит государственного бюджета Греции составил около 0,8% ВВП страны. Значит, долгожданный прорыв совершен? Ведь не прошло и двух недель с тех пор как греческому правительству удалось разместить на бирже пятилетние гособлигации. Доходы Афин превышают расходы, страна снова может самостоятельно привлекать кредиты - совсем недавно все это казалось невозможным. „Первичный профицит госбюджета - это отрадная новость“, - отмечает, в частности, руководитель Центра экономической политики кильского Института мировой экономики (IfW) Хеннинг Клодт.
И все же новость эту следует воспринимать осторожно, как и многие другие обнадеживающие вести из Греции. Во-первых, первичный профицит госбюджета не учитывает многие финаносовые обязательства. А во-вторых - в нынешнем объеме его недостаточно, чтобы предотвратить дальнейший рост греческих долгов. Первичное сальдо рассчитывается исходя из доходов и расходов государства. При этом преднамеренно не учитываются проценты, которые государство платит по своим долгам.
Такая методика может показаться опрометчивой, но имеет право на существование: при сбалансированном или даже положительном первичном сальдо государству по крайней мере не нужно влезать в новые долги для выполнения своих основополагающих задач. И потому первичное сальдо служит прежде всего сигналом: греческое правительство перестало жить не по средствам. Но это практически не скажется на долговом бремени, накопившемся за прошедшие годы. Об этом же свидетельствуют и опубликованные в среду сведения о размере новой задолженности Афин: в 2013 году по сравнению с предшествующим годом он существенно вырос и составил 12,7% ВВП, общий размер госдолга составил рекордные 175% ВВП.
Правила претерпели изменения
То обстоятельство, что эти два показателя производят куда менее приятное впечатление, обусловлено не только неучтенными выплатами по процентам. При расчете первичного профицита Еврокомиссия также „упустила из вида“ определенные расходы, произведенные вследствие кризиса, такие как рекапитализация греческих банков или разовые выплаты, связанные с режимом сокращения расходов. „Да, формально первичное сальдо рассчитано правильно, но это сделано по специально установленным правилам“, - критикует аналитик Deutsche Bank Николаус Хайнен. Германия и Финляндия недавно заявили свой протест в совместном письме к Еврокомиссии, в котором говорится, что критерии пакта стабильности размыты за счет изменения методики расчетов.
Но даже если признать положительное первичное сальдо объективным показателем, его значение в размере 0,8% не позволяет вздохнуть с облегчением. Хеннинг Клодт из Института мировой экономики и его коллега Дэвид Бенцек еще в 2011 году подсчитали: чтобы Греция могла удерживать свой долг на стабильном уровне, первичный профицит госбюджета должен в течение многих лет превышать за 5%. Но за последние 30 лет всего 3% индустриальных государств удавалось выйти на такой уровень профицита хотя бы в один из годов. „Первичный профицит бюджета не меняет того обстоятельство, что Греция - это государство-банкрот“, - заключает Клодт.
Единственное, что действительно в сжатые сроки может изменить ситуацию - это значительное снижение долговой нагрузки. А поскольку повторное частичное списание задолженности пока что не обсуждается, остается только понижение процентной ставки. Именно этого добивается греческое правительство, ссылаясь на соглашение с Еврогруппой. После обнародования официальных цифр, самое время „приступить к обсуждению льготных условий кредитования“, отметил в недавнем интервью изданию SPIEGEL ONLINE заместитель министра финансов Греции Христос Стаикоурас.
Однако проценты по двум пакетам финансовой помощи Греции уже неоднократно пересматривались и частично давно находятся ниже уровня инфляции. „Соответствующие кредиты уже являются убыточными для предоставивших их стран-партнеров по ЕС, поскольку проценты по ним претерпевали корректировку“, - говорит аналитик Deutsche Bank Хайнен. Кроме того, дальнейшее их снижение едва ли может помочь грекам.
Гораздо важнее для Афин, чтобы снизились проценты по их гособлигациям на свободном рынке. Успешное размещение этих ценных бумаг с доходностью чуть меньше 5% три недели назад - это первый обнадеживающий сигнал. Снижение процентных ставок на так называемом вторичном рынке, по мнению эксперта Бенцека, также свидетельствует о том, что первичный профицит госбюджета уже не должен быть настолько большим, как пару лет назад. Однако его целевая величина все равно остается по ту сторону трудно достижимой 5-процентной планки.
Скорее сокращение расходов, чем реформы
И потому в долгосрочной перспективе Греция может выбраться из долгов, только если помимо оздоровления госфинансов будет восстанавливаться экономика. Долговая нагрузка на бюджет измеряется по отношению к объему экономики, при должном росте ВВП она снижается автоматически. Но если греческое правительство сумело перевести своих граждан на рельсы жесткой экономии, в реализации многих структурных реформ, которые дали бы толчок новому росту, оно достигло куда меньших успехов.
И тем не менее, в прошлом году наметились первые признаки оживления греческой экономики - в частности, в форме повышения оборотов предприятий розничной торговли и благодаря удачному туристическому сезону. Сохранится ли данная тенденция, покажут цифры за первый квартал 2014 года, которые будут обнародованы 15 мая.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".