14 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Свет и тени в бизнесе «Россетей»

До конца октября должны быть подготовлены проекты ведомственных нормативных актов, необходимых для перевода в практическую плоскость очередной реформы в сфере электроэнергетики. Инициатива исходит от Минэнерго и «Россетей» и предполагает серьезное изменение сетевых тарифов. Пакет предложений правительство одобрило несколько недель назад, несмотря на то, что они вызвали неоднозначную реакцию у независимых экспертов и участников рынка.

Среди самых спорных инициатив – поэтапное повышение в течение 7 лет в 1,5 раза тарифов для крупных предприятий, которые являются прямыми потребителями магистральных сетей. В результате у ведущих российских компаний возрастут издержки: по некоторым оценкам, примерно на 2,5 млрд рублей в год. У Минэнерго был и вариант «Б», согласно которому тариф мог быть повышен сразу на 98%, и тогда цена вопроса для бизнеса была бы существенно выше – более 38 млрд рублей в год.

Руководство «Россетей» и чиновники профильного министерства доказывают справедливый характер реформы. По их словам, основная нагрузка ляжет на крупный бизнес. Зато в плюсе останутся малые и средние предприятия, для которых средний чек по оплате электроэнергии должен снизиться. Эксперты ставят расчеты под сомнение, напоминая, что большие компании, безусловно, учтут дополнительные издержки в конечную стоимость своих товаров и услуг. Таким образом, реформу, по факту, сполна оплатят все без исключения потребители.

По чужим счетам

Реакция бизнеса была изначально негативной. Компании СИБУР, «Русал», НЛМК, «Металлоинвест», Evraz, группа ГАЗ, и «Северсталь» призвали правительство не менять сетевые тарифы. На том основании, что реформа поставит в тяжелое положение отдельные производства и целые отрасли – химическую, металлургическую, машиностроительную. Причем многие предприятия сегодня находятся под жестким давлением американских санкций.

Попытка «Россетей» решить свои проблемы за счет крупных потребителей может дорого обойтись всей российской экономике, предупреждает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. «Безусловно, реформа сетевых тарифов обернется издержками. На первый взгляд, все выглядит красиво – снижается нагрузка на субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ), которые с большим трудом выживают в существующих экономических условиях. Однако большие компании недовольны дискриминацией», – заявил он «Профилю».

Крупный бизнес — это не бездонный мешок, который готов просто так отдавать все больше денег за электроэнергию. Его положение в связи с внешним геополитическим давлением нельзя считать устойчивым, говорит Андриевский. Достаточно вспомнить «Русал». Крупнейший потребитель электроэнергии в стране недавно попал под санкции и лишился зарубежных рынков сбыта. «В результате финансовых потерь возникли чувствительные негативные последствия для сотен тысяч граждан, которые проживают в городах, напрямую связанных с производством алюминия. Компании пришлось заняться сокращениями сотрудников, заморозить бюджет на решение социальных проблем», – подчеркнул эксперт.

Увеличение финансовой нагрузки на крупный бизнес в этой ситуации неизбежно вызовет негативные последствия и для мелкого бизнеса, и для населения, уверен Андриевский. Он не исключает, что наряду с внедрением социальных норм на электричество для населения может возникнуть тенденция на снижение энергопотребления, что не лучшим образом отразится на доходах и генерирующих компаний, и «Россетей». Динамика и без того достаточно тревожная. Так, в 2017 году рост потребления электроэнергии составил скромные 1,7%, в текущем году ожидается на уровне 1,6%. Это – свидетельство слабости экономики, подчеркнул Андриевский.

«Ситуация с менеджментом компании отличается свойственной для российского госуправления непрозрачностью. Согласно МСФО, «Россети» показали в 2017 году прибыль, зато по РСБУ – убыток, что стало формальным поводом отказаться от выплаты дивидендов. Степень износа сетей достигает 70%, и эта проблема стоит остро много лет. Дочерние структуры «Россетей» не раз попадали в коррупционные скандалы, а Счетную палату РФ просили проверить факты по проведению роскошного корпоратива «Россетей» в Кремле – продолжил эксперт.

По словам Андриевского, в настоящее время обсуждается программа «цифровизации» электросетевого комплекса страны. Сомнений в том, что задача должна быть решена, нет. Сомнения в другом – каких затрат потребует реализация программы. В «Россетях» говорят о 1,3-1,4 трлн рублей, уверяя, что финансовая нагрузка на потребителя не вырастет. Однако больше доверия вызывают оценки общественных организаций. В частности, Объединение промышленных потребителей предупредило, что модернизация энергомощностей и сетевого хозяйства приведет к росту тарифов на электроэнергию в ближайшие 5 лет в 1,5 раза, что превысит уровень инфляции, подытожил Андриевский.

За ценой не постоим?

В настоящее тариф для региональных потребителей в 4 раза выше, чем для клиентов Федеральной сетевой компании (ФСК) – крупных предприятий. Готовящаяся реформа предполагает устранение неравенства. Она позволит сохранить низкие тарифы для населения и оказать поддержку предприятиям МСБ, для которых рост расходов был бы более болезненным, считает руководитель управления рейтингов корпоративного сектора Национального Рейтингового Агентства (НРА) Кирилл Кукушкин.

В сложившейся ситуации иного варианта решения задачи нет, признает он. «Проблема назрела давно. Электросетевому комплексу требуются средства для обновления основных фондов. В условиях, когда «Россети» уже практически исчерпали внутренние резервы, финансирование модернизация электросетевого оборудования неизбежно ложится на плечи потребителей в виде повышения тарифов», – заявил Кукушкин.

К аналогичному выводу приходит и старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова. По ее словам, сегодня повышение тарифов – единственный вариант для «Россетей» привлечь финансовые средства на модернизацию и замену сетей. И хотя рост цен на электроэнергию для крупных промышленных предприятий должен быть постепенным, что смягчит негативные последствия реформы, дополнительные издержки обязательно отразятся на цене конечного продукта.

Доцент факультета экономических и социальных наук РАНХиГС Евгений Ицаков готов оспорить тезис, что в России недорогая электроэнергия. Если сопоставить ее стоимость с доходами населения (по паритету покупательской способности), то окажется, что тарифы для домохозяйств у нас выше, чем в США. «Тарифы для коммерческих потребителей (4,83 цента за кВт.ч.) и промышленных предприятий (1,96 цента за кВт.ч.) у нас ниже американских, но с учетом паритета покупательской способности они сопоставимы с тарифами в Турции, Швеции, Канаде, Вьетнаме и Китае. С учетом грядущего повышения российские тарифы на электричество для коммерческих потребителей окажутся выше, чем в Китае, Турции, Вьетнаме и вплотную приблизятся к тарифам в Швеции и Канаде», – напоминает экономист.

Логика сетевых компаний понятна – им нужно проводить модернизацию мощностей, обеспечивать транспортировку получаемой энергии на тысячи километров. Но с точки зрения промышленных потребителей, расходы на закупаемую энергию – статья издержек, увеличение которых ведет к сокращению нераспределенной прибыли, продолжил Ицаков. Между тем из этого источника происходит рефинансирование средств в развитие предприятия. Чем выше размер нераспределенной прибыли, тем больше у бизнеса возможностей для маневра ценами в условиях обострения конкуренции на рынках. Удорожание энергоносители объективно снижает конкурентоспособность российских промышленных предприятий.

Повышение сетевых тарифов планируется постепенным, а значит, у компаний будет время для внутренней оптимизации процессов. В любом случае это потребует солидных расходов на первом этапе, значит, конкурентоспособность промышленного сектора России начнет снижаться, отметил эксперт. «Политический вопрос заключается в следующем – какая сфера народного хозяйства для нас сейчас более важная: тяжелая промышленность или электроэнергетика? Если принять во внимание все новые санкции и закрытие рынка технологий, то развитие промышленного сектора явно выглядит более приоритетной задачей», – сказал Ицаков. Он считает, что, снижая инвестиционную привлекательность промышленного производства, Россия рискует столкнуться с дефицитом промтоваров в перспективе ближайших 4-5 лет.

Кадровый просчет

Сомнительная реформа сетевых тарифов, которая не решает существующих проблем, зато создает новые, связана с именем главы «Россетей» Павла Ливинского и его команды, в которой есть достаточно одиозные персоны. Несколько месяцев назад директором департамента тарифной политики был назначен Павел Гребцов, который несколько лет назад был фигурантом уголовного дела о мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ).

По версии следствия, Гребцов, в 2010–2011 годах работавший в МОЭСК под началом Ливинского главой управления стратегического планирования и тарифообразования, со своим заместителем Сергеем Сасимом завышали энерготарифы. В результате потребителям был нанесен ущерб в размере потребителям был нанесен ущерб более чем на 23,2 млрд рублей.

Уголовное дело до суда не дошло, поскольку следствие пришло к неожиданному выводу, якобы Гребцов и Сасим не воровали, а химичили с тарифами, чтобы получать премии и дивиденды. Причем действовали они «по указанию неустановленных лиц из числа руководства акционерного общества». И вот теперь Гребцов продвигает изменения системы сетевых тарифов уже в масштабах страны.

Эксперты ставят под сомнение не только кадровые решения Ливинского, но и его способность руководить естественной монополией. Он возглавил компанию в сентябре прошлого года, пообещав повысить капитализацию в 5-7 раз – с 224 млрд до 1-1,5 трлн рублей. Но не преуспел в этом – вместо роста стоимости акций за 10 месяцев они обесценились почти на треть – до 160,1 млрд рублей. Реакция рынка была предсказуемой после отказа выплачивать дивиденды акционерам за прошлый год, на том основании, что убыток «Россетей» по итогам 2017-го составил 13,2 млрд рублей.

Провалились и попытки Ливинского увеличить капитализацию компании посредством механического наращивания активов. Правительство отвергло планы присоединения к «Россетям» АО «Системный оператор»  и Дальневосточную распределительную сетевую компанию (ДРСК). Результат закономерен – Ливинский не смог представить внятные финансово-экономические и технические расчеты, доказывающие целесообразность своих инициатив.

В начале текущего года в Белом доме забраковали проект цифровизации «Россетей». Причина – неумеренные аппетиты Ливинского, запросившего на проект астрономическую сумму в 1,3 трлн рублей. Это практически сопоставимо с финансированием программы цифровизации всей экономики РФ, на которую до 2030 планируется направить 1,5 трлн рублей. Впрочем, нынешний глава «Россетей» не привык мелочиться, и бюджетных денег ему принципиально не жалко. В апреле этого года разразился скандал вокруг празднования 5-летия компании. Корпоратив провели в Государственном Кремлевском дворце, потратив на это почти 27 млн рублей. Неплохо для компании, которая закончила 2017 год с приличным убытком.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK