29 марта 2024
USD 92.26 -0.33 EUR 99.71 -0.56
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Топи их всех: подводники какого из советских флотов были лучшими
Military Великая Отечественная война подлодки

Топи их всех: подводники какого из советских флотов были лучшими

Насколько эффективно действовали подводники СССР во время Великой Отечественной войны? Этот вопрос до сих пор остается актуальным. Долгое время успехи советского подплава сильно завышались, поскольку уточнить данные о вражеских потерях было невозможно. А что известно о них сегодня?

Итальянский танкер

Потопление итальянского танкера "Суперга" - одна из первых подтвержденных побед советского подплава

©Vostock Photo

Содержание:

«Данные требуют уточнения»

После окончания любой войны ее участники уточняют свои успехи и потери. Иначе и быть не может, поскольку во время боевых действий победные донесения часто содержат завышенные оценки. Особенно ярко эта проблема проявлялась в случае подводных лодок. Их командиры не всегда могли точно определить название и тоннаж своих целей. А порой они даже не видели результата атаки, так как после нее субмарина быстро уходила под воду, чтобы скрыться от кораблей противолодочной обороны (ПЛО). Еще одной причиной появления оверклейма (приписывания завышенных результатов) был недостаточно критичный подход штабов при оценке и проверке донесений командиров подлодок о победах.

Советская "волчья стая": успех и неудача подводников-североморцев

Сразу после завершения Великой Отечественной Главный штаб ВМС оценивал результативность Северного флота (СФ) в период с 1941-го по 1945-й следующим образом: 254 потопленных вражеских военных корабля, 356 уничтоженных транспортов и танкеров общим тоннажем 2 119 829 брт. Сколько из этого числа потопили подводники, не указывалось. Можно предположить, что они претендовали примерно на половину, поскольку штабисты засчитали подлодкам Северного флота 220 успешных торпедных атак, во время которых 396 торпед якобы попали в цель.

Однако в Главном штабе понимали, что эти результаты могут быть завышенными, и поэтому напротив цифр заявленных побед стояла помета: «данные требуют уточнения». Однако уточнить их было не так-то просто. Спасая от бомбежек архивы немецкого флота, его главком гросс-адмирал Карл Дениц приказал укрыть их в одном из замков Баварии, где в мае 1945-го они стали трофеями англо-американских союзников. Из-за начавшейся холодной войны СССР не мог получить доступ к немецким документам, осевшим в архивах его бывших партнеров по антигитлеровской коалиции.

Но время шло, и спустя двадцать лет по ту сторону железного занавеса появились труды историков Юргена Ровера и Юрга Майстера, изучавших морскую войну на Восточном фронте по немецким документам. Эти и другие издания стали подспорьем для Главного штаба ВМС в работе по переоценке успехов советских подводников уже в конце 1960-х.

Советская оценка успешности подводников

Комиссия, изучавшая боевой опыт подлодок, пересмотрела список их побед в Великую Отечественную. Цифры получились более скромные. На Северном морском театре характер боевых действий определялся главным образом борьбой на морских коммуникациях, нарушать которые должны были субмарины. Рассмотрев их действия, комиссия пришла к выводу, что подлодки потопили торпедами и артиллерией 146 судов общим тоннажем 460,3 тыс. брт, что составило 41,6% от общих потерь тоннажа противника на этом театре. Кроме того, еще 12 транспортов тоннажем 43,2 тыс. брт подорвались на минах, поставленных подводниками СФ.

Вторым по результативности комиссия признала подплав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). На Балтике главной задачей для советских ВМС была защита побережья и оборона баз и портов. Нарушению же вражеских морских коммуникаций надводными силами должного внимания не уделялось. Эту задачу возложили на подлодки, но без обеспечения разведкой и поддержки остальными силами флота.

Повреждения немецкой шхуны "Фидес", торпедированной "Щ-406" на Балтике

Немецкая шхуна "Фидес", торпедированная "Щ-406" на Балтике

Vostock Photo

Деятельность подплава КБФ на вражеских коммуникациях в 1941–1942 годах была ограниченной, а в 1943-м вообще свелась к нулю. В результате за этот период врагу был причинен лишь незначительный урон, зато потери КБФ были большими и не всегда оправданными, так как лодкам приходилось прорываться на чистую воду через вражеский рубеж ПЛО в Финском заливе. Действия подлодок на Балтике активизировались главным образом в последний период войны в связи с эвакуацией немецких войск из Финляндии и Прибалтики.

Подводя итог результативности подводников-балтийцев, комиссия зачла им потопление 125 транспортов на 360 тыс. брт, отведя подлодкам второе место в уничтожении торгового тоннажа среди других сил КБФ. Было отмечено, что успехи подплава оказались ниже, чем у авиации, поскольку подводники получали меньше разведданных о маршрутах судов и ПЛО противника.

Забытый подвиг "Щ-317": как советская "Щука" охотилась на Балтике

По результативности подводники Черноморского флота (ЧФ) оказались на третьем месте. В Черном море вражеское судоходство не было интенсивным, а транспорты ходили вдоль берега по мелководью в охранении военных кораблей. Из-за этого советским субмаринам трудно было находить там цели для атак. Комиссия сочла, что черноморцам торпедами, минами и артиллерией удалось уничтожить 60 вражеских транспортов на 140,5 тыс. брт, а также повредить еще 18 судов.

Кроме того, на счету подводных лодок ЧФ якобы было 36 потопленных или поврежденных военных кораблей различных типов. А их самые яркие успехи имели место во время эвакуации немцев из Крыма.

Подводя итоги своего исследования, комиссия оценила вклад подводных сил ВМФ СССР в общие потери противника в торговом тоннаже в 31,5%. Причем наименьшие потери от подлодок он понес на закрытых театрах (Черное и Балтийское моря), а наибольшие на открытом театре – на Севере.

Что было в реальности?

Новые показатели результативности были ближе к реальности, чем те, что заявлялись непосредственно во время войны, но все же по-прежнему нуждались в уточнении. Однако имевшихся в распоряжении комиссии Главного штаба сведений о потерях немецкого судоходства явно не хватало для этого. Кроме того, можно предположить, что комиссия не проявила нужного скептицизма, оценивая результаты атак. Причиной для таких выводов служат современные оценки успехов советского подплава.

Третий этап изучения подводной войны начался после 1991 года, когда стали доступны документы как из западных архивов, так и из советских, с которых сняли гриф секретности. По итогам новых исследований статистика результативности советского подплава стала выглядеть совершенно иначе.

Третье место осталось за ЧФ. В период с 1941-го по 1944-й торпедами, минами и артиллерией черноморцы потопили 23 судна общим тоннажем 48 672 брт, два судна на 2548 дт (дедвейт-тонн) и повредили четыре транспорта на 15 943 брт. Кроме того, они уничтожили полтора десятка мелких посудин, тоннаж каждой из которых был менее 100 брт, и еще повредили два таких судна. Также подводные лодки ЧФ потопили восемь немецких и румынских военных кораблей и еще одному нанесли повреждения.

командир советской подводной лодки капитан Поляков

Лучший результат подлодок ЧФ по минным постановкам принадлежит Евгению Полякову с "Л-4"

Sovfoto/Interfoto/Vostock Photo

Однако, заняв последнее место среди флотов по результативности, подводники-черноморцы добились в трудном 1941 году лучших показателей по части тоннажа. Тогда они потопили пять судов на 17 930 брт. Лучшим истребителем торгового тоннажа на Черном море считается «Щ-211» под командованием Александра Девятко, потопившая два судна на 11 862 брт. Больше всех целей (свыше 100 брт) торпедами и артиллерией уничтожил Михаил Грешилов на «М-35» и «Щ-215» – два судна и два военных корабля. А лучший результат подлодок ЧФ по минным постановкам принадлежит Евгению Полякову с «Л-4» – три судна на 7070 брт и два военных корабля.

Второе место по результативности досталось подводникам СФ. В период с 1941 по 1944 год они уничтожили 29 транспортов, танкеров и вспомогательных судов на 84 760 брт и повредили четыре судна на 19 077 брт. Кроме того, они уничтожили и повредили восемь норвежских мотоботов. Но, не став первыми по уничтоженному тоннажу, североморцы стали лидерами по количеству потопленных военных кораблей – 17 единиц. Это объясняется тем, что они часто нападали на вражеские конвои и жертвами этих атак становились не только транспорты, но и корабли сопровождения.

Лучшим истребителем торгового тоннажа на Севере стал Виктор Тамман на «Л-20» – два судна на 12 549 брт. Лучший результат торпедной стрельбы показал командир «С-56» Григорий Щедрин, уничтоживший два транспорта и два военных корабля. А в результатах минных постановок как на СФ, так и по всем флотам первенство принадлежит Михаилу Августиновичу с «К-1» – на его минах погибло пять вражеских транспортов на 15 947 брт и два военных корабля.

командир К-1 М. Августинович

У перископа командир "К-1" Михаил Августинович – лидер советского подплава по результату минных постановок

Vostock Photo

Пальма первенства по результатам подводной войны досталась подводникам КБФ. В 1941–1945 годах ими было потоплено 46 судов на 143 035 брт и повреждено еще 14 судов на 47 168 брт. Также на их счету семь уничтоженных военных кораблей.

Безусловным чемпионом по уничтожению вражеского тоннажа на Балтике стал командир «С-13» Александр Маринеско. Он потопил два судна на 40 144 брт. Больше всех целей торпедами и артиллерией потопил Сергей Лисин на «С-7» – четыре судна на 9164 брт. Столько же целей минами и торпедами уничтожил Петр Грищенко на «Л-3». А лучшим «минером» на Балтике оказался Сергей Могилевский с «Л-21» – на его минах погибли один транспорт, два миноносца и подводная лодка. С учетом того, что Могилевский еще и потопил торпедами сторожевик и плавучую батарею, его можно назвать лучшим истребителем вражеских военных кораблей в истории советского подводного флота.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Реклама
Реклама
Реклама