Армия дронов Киева – реальность или пропагандистский миф?
Киев обещает в текущем году создать и выставить против российской армии целую армию дронов. Недавно военным руководством Украины была утверждена специальная доктрина применения беспилотных систем, а президент Владимир Зеленский подписал указ о выделении «беспилотных сил» в отдельный род войск. «Профиль» выяснил, какие беспилотники есть в распоряжении ВСУ и в чем заключается главная опасность дронов противника.
Беспилотный калейдоскоп
Если верить украинским СМИ, в прошлом году силовые структуры страны получили от своих производителей более 100 тыс. боевых беспилотников всех типов, плюс были заключены контракты на поставку еще 300 тыс. аппаратов 67 различных моделей. В мае 2023-го министр цифровой трансформации Украины Михаил Федоров рапортовал о подготовке 10 тыс. операторов беспилотных систем (БпС), в конце года украинские медиа сообщили, что их подготовлено около 20 тыс., кроме того, сформированы и действуют более 60 рот ударных беспилотных летательных аппаратов (БПЛА).
Как самодельные FPV-дроны стали самым большим кошмаром для людей и техники в зоне СВО
Сегодня ВСУ располагают беспилотными системами (собственными и иностранными), способными действовать в воздухе, на земле и на море. Парк БПЛА включает аппараты всех классов – от тяжелых средневысотных машин типа турецких «Байрактаров» до сверхлегких разведывательных вертолетиков Black Hornet Nano от норвежской фирмы Prox Dynamics.
Отличительной чертой беспилотной войны является то, что в ней нет постоянных «героев» – нет образцов, способных длительное время доминировать на поле боя и даже просто сохранять эффективность на протяжении долгого времени. Любая система мгновенно устаревает, как только подбираются эффективные средства противодействия ей. А происходит это довольно быстро. Мы помним, как в первые месяцы СВО турецким «Байрактарам» удалось нанести удары по незащищенным российским колоннам. Но когда в войска поступили современные комплексы ПВО ближнего действия – «Панцирь», «Бук-3», «Тор», – запасы этих беспилотников у ВСУ резко сократились, а оставшиеся в наличии были спрятаны в защищенных ангарах. Затем много и громко обсуждались поршневые беспилотники-камикадзе «Бобер» украинской разработки – они смогли долететь до Москвы, а также поразить несколько военных и хозяйственных объектов в разных регионах России. Но вот российские средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ) стали давить сигнал GPS, по которому наводятся «Бобры», и их звезда также быстро закатилась.
Однако самая жаркая борьба между средствами защиты и нападения развернулась в сегменте малых БПЛА – здесь новые решения появляются чуть ли не каждый месяц. Конкуренция ведется уже не между конкретными образцами, а между алгоритмами производства и снабжения войск.
«Стриж», «Бобер» и «Баба Яга»
Реактивные беспилотники-камикадзе Ту-141 «Стриж» являются переделками советских разведывательных БПЛА конца 1970-х. Производились Харьковским авиастроительным заводом с 1979 по 1989 год. Длина – 14,3 м, размах крыльев – 3,9 м, максимальная дальность полета – до 1 тыс. км. Использовались для атак на военные аэродромы в Рязанской и Саратовской областях в декабре 2022-го.
БПЛА-камикадзе самолетного типа «Бобер» производится концерном «Укроборонпром», выполнен по схеме «утка», когда рули высоты находятся не в хвостовой части, а в носовой, – данная схема значительно повышает вертикальную маневренность аппарата. Длина – 2,5 м, размах крыльев – 3,5 м. Поршневой бензиновый двигатель и большой запас топлива позволяют «Бобру» пролетать тысячу километров. Наведение осуществляется по GPS. Максимальная боевая нагрузка – 75 кг, при полной заправке может снижаться до нескольких килограммов. Стоимость одного самолета – порядка $100 тыс.
«Баба Яга» – обобщенное название беспилотных бомбардировщиков на базе сельскохозяйственных дронов, как правило, гексокоптеров. Управляются с помощью глобальной спутниковой системы Starlink. Несут боевую нагрузку до 50 кг. Скорость – около 40 км/ч, высота полета – около 30 м, в полете издают громкий звук. Используются в основном как ночные бомбардировщики.
Война нестандартов
Принято считать, что унификация и стандартизация в военном деле – это не просто хорошо, а жизненно необходимо. Унификация облегчает военное производство, логистику, обучение личного состава и т. д. Простейший пример: любой автоматный магазин под патрон калибра 5,45 мм подойдет к любой модели автомата Калашникова под тот же патрон – от первого образца АК-74 до последней модификации АК-12. Только представьте, какой бы ад начался, если бы каждая модель автомата (АК-74, АКС-74У, АК-105, АК-12) требовала уникальных магазинов, собственных боеприпасов или специальной смазки.
Разгоняющие туман: беспилотники в зоне СВО показали, какими будут войны будущего
С боевыми дронами все с точностью до наоборот. Практика боевого применения беспилотников показала, что стандартизация (набор определенных частот, протоколов и даже узлов) делает их уязвимыми к средствам РЭБ. Первыми это ощутили на себе операторы коммерческих дронов, используемых для разведки или переделанных в импровизированные бомбардировщики. Поскольку диапазоны коммерческих частот всем известны, то такие БПЛА удавалось нейтрализовывать относительно легко. Самый массовый и «навороченный» коммерческий дрон – Mavic от компании DJI – оказался и самым уязвимым, ибо DJI выпустила устройство под названием AeroScope, помогающее обезвреживать собственные беспилотники. AeroScope может в реальном времени обнаруживать канал связи между пультом оператора и БПЛА, определять местоположение оператора и дрона, отслеживать полетный маршрут последнего и даже определять его серийный номер.
На втором году боевых действий противоборствующие стороны пришли к выводу, что вместо применения чужих готовых решений выгоднее создавать собственные, уникальные. Тем более что цифровизация всех областей жизни и стремительное развитие индустрии коммерческих БПЛА сделали данный сегмент сверхдоступным. Любой желающий сегодня может собрать и даже сконструировать дрон. На интернет-ресурсах приобретаются компоненты – моторы, пульты управления, камеры, контроллеры полетов; какие-то элементы можно сделать самостоятельно, написать свое, уникальное программное обеспечение, настроить систему управления на нужные частоты.
«У нас штабелями лежат дроны противника, там найти повторяющиеся – это целая проблема. Они все имеют разные радиоканалы, разные системы управления, разные системы сброса», – заявлял в своем интервью директор Центра комплексных беспилотных решений Дмитрий Кузякин. Эти же слова повторил «Профилю» один из участников боевых действий, заметив, что такое разнообразие крайне затрудняет борьбу с беспилотниками: имеющиеся «глушилки» и «дронобойки» часто оказываются неэффективными. Ведь не существует универсальной системы РЭБ, способной «ловить все, что летает». Антидроновые ружья и стационарные системы, которые ставятся на автомобили и бронетехнику, могут подавлять сигнал GPS, давить его либо перехватывать управление на определенных частотах. В случае удачи вражеский дрон садится либо теряет управление и улетает в произвольном направлении. Но это работает лишь в том случае, когда частоты и протоколы управления известны заранее или удается их подобрать.
На практике, как только бойцы начинают перехватывать тот или иной тип вражеских дронов, появляются новые аппараты, работающие на другой частоте или на другом протоколе. Протоколом в программировании называется набор правил, определяющих обмен данными между программами. Применительно к БпС на одной частоте могут использоваться разные протоколы, и это затрудняет перехват управления. А еще меняются системы пилотирования, полетные контроллеры и т. д. В результате средства РЭБ, которые успешно работали вчера, сегодня становятся неэффективными.
Какие беспилотники наилучшим образом проявили себя во время СВО
И напротив, попытка стандартизировать производство, наладить массовый выпуск однотипных беспилотников приводит к тому, что противник довольно быстро учится их сажать. К сожалению, у нашей стороны есть в этом плане негативный опыт. В прошлом году российские военные чиновники пытались наладить массовое производство удачной модели FPV-квадрокоптера. Была выбрана компания-производитель, выделено финансирование, и уже пошли рапорты о тысячах дронов, которые получает армия. Но масштабирование производства привело к падению качества, а главное, противник через какое-то время стал эффективно «глушить» эти БПЛА, и тысячи дронов, уже поставленных военным, утратили актуальность.
Эксперты говорят, что победу в «беспилотной гонке» одержит тот, кто сможет наладить максимально гибкое производство, позволяющее, во-первых, оперативно менять характеристики БПЛА (частоты управления, протоколы) и, во-вторых, предлагать не «прокрустово ложе» в виде одного решения для всего фронта, а набор решений, адаптированных под конкретные подразделения. Задача, мягко говоря, нетривиальная. Корреспонденту «Профиля» известны случаи, когда волонтерские группы поставляли в части беспилотники собственной разработки и те лежали без дела либо бились в считаные дни, поскольку никто не умел работать с данным конкретным оборудованием.
Плавающие бомбы
Особой гордостью ВСУ считают безэкипажные катера – Sea Baby, MAGURA (Maritime Autonomous Guard Unmanned Robotic Apparatus), «Мамай». С их помощью Украина провела атаку на Крымский мост, а также атаковала ряд кораблей Черноморского флота.
Беспилотные катера довольно легко обнаруживаются акустическими системами для отслеживания подводных лодок, разработанными еще в советское время. Украинские надводные дроны оснащены водометными движителями наподобие водных мотоциклов, работа которых слышна на большом расстоянии. По утверждению российских военных, большая часть безэкипажных катеров неприятеля уничтожается в открытом море.
Ответите лично
Надо признать, что украинская сторона нашла способ совместить несовместимое. Власти предложили всем желающим заняться производством дронов и их поставкой в войска, а государство, в свою очередь, взялось оплатить то, что сделано. Был брошен клич: все, кто умеет, начинайте собирать дроны, кто не умеет – учитесь; была разработана и внедрена специальная система дистанционной подготовки на основе обучающих видео. Некоторые отечественные наблюдатели поначалу отнеслись к этой затее с иронией, мол, «армию дронов» будут клепать всякие самоделкины у себя в гаражах. Ирония оказалась напрасной: распространение информации и технологий действительно позволяет за несколько месяцев научить человека «паять дроны», а специалиста-айтишника – писать под них специальное ПО. Разумеется, сделать что-то путное получается не у всех.
Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях
Согласно украинским источникам, уже в 2023 году в стране действовало не менее 200 небольших компаний, артелей, инициативных групп, занимающихся сборкой БПЛА (в основном FPV-дронов). А на рынке появилось огромное количество наработок как по железу, так и по «софту». Часто компании предлагали решения, отталкиваясь от имеющихся в наличии оборудования и материалов. Например, привычный карбон при изготовлении рам может заменяться алюминием, фанерой или комбинацией фанеры и алюминия – не все ли равно, если дрону лететь в один конец.
При этом каждая компания или группа производителей завязана на одно или несколько конкретных подразделений – поддерживает с ними постоянную связь и несет перед ними ответственность. Контакт с клиентом позволяет вносить оперативные изменения в конструкцию аппарата, менять частоты, программную прошивку. И все это без набора бюрократических процедур. Конечно, это работа в «серой зоне», и санкции за брак или срыв поставок могут носить неформальный или незаконный характер.
В сухом остатке мы имеем ситуацию, когда новое средство ведения войны потребовало не только технических, но новых управленческих и производственно-логистических решений. Кто быстрее найдет и освоит их, тот получит преимущество в этом противостоянии.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".