Африканские страсти Первой мировой: сражения за озеро Танганьика
Официально Германия вышла из Первой мировой войны 11 ноября 1918 года. На самом деле точка была поставлена позже. Случилось это не на полях сражений во Франции, а в далекой Африке, где британцам и бельгийцам четыре года успешно противостояли немногочисленные части колониальных войск немцев – Schütztruppe.
Последний бой солдаты кайзеровской армии дали 12 ноября 1918-го в Родезии. И только 25 ноября они сложили оружие. Капитулировали с честью, чтобы через несколько месяцев вернуться на родину и в один из дней марта 1919 года торжественным маршем пройти по улицам Берлина.
Озеро раздора
В этом парадном расчете были и моряки. «Морским театром» боевых действий в самом центре Черного континента стало озера Танганьика. Водоем тогда разделял германскую колонию и Бельгийское Конго, а южный берег частично входил в состав Северной Родезии, принадлежавшей англичанам.
География противостояния впечатляет. Танганьика – самое длинное (680 км) пресноводное озеро в мире. В самом широком месте от берега до берега более 72 км. Площадь – 32,89 тыс. кв. км. Глубина – 1430 метров (глубже только Байкал).
Стратегическое значение Таганьики определялось слабым развитием наземных дорог в этом регионе. Озеро противоборствующие стороны использовали для транспортировки войск, доставки боеприпасов, продовольствия и военного снаряжения.
Впрочем, в 1914 году, на начальном этапе войны противники не располагали силами и средствами для полномасштабных боевых действий. Бельгийцы выставили пароход «Александр Делкоммун» (Alexandre del Commune) водоизмещением 90 тонн, а немцы – пароход «Хедвиг фон Виссман» (Hedwig von Wissmann) водоизмещением 57 тонн.
Численность германских гарнизонов в районе Таганьики составляла всего 176 человек, в то время как у бельгийцев под ружьем было 1,3 тысячи солдат и офицеров. Командовавший Schütztruppe полковник Пауль фон Леттов-Форбеку принял решение добиться полного контроля над озером, уничтожив бельгийский пароход. Задача была поставлена экипажу взорванного в Дар-эс-Саламе 8 августа 1914-го гидрографического судна «Мёве» (Möwe). Подразделение в составе 7 офицеров и 95 матросов кроме стрелкового оружия было вооружено двумя корабельными 88-миллиметровыми орудиями (боезапас 400 выстрелов) и четырьмя 37-миллиметровыми револьверными пушками.
«Хедвиг фон Виссман» срочно привели в боевую готовность. На пароходе удалось установить только 37-миллиметровые орудия. 88-миллиметровые оказались слишком велики для небольшого судна.
Выход немцы нашли весьма оригинальный – поставили пушки на плот из трех слоев толстых деревянных брусьев. Плавбатарея продемонстрировала хорошую мореходность, правда, при буксировке скорость не превышала 1,8 узла.
Диверсанты против крокодилов
В ночь с 14 на 15 августа 1914 года «Хедвиг фон Виссман» отправился в первый боевой поход. В районе города Увира с него высадилась группа десантников, уничтожившая телеграфную линию и потопившая несколько лодок.
Несколькими днями позже немцы напали на «Александр Делкоммун». «Бельгиец», пользуясь превосходством в скорости, устремился под прикрытие береговой батареи, размещенной в устье реки Лукуга – единственного стока Танганьики.
Артиллерийский бой на предельной дистанции длился около двух часов. «Александр Делкоммун» получил попадания в котел и дымовую трубу, после чего выбросился на берег. «Хедвиг фон Виссман» отделался моральным ущербом – вражеский снаряд порвал кормовой флаг.
Найден немецкий крейсер, чей капитан нанес Британии унизительное поражение
Осенью германский флот на Танганьике был усилен. В сентябре по железной дороге доставили два паровых и два моторных катера, а в середине октября –пароход «Кингани» (Kingani). 10 ноября это судно вступило в строй. Вооружение состояло из 37-миллиметровой пушки.
В это же время в городе Кигома на северо-восточном побережье Танганьики немцы спешно собирали пароход «Граф фон Гётцен» (Graf von Götzen) водоизмещением 1200 тонн. Судно было построено судоверфью Meyer в Папенбурге в январе 1913 года. Проект по тем временам можно было назвать инновационным: поскольку пароход предстояло доставить на Танганьику в разобранном виде, то части корпуса соединялись болтами.
После окончания испытаний судно разобрали буквально по винтику, упаковали в пять тысяч ящиков и на судах отправили в африканскую колонию. Сборку судна завершили 1 июня 1915-го.
Его экипаж составил 40 человек. На носу установили 105-миллиметровую пушку с погибшего крейсера «Кёнигсберг» (Königsberg), на корме – 88-миллиметровое орудие, на миделе – 37-миллиметровую пушку.
Тем временем война на Танганьике продолжалась. Немцы охотились за «Александр Делкоммун», который бельгийцы старательно прятали. Наконец его обнаружили в окрестностях города Альбертвиль. Было разработана дерзкая операция с целью захвата или уничтожения парохода.
В ночь с 8 на 9 октября 1915 года 30 немецких десантников с парового катера и шлюпки высадились на берег. Оказалось, что «Александр Делкоммун» вытащен для ремонта на сушу. Десантники заложили два ящика динамита в машинном отделении и подожгли бикфордовы шнуры. Последовали взрывы.
Тут же спохватилась охрана, открыла стрельбу. Немцам пришлось прорываться с боем. Обошлось без потерь.
На следующую ночь восемь немецких моряков отправились на разведку. Добираться им пришлось вплавь – рискованное предприятие, учитывая обилие крокодилов в местных водах.
Выяснилось, что диверсия успехом не увенчалась – у «Александр Делкоммун» взрывами оторвало несколько листов обшивки. Зато бельгийские часовые проявили бдительность, обнаружили лазутчиков и бросились в погоню. Удача вновь сопутствовала немцам – они ускользнули от преследователей и вплавь вернулись на борт «Хедвиг фон Виссман».
23 октября была предпринята очередная попытка уничтожить «Александр Делкоммун». Он получил 46 попаданий 88-миллиметровых снарядов и был окончательно выведен из строя. Это позволило немцам установить полный контроль над озером, тем самым сорвав планы бельгийцев начать наступление вглубь германских колоний.
Английский ответ
Идея, как положить конец господству немцев на Танганьике, пришла в голову британскому подданному Джону Ли, охотившемуся в здешних местах на крупных африканских животных. В апреле 1915 года он ознакомил с ней первого лорда Адмиралтейства.
Субмарина против линкора: почему 105 лет назад провалилось Ирбенская операция
Суть предложения – перебросить на озеро вооруженные катера. Малые размеры позволяли транспортировать их в собранном виде и быстро ввести в строй. План получил поддержку.
Первый лорд Адмиралтейства исходил из основополагающего принципа: «Следуя долгу и традициям, Королевский флот должен вступать в бой с врагом повсюду, где достаточно воды, чтобы корабль был на плаву» (It is the duty and the tradition of the Royal Navy to engage the enemy wherever there is water to float a ship).
Во главе Морской африканской экспедиции поставили 39-летнего офицера военно-морской разведки Джеффри Спайсер-Симсона. На флотской службе он мало в чем преуспел, зато любил демонстрировать свое тело, сплошь покрытое татуировками, а еще рассказывать байки о своих мнимых подвигах и невероятных приключениях.
И вот неожиданно ему представилась возможность из канцелярской крысы и враля-фантазера превратиться в героя. Заместителем Спайсер-Симсона назначили Джона Ли.
Для завоевания господства на далеком африканском озере выделили два катера. Их корпуса длиной 12,2 и шириной 2,4 метра были выполнены из красного дерева. Два бензиновых двигателя обеспечивали скорость хода до 19 узлов.
На носу установили 47-миллиметровое орудие, на корме – пулемет. Высоко расположенное орудие снижало остойчивость, потому орудийный станок пришлось обрезать, и наводчик мог стрелять только с колен.
«Мяу-мяу» и «Гав-гав»
Свои катера за малые размеры Спайсер-Симсон предлагал назвать достаточно игриво – Cat и Dog («Кошка» и «Собака»). Чиновники Адмиралтейства, как выяснилось, оказались еще более тонкими ценителями английского юмора. С их легкой руки катера стали именоваться HMS Mimi («Мими») и HMS Toutou («Туту»), что в переводе с французского звучит «Мяу-мяу» и «Гав-гав».
Экипажи – четыре офицера и двадцать четыре старшины и матроса –укомплектовали по остаточному принципу. Подавляющее большинство участников экспедиции вообще не имели опыта морской службы.
Базой для «Мими» и «Туту» выбрали порт Катемие. Здесь стоял бельгийский гарнизон и была береговая батарея. Два месяца ушли на оборудование защищенного причала.
Лишь 28 октября 1915 года английские моряки впервые увидели врага – в четверти мили от берега продефилировал немецкий пароход «Кингани». Но до боя дело дошло лишь два месяца спустя.
Утром 26 декабря англичане заметили в 20 милях от своей базы старого знакомого. «Кингани» следовал для поиска бельгийского парохода «Барон Дани» (Baron Dhanis). Спайсер-Симсон отдал приказ – выйти на перехват.
«Мими» и «Туту», пользуясь огромным превосходством в скорости, должны были отрезать противнику пути отхода. Замысел полностью удался. После двухчасовой погони англичане сблизились с «Кингани» и открыли огонь.
Вскоре немецкий пароход получил несколько попаданий снарядами. Из экипажа в живых остались двое – немец-механик и кочегар-африканец. Исчерпав возможности сопротивления, они спустили военно-морской флаг.
У англичан потерь не было. Только «Мими», таранивший «Кингани», повредил нос. Трофей отремонтировали и через несколько дней подняли на нем британский флаг. Спайсер-Симсону на этот раз Адмиралтейство руки не связывало. Он назвал корабль Fifi («Фифи»), что созвучно русскому «Чик-чирик».
9 февраля 1916 года на озере произошло очередное столкновение. У конголезского берега появился «Хедвиг фон Виссман» и тут же был атакован союзниками.
В ходе трехчасового боя немецкий пароход получил тяжелые повреждения и был затоплен командой. Немцы потеряли семь человек убитыми и трех ранеными.
На следующий день англичане заметили «Граф фон Гётцен». Но Спайсер-Симсон от боя уклонился, несмотря на требования своих офицеров. То ли его испугала мощная артиллерия, то ли он посчитал свою миссию выполненной.
Действительно, потеря двух пароходов поставила под сомнение дальнейшее господство немцев на Танганьике. Активные боевые действия на озере больше не велись. В середине мая 1918 года «Граф фон Гётцен» лишился своих мощных 105- и 88-миллиметровых орудий, которые передали на сухопутный фронт.
К тому времени союзные войска вели наступление вглубь Германской Восточной Африки. «Граф фон Гётцен» был затоплен экипажем, предварительно все механизмы были законсервированы. Это позволило англичанам в 1927 году поднять судно и после ремонта ввести в строй под названием «Лиемба» (Liemba).
Пароход-ветеран до настоящего времени осуществляет перевозки по озеру Танганьика. А в Кейптауне можно увидеть другого участника тех событий – катер «Туту». Теперь это памятник далекой и малоизвестной войне в Африке.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".