17 декабря 2018
USD EUR
Погода
Москва

Влюбленный снайпер

«Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого вроде бы должна вписываться в ряд российских военно-патриотических блокбастеров последнего времени. Но притушите скепсис, если подобное кино у вас его вызывает. «Битва за Севастополь» – в первую очередь человеческая история, и совсем не ура-патриотическая.

Несмотря на название, «Битва за Севастополь» не показывает оборону города во всех деталях. Да, в картине есть эффектные батальные сцены, но в первую очередь это байопик – фильм-биография, рассказывающий о самых важных эпизодах из жизни советского снайпера Людмилы Павличенко. Женщина на войне – вообще главная тема высокобюджетного российского кино этого сезона: ей посвящены и разруганный за сексизм «Батальонъ» Дмитрия Месхиева, и «Битва за Севастополь», и грядущий ремейк фильма «А зори здесь тихие…» Рената Давлетьярова.

Талант Людмилы Павличенко (ее роль исполнила одна из лучших наших молодых актрис Юлия Пересильд) раскрылся еще во время учебы в институте. Тогда ее, студентку исторического факультета Киевского университета, отправили на стрелковые курсы. Когда началась война, девушка писала диплом в Одессе. Павличенко вызвалась пойти на фронт добровольцем. Сначала воевала в Одессе, потом оказалась в осажденном Севастополе. Ее считают самой успешной женщиной-снайпером в мировой истории.

«Битва за Севастополь» не в последнюю очередь мелодрама. И тут зрителей ждет неожиданность. И трейлер, и главный постер фильма не оставляют сомнений в том, что в картине рассказано о большой любви главной героини и персонажа Евгения Цыганова – ее командира и напарника-снайпера. На самом же деле этому эпизоду уделено, кажется, не более трети хронометража фильма (кстати, одна из центральных сцен, связанных с этой сюжетной линией, разворачивается под звуки чудесной песни группы «Океан Ельзи»). Другая большая часть фильма посвящена так и не осуществленному чувству Павличенко к своему первому командиру в исполнении Олега Василькова. Помимо этого, в героиню безответно влюблен врач Борис, с которым она познакомилась в Одессе еще в мирное время.

С одной стороны, казалось бы, какая любовь на войне? К тому же эти события занимают короткий промежуток времени: после эвакуации из Севастополя в 1942 году Павличенко больше не воевала. С другой – как еще жить в таких условиях? Как говорит персонаж Цыганова: «Война – не только смерть, война – это такая жизнь. И если ты не придумаешь, ради чего тебе жить, тебя убьют». И это «ради чего жить» показано в картине эмоционально точно и убедительно,  так, что действительно сопереживаешь героям.

Но героиню поддерживает не только любовь. Она готова пройти через все ужасы войны, чтобы выполнить свой долг. Один из актуальных смыслов картины в том, что в сложное для своей страны время нельзя отсиживаться в сторонке, ничем не помогать. Когда врач Борис пытается отговорить Людмилу идти на фронт, она отвечает, что не может – иначе ей будет стыдно. Это «стыдно», на мой взгляд, и отличает настоящего патриота (и не только в военное время).

Двадцатый Век Фокс СНГ

При этом «Битву за Севастополь» нельзя назвать фильмом ура-патриотическим (не зря на него еще до премьеры набросились, например, не видевшие картину комментаторы на youtube, обвиняя во всех грехах). Да, Павличенко, ведущая счет убитых фашистов, – героиня. Как герои и те, кого бросили умирать в оставленном Севастополе. Но совсем не героически показаны в картине люди, которые не стали их спасать. В «Битве за Севастополь» честно говорится, что из города эвакуировали только командный состав. При этом вывозили документы, партийный архив и банковские ценности. Даже сама Павличенко выбралась из Севастополя лишь благодаря протекции влюбленного в нее человека. То есть героиню, которая уже стала символом, готовы были обречь на смерть.

Значительная часть фильма посвящена поездке Павличенко в США в составе делегации, которая должна была агитировать за открытие Второго фронта. Именно тогда она познакомилась с Элеонорой Рузвельт. Первая леди США была так впечатлена девушкой, что пригласила ее в Белый дом, а потом устроила всей делегации агитационное турне по Америке. В Чикаго Павличенко произнесла слова, ставшие знаменитыми: «Джентльмены, мне 25 лет. На фронте я уже успела уничтожить 309 фашистских захватчиков. Не кажется ли вам, джентльмены, что вы слишком долго прячетесь за моей спиной?» Женщина, по мысли авторов фильма, сколь бы сильной она ни была (а Павличенко превосходит многих мужчин с этой точки зрения), не должна быть на войне. Поэтому и те, кто готов был отдать и отдавал жизнь за героиню, не уберегли ее: просто потому, что позволили ей существовать в таких условиях. Русская баба, конечно, остановит коня на скаку, но лучше ей этого не делать. И это не антифеминистский тезис, а наоборот: полная уважения и восхищения мысль. И именно Элеонора Рузвельт, такая же сильная женщина, как Людмила Павличенко, подводит к ней зрителя. Неудивительно, что на фильм уже взъелись русские патриоты: снайперша к концу своего участия в войне начинает видеть в немцах не врагов, а обычных людей. Когда она убивает немецкого снайпера, то находит фотографию его семьи, и на ее глазах появляются слезы.

Может раздражать некоторых зрителей и то, что «Битва за Севастополь» – совместное производство России и Украины (причем съемки на Украине велись и в самое неспокойное время). Режиссер фильма Сергей Мокрицкий говорит: «Для меня этот фильм – страница нашей общей истории, которая не дает нам права стать врагами». И это абсолютно четко чувствуется в «Битве за Севастополь». 

Зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность скачивания номеров

Войти через VK Войти через Google Войти через OK