"Борода" советского подплава: как воевал Михаил Грешилов
15 ноября исполнилось 110 лет со дня рождения Михаила Грешилова – выдающегося подводника времен Великой Отечественной. На его счету множество походов, торпедных атак и выпущенных торпед, а обе субмарины, которыми он командовал в годы войны, стали гвардейскими.
- "Кто на «малютке» не бывал, тот и горя не видал"
- В начале славных дел
- Командир счастливой "Щуки"
- Лучший подводник ЧФ
«Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал»
Родился Михаил Васильевич 15 ноября 1912 года в деревне Будановке ныне Золотухинского района Курской области. После окончания семилетки в 1929-м он перебрался в уральский Магнитогорск, где выучился на электрика в фабрично-заводском училище. Пройдя практику по этой специальности в Донбассе, Грешилов вернулся на Урал, где начал работать на Магнитогорском коксохимическом комбинате.
Топи их всех: подводники какого из советских флотов были лучшими
А далее его жизненный путь резко меняется. В 1933 году Грешилов стал курсантом Военно-морского училища имени Фрунзе в Ленинграде, где обучался на штурманском отделении. После выпуска в 1937-м его распределили на Черноморский флот (ЧФ), назначив штурманом на лодку «Щ-202». А в начале 1939-го Грешилов – уже помощник командира подлодки «А-1».
В начале 1941-го Грешилов стал командиром новой «М-35» – малой подлодки типа М, которые на флоте прозвали «Малютками». Подводники не любили эти субмарины за плохие бытовые условия. Как вспоминал ветеран подплава ЧФ Николай Белоруков, сложилась даже поговорка: «Кто на "Малютке" не бывал, тот и горя не видал».
Подводники других стран поняли бы эти слова. К примеру, немецкий ас Петер Кремер, командовавший схожей с «Малюткой» лодкой типа IID, утверждал, что, когда его перевели на большую субмарину, он почувствовал себя как человек, «пересевший из "Фольксвагена-жук" в "Мерседес"».
Малые подлодки не были рассчитаны на долгие походы. Их размер не позволял обеспечить комфорт команде. Но советским подводникам приходилось особенно трудно, потому что на «Малютках» в экипаже не было кока. Еду готовили торпедисты!
В начале славных дел
Война застала «М-35» в Севастополе. Ее боевая деятельность началась 28 июня 1941 года с дозора у мыса Тарханкут на подходах к главной базе ЧФ. Также в июле–сентябре лодка совершила четыре похода к Одессе, где вместе с другими «Малютками» несла дозор на случай попыток врага высадить десант.
За тот период Грешилов провел в море более 40 суток, но ни разу не встретил противника. Все изменилось в октябре, когда командование ЧФ решило повысить активность своих лодок, нарезав им новые позиции и районы крейсерства у вражеских берегов. Чтобы обеспечить бесперебойное обслуживание подлодок, было прекращено несение дозорной службы у баз флота. С 10 октября до середины декабря лодки ЧФ совершили 38 походов, 28 раз встретившись с противником. В этих событиях отметилась и «М-35».
16 октября Грешилов вышел в шестой поход для крейсерства в районе Констанца–Сулина, где спустя двое суток обнаружил у острова Китук немецкий конвой из шести паромов Зибеля и трех буксиров. Обе выпущенные торпеды прошли под мелкосидящими целями, а сама подлодка была обнаружена и обстреляна противником. Израсходовав боезапас, 20 октября «Малютка» вернулась на базу. Погрузив торпеды и заправившись топливом, «М-35» на следующий день отправилась на ту же позицию.
Забытый подвиг "Щ-317": как советская "Щука" охотилась на Балтике
26 октября «Малютка» обнаружила конвой. Грешилов атаковал его артиллерией, повредив паром SF-35, который затем выбросился на берег и был окончательно разрушен штормом. Следующим вечером «Малютка» атаковала немецкое судно «Лола». «М-35» выпустила две торпеды, после чего подводники услышали взрыв. Позже, увидев над «Лолой» дым, Грешилов счел цель пораженной. Однако в действительности транспорт получил попадание неразорвавшейся торпедой, а вторая прошла под ним и взорвалась, ударившись о мол.
Следующие полгода «М-35» не встречала вражеских кораблей. В декабре 1941-го – мае 1942-го она совершила восемь коротких разведывательных походов. В июне–августе лодка прошла ремонт, после чего снова была привлечена к работе на позициях возле устья Дуная.
В сентябре–октябре «Малютка» совершила четыре похода, в которых неоднократно атаковала противника и чуть было не погибла сама. 14 сентября, уклоняясь погружением от самолета, «М-35» из-за неправильных действий стажера-курсанта провалилась на глубину около 100 метров. Лишь благодаря своевременному вмешательству старшины Александра Морухова субмарина не ушла на критическую глубину и избежала гибели. За это Грешилов представил старшину к званию Героя Советского Союза.
Вечером 21 октября у порта Сулина Грешилов заметил конвой – танкер «Ле Прогресс» в охранении военных кораблей. Сблизившись с ним, «Малютка» поразила танкер двумя торпедами. Когда противник контратаковал, «М-35» легла на грунт на глубине всего 11 метров. Вокруг нее на разном расстоянии взорвались 32 глубинные бомбы, однако ни одна не причинила ей вреда. После этого лодка ушла с места атаки, оставив врага с носом.
Командир счастливой «Щуки»
За действия на «М-35» Грешилова наградили орденом Красного Знамени. А 24 ноября его назначили командиром «Щ-215». Уже в первом походе на новой субмарине, 23 января 1943-го, он атаковал конвой у побережья Крыма. Когда торпеды прошли мимо, «Щука» вступила с врагом в артиллерийскую дуэль, которая завершилась ничьей. В следующем походе, в марте, Грешилов дважды выходил в торпедные атаки на вражеские суда, но безрезультатно.
Не удалось «Щ-215» достичь успеха и в третьем, уже майском походе. Крейсируя у Севастополя, Грешилов действовал напористо и агрессивно. 16 мая он атаковал торпедами немецкие самоходные баржи. На следующий день «Щука» атаковала конвой, выпустив торпеды в итальянский транспорт. А 29 мая напала еще на один конвой. Хотя сам Грешилов считал, что в трех атаках потопил три судна, на самом деле его торпеды целей не поразили. Зато в следующем походе его ждал громкий успех.
Вечером 23 августа «Щ-215» вышла из Батуми к Босфору, где, по данным разведки, ожидался проход важного конвоя с грузом хромовой руды. Цель была обнаружена вечером 30 августа. Грешилов видел, что транспорт охраняют четыре корабля, включая два эсминца. Но они не помешали «Щуке» всадить в борт немецкого судна «Тисбе» две торпеды. Груз хрома, столь важный для Германии, оказался на дне. За этот успех командир «Щ-215» был второй раз награжден орденом Красного Знамени.
Кто из советских подводников стал прообразом для «Командира счастливой «Щуки»
К слову, об орденах. На тот момент у Грешилова их было уже четыре, включая и американский Военно-морской крест, полученный весной 1943-го. Дело в том, что президент Рузвельт предложил советскому правительству вручить американские ордена и медали 60 советским военнослужащим, которые могли быть признаны «отвечающими классификации наград, установленной военным и военно-морским ведомствами США». Одним из них стал Грешилов, представленный советским командованием к такой награде.
Следующую победу Михаил Васильевич одержал уже в ноябре. Его лодка вновь патрулировала побережье Крыма, где несколько раз нападала на вражеские корабли. В ночь на 11 ноября она дважды неудачно атаковала конвой, включавший немецкий транспорт «Петер» и танкер «Продромос». А спустя четыре дня «Щ-215» атаковала конвой из десантных барж. Первые две торпеды прошли мимо цели. Но через четыре часа Грешилов повторил атаку и потопил самоходную баржу F-592. Через пару дней, 16 ноября, «Щ-215» атаковала немецкий танкер, шедший в охранении сторожевых катеров, однако на этот раз успеха не добилась.
Лучший подводник ЧФ
Придя в Батуми, подводная «Щука» встала на ремонт и вернулась в строй только в марте 1944-го. 23 марта она вышла в очередной поход, продлившийся больше месяца. В это время «Щ-215» действовала между Крымом и Румынией, охотясь на вражеские конвои. Увы, в этот раз удача Грешилову не сопутствовала, и 23 апреля он вернулся на базу без побед.
Охота на "Щук": как финские подводники воевали с советскими субмаринами
Этот поход стал последним в карьере Михаила Васильевича. 16 мая 1944 года вышел указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Но Грешилов больше не мог командовать лодкой из-за проблем со здоровьем – сказалось нервное напряжение трех лет подводной войны.
Чтобы восстановиться, прославленному подводнику потребовалось полгода. Он вернулся на службу в начале 1945-го, но уже не как командир субмарины, а как штабной работник. После окончания войны Грешилов продолжил служить в ВМФ СССР. Он вышел в отставку в звании капитана 1-го ранга в 1959-м. После долгое время работал старшим инженером в Институте акустики АН СССР в Москве.
Михаил Васильевич по праву может считаться одним из самых активных командиров подлодок в годы Великой Отечественной. На его счету 25 боевых походов, в ходе которых он провел в море 259 суток, совершив более 20 торпедных атак и выпустив 46 торпед. Ему было засчитано 10 уничтоженных целей, которые современные данные сократили до четырех. Но даже эта цифра делает Грешилова одним из лучших подводников Черноморского флота.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".