25 апреля 2024
USD 92.51 -0.79 EUR 98.91 -0.65
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Независимость Шотландии
Главное

Независимость Шотландии

Деревня хочет остаться в составе Великобритании

Зеленые луга, старая мельница, журчание ручья, - настоящая деревенская идиллия. Здесь живет Алекс Сэлмонд - глава шотландского правительства и самый амбициозный политик Великобритании. Его тщеславие настолько велико, что он готовится осенью стать отцом-основателем нового государства.
18 сентября 2014 года четыре миллиона шотландцев смогут принять участие в референдуме о независимости. Час Шотландии настал, убежден Сэлмонд. Наконец-то его страна противопоставит экономической „черной дыре“ - Лондону - свое яркое „северное сияние“.
Сэлмонд - искусный оратор. Но к его идее скептически относятся даже собственные односельчане. Стричен - небольшое серое село на северо-востоке острова. Благодаря залежам нефти в Северном море Абердиншир стал одной из самой богатой областей в стране. Если кому и не нужно переживать по поводу последствий обретения независимости, так это людям, живущим здесь.

"Оскорбить память павших солдат"

Но когда местных жителей спрашивают о референдуме, многие лишь качают головой. „Нет, - говорит Брайан Джонсон, - для меня это ничего не значит. Это равносильно оскорблению памяти тех солдат, которые сложили свои жизни за Великобританию“. 72-летний водитель грузовика сам восемь лет отдал армии и при виде британского флага испытывает ностальгию по тем годам.
Аптекарша с Хай-Стрит тоже не хочет, чтобы Шотландия отделялась от Великобритании: „Я редко хожу на выборы. Но в сентябре пойду обязательно. Я хочу быть уверена, что кампания в поддержку этой идеи не пройдет“. В независимости она смысла не видит. Ведь шотландцы и без того находятся в выигрышном положении, медикаменты они получают бесплатно - в отличие от англичан.
Особенно сильное неприятие идея встречает у старшего поколения. В их глазах провозглашение независимости - это ненужная авантюра. В селе дела идут хорошо, рассказывает помощница библиотекаря: „Многие недоумевают, зачем нам выходить из состава Великобритании“. Ведь многие решения и так принимаются в Эдинбурге, после того как правительство Соединенного королевства в 1998 году делегировало полномочия шотландскому региональному парламенту.

57% шотландцев против независимости

К тому же правительству в Лондоне довольно успешно сеет сомнения относительно плана Сэлмонда. Предупреждение министра финансов Великобритании Джорджа Осборна о невозможности создания валютного союза с независимой Шотландией возымело определенный эффект. 50-летний электрик Пол Милз за кружкой пива в пабе White Horse говорит, что английская фирма, в которой он работает, платит ему в фунтах. Если бы в Шотландии имела хождение другая валюта, размер его зарплаты каждый месяц зависел бы от обменного курса. “А это отрицательно отразилось бы на моем кошельке“.
Настроения жителей Стичена видны и в национальных опросах. По данным последнего исследования, проведенного организацией Ipsos-MORI,
- 57% шотландцев высказываются против идеи независимости,
- 32% приветствуют отделение от Великобритании, а
- 11% опрошенных затруднились ответить.
Но общественное мнение еще не сформировалось окончательно, объясняет социолог Марк Диффли. Изменения возможны вплоть до сентября.
На это рассчитывает и Майкл Нотини. В мансардном окне своего дома, расположенном при въезде в деревню, он вывесил большой плакат: «За». «Это не вотум в поддержку Алекса Сэлмонда, речь идет о нашей независимости, - говорит предприниматель, который снабжает жителей деревни дровами. - В Лондоне сидит консервативное правительство, за которое ни один шотландец не голосовал. Во всей Шотландии есть лишь один депутат-консерватор».

"Англичане нас продали"

Перспективы самоопределения радуют и Джона Уоллеса - начальника порта, находящегося неподалеку от Питерхеда, который глубоко верит в своего друга Сэлмонда. Шотландская национальная партия (ШНП) привела в правительство очень талантливых министров, говорит он. «Если у них будет больше возможностей, они разберутся, как поступать».
В качестве примера Уоллес указывает на европейские квоты на отлов рыбы - для питерхедских рыболовов это важный вопрос. 85% рыбы, добываемой Великобританией, отлавливают шотландцы, говорит 62-летний мужчина. Однако в Брюссель всегда ездит лондонский министр рыболовства: «Англичане нас продали».
У сторонников обоих лагерей есть сильные аргументы. У каждого имеются свои опасения и надежды. В конечном итоге, говорит Уоллес, он будет голосовать так же, как и большинство шотландцев: «Сердцем».

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».