20 февраля 2019
USD EUR
Погода

На грани фантастики

Уже много лет разные компании ведут поиски новых технологий, которые позволят производить автомобили, не использующие бензин или дизель. Однако до сих пор очевидного лидера среди экологически безвредных машин нет – пока ни одна из них не может по простоте, дешевизне и удобству инфраструктуры сравниться с привычными нам авто с двигателем внутреннего сгорания. Тем не менее и электромобили и водородные машины уже запущены в серийное производство

21 октября к нам из прошлого должен прибыть Марти МакФлай. По крайней мере, если верить Роберту Земекису и его трилогии «Назад в будущее». Конечно, многое из того, что напророчили тридцать лет назад, не сбылось, но, с другой стороны, в актуальном настоящем есть такие технологии, которые создателям фильма даже не снились. И летающий скейт – далеко не самая впечатляющая из них.

В мире

Первым серьезным достижением можно считать коммерчески успешный запуск в серийное производство легковых электромобилей. Идея в целом ненова, электропогрузчики давно заняли свою нишу в структуре коммерческого транспорта. Но то, что удалось сделать компании Tesla, во многом похоже именно на фантастический фильм. Не зря основатель компании Элон Маск стал прототипом киношного «Железного человека». Последняя новинка, представленная Tesla, – кроссовер Model X. Семиместный автомобиль стал не просто развитием имеющейся линейки электрических седанов – он показал, чего больше всего боятся современные американцы. Кроме полного отсутствия вредных выбросов, главный козырь Model X – тотальная безопасность. В США с его огромным парком внедорожников и пикапов один из частых видов аварий – опрокидывание машины на крутом вираже. За счет расположения аккумуляторных батарей под полом пассажирского отсека центр тяжести Model X расположен ниже, чем у многих спорт-каров. Перевернуть его практически невозможно! Жесткий кузов с программируемыми зонами деформации надежно защитит при обычной аварии. А вот на случай террористической угрозы предусмотрен специальный режим защиты от биологического и химического оружия. Сверхбольшой HEPA-фильтр очищает поступающий в автомобиль воздух практически от любых примесей, а климатическая установка создает в салоне избыточное давление – подобная технология применяется в армейской технике и бронированных лимузинах. Чтобы без проблем выбраться из автомобиля на забитой парковке у торгового центра, задние двери открываются вверх. Очень похоже на мерседесовские «крылья чайки». Но здесь применена более сложная конструкция, названная создателями «крылья сокола». Силовая установка состоит из двух электромоторов и предлагается в двух вариантах – суммарной мощностью 524 или 772 лошадиные силы.

Фото: Tesla

Учитывая, что, в отличие от обычного двигателя внутреннего сгорания, максимальная мощность и крутящий момент доступны во всем диапазоне оборотов, динамика разгона получается просто ураганная! Более «слабая» версия набирает «сотню» менее чем за пять секунд, а топовая при включении режима Ludicrous Mode – менее чем за три с половиной. Все комплектации оснащаются аккумуляторной батареей емкостью 90 киловатт-часов, гарантирующей около 400 километров пробега. Собственно, именно батарея остается слабым местом всех электромобилей. Пусть запас хода уже давно сравним с обычными машинами, время «заправки» по-прежнему остается несоизмеримо большим – несколько часов. А значит, дальние поездки практически исключены. И, как нетрудно догадаться, основные усилия разработчиков направлены сейчас на это. Ибо настоящая революция в мире электромобилей случится именно с появлением недорогих и высокоемких аккумуляторов. Ну а пока, если ваш дневной пробег не превышает 350 километров и вы готовы расстаться со 132 000 долларов, Tesla Model X – ваш выбор. Надо только учитывать, что очередь на новинку растянулась до конца следующего года. А к этому моменту уже должна появиться первая «бюджетная» Tesla – Model 3, цены на которую будут начинаться с 35 000 долларов.

В то время как Tesla собирает обильный финансовый урожай на ниве люксовых электромобилей, большинство европейских производителей лишь анонсируют потенциальных конкурентов заокеанским моделям. Так, Audi показала очередной концепт Audi e‑tron quattro – прямого соперника Tesla Model X. Не считая футуристического дизайна, который мы вряд ли увидим на серийной модели, автомобиль демонстрирует силовую установку мощностью 435 лошадиных сил с тремя электромоторами. Два из них расположены на задней оси, что позволяет отказаться от заднего дифференциала и эмулировать работу блокировки, точно дозируя крутящий момент на каждое из колес. Емкость аккумуляторных батарей составляет 95 киловатт-часов, соответственно, запас хода – до 500 километров. В ясную погоду этот показатель может стать еще выше – на крыше расположены солнечные батареи. В динамике автомобиль вполне сравним с «младшей» версией Model X. 100 км/ч он набирает за 4,6 секунды. На конвейер электрический кроссовер Audi должен попасть через три года, в 2018‑м.

В России

Но если за рубежом с электромобилями все достаточно благополучно, есть выбор из целого ряда производителей, существует набор льгот и субсидий, а также активно развивается инфраструктура, то в России дела обстоят не так благополучно. Хотя комплекс мер, направленных на развитие экологически чистого транспорта, есть и у нас. На сегодняшний день единственный официально поставляемый в Россию электромобиль – это Mitsubishi i‑MiEV. Его цена составляет 999 000 рублей, что заметно ниже, чем он стоил в момент выхода на рынок в 2011 году. Дело в том, что начиная с 2014 года ввозной налог на электромобили был обнулен. Такое послабление было введено сроком на два года, продлится ли оно на 2016‑й, пока неясно. Зато в октябре этого года правительство Московской области постановило отменить транспортный налог для владельцев электромобилей. Так что годовая экономия владельцев Tesla может быть достаточно существенной. 

Хуже дела обстоят с инфраструктурой. Даже в отсутствие значительного парка машин 30 столичных зарядных станций – определенно скромная цифра. Однако в ближайшее время их число должно заметно возрасти. Уже заключено соглашение между правительством Москвы и ПАО «Россети». К концу 2016 года общее число зарядных станций, объединенных в сеть «Московский электротранспорт», должно достичь 200. А до конца 2018 года в рамках реализации Всероссийской программы по развитию зарядной инфраструктуры для электротранспорта и снижению негативного воздействия транспорта на окружающую среду будет построена тысяча электрических «заправок».

Летучий скейт

Ну а самым необычным электрическим, а точнее, электромагнитным транспортным средством по праву можно считать ховерборд от Lexus. Летающая доска была разработана специалистами компании совместно с учеными из Дрезденского института IFW и инженерами компании evico GmbH, специализирующейся на технологии магнитной левитации. Также в разработке принял участие профессиональный скейтбордист Росс МакГуран. В основе ховерборда Lexus – два резервуара-криостата, содержащих сверхпроводящий материал. Его температура поддерживается на уровне минус 197 градусов за счет погружения в жидкий азот. Доска помещается на трек, под поверхностью которого располагаются постоянные магниты. Сверхпроводники в доске взаимодействуют с магнитным полем трека, поддерживая расстояние между доской и поверхностью трека, что позволяет ховерборду парить над землей. Этой силы достаточно, чтобы спортсмен мог стоять и даже прыгать на ховерборде. Для испытаний был создан целый «ховер-парк», в котором элементы трассы для скейтбординга сочетаются, например, с участками с водным покрытием. Всего для проведения динамических тестов было собрано порядка 200 метров магнитного трека.

Росс МакГуран, многократный чемпион мира по скейтбордингу:

«Я посвятил скейтборду 20 лет, но на ховерборде, который парит над поверхностью, не испытывая силы трения, мне пришлось развивать другие навыки, в частности, удерживать правильное положение тела и сохранять баланс, находясь на ховерборде. Это совершенно новый опыт».

Вперед, в будущее

Электромобили не являются единственным перспективным видом транспорта. Технология «топливных ячеек» хоть и остается невероятно дорогой, тем не менее тоже становится ближе к конечному потребителю. Яркий тому пример – Toyota Mirai.

Фото: Toyota

Японский концерн уже давно ведет разработки в этом направлении. Но можно сказать, что именно сейчас он выходит на финишную прямую. Если с прошлого года этот водородный автомобиль был доступен только на внутреннем рынке Японии и в США, то сейчас и первые европейские заказчики уже получили свои автомобили с самой передовой силовой установкой. В отличие от упомянутых ранее электромобилей, Toyota Mirai не может похвастать впечатляющей динамикой или внушительной максимальной скоростью. Мощность силовой установки – всего 155 лошадиных сил. Разгон до сотни – почти 10 секунд. Хотя для семейного автомобиля больше и не нужно. Запас хода – немногим менее 500 километров. Зато время заправки – не более трех минут! Правда, тут тоже все упирается в инфраструктуру, которая пока несильно развита. Да и цена у Toyota Mirai далеко не маленькая – около 60 000 долларов. Но, как известно, за инновации надо платить. А наличие массового производства – первый шаг к снижению стоимости. Вслед за Toyota Honda также запускает в серийное производство модель FCV. Ее дебют запланирован на конец октября, когда состоится 44‑й Токийский автосалон. Но уже сейчас известно, что мощность силовой установки будет в пределах все тех же 150 лошадиных сил.

Фото: Honda

А вот запас хода обещают существенно больше, чем у Toyota, – 700 км при тех же трех минутах на заправку полного бака. Приятным дополнением к модели FCV может служить внешний модуль Honda Power Exporter, превращающий автомобиль в электростанцию мощностью 9 кВт. Неплохая альтернатива аварийному генератору. Да и без чистой воды вы в такой компании не останетесь – «выхлоп» машины на топливных ячейках спокойно можно пить. Вот только в России мы эти машины не увидим еще долго. Если электрические «заправки» у нас уже есть, то возможность заправить полный бак водорода по-прежнему остается чистой фантастикой.

Водородные «топливные ячейки», или «топливные элементы» представляют собой электрохимические устройства, в которых за счет окисления водорода кислородом образуется вода и большое количество электроэнергии. Благодаря коэффициенту преобразования химической энергии в электрическую, достигающему 80%, использование «топливных ячеек» гораздо выгоднее, чем сжигание топлива по принципу двигателя внутреннего сгорания. Принцип действия был открыт английским ученым Уильямом Гроувом в 1839 году. А первые серьезные попытки задействовать эту технологию в производстве автомобилей начались с конца 80‑х годов прошлого века. Помимо очевидных плюсов технология имеет и ряд минусов. Таких, как высокая стоимость самих ячеек, высокая стоимость инфраструктуры и короткий жизненный цикл элементов при активном использовании.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK