17 июня 2024
USD 89.07 +0.86 EUR 95.15 +0.32
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях
Military беспилотники дроны

Что такое барражирующие боеприпасы, и почему их все чаще используют в боевых действиях

Применение в ходе спецоперации на Украине беспилотников «Герань-2» вызвало настоящую шумиху в СМИ. За несколько дней эти дроны успешно поразили ряд военных объектов, сумев практически без потерь пройти ПВО противника. Что же представляют собой эти аппараты и другие системы подобного рода?

Беспилотный летательный аппарат IAI Rotem-L

Беспилотный летательный аппарат IAI Rotem L (Rotem 1200)

©Vostock Photo

Беспилотные летательные аппараты «Герань-2», разработку которых приписывают иранским инженерам, представляют собой барражирующие боеприпасы, или, как их еще называют, дроны-камикадзе. Такого рода системы появились относительно давно, но активно использовать их стали только в последние годы. И сейчас это одно из наиболее динамично развивающихся направлений в беспилотной авиационной технике.

Что мы знаем о целях и стратегии СВО через полгода после ее начала

Стоит пояснить, что среди основных факторов, определяющих в конечном счете эффективность боевых действий, важное место занимает сокращение временного промежутка между обнаружением цели и ее поражением. Эту задачу можно решать различными способами, например, совершенствуя средства разведки, в том числе беспилотной, и интеграцией дронов-разведчиков с ударными средствами, включая артиллерию. А можно внедрять разведывательно-ударные беспилотники, способные уничтожать цели авиационными средствами поражения.

Есть и еще один способ: применение барражирующих боеприпасов – гибрида беспилотника и бомбы. Это аппараты одноразового применения, ведущие разведку и уничтожающие обнаруженные цели с помощью интегрированной в конструкцию боевой части. Важная особенность этих аппаратов – их относительно небольшая стоимость.

Беспилотник-камикадзе Герань-2

Украинский военнослужащий осматривает обломки беспилотника "Герань-2"

Vyacheslav Madiyevskyy/RETERS

Пробы пера

Одним из первых барражирующих боеприпасов стал AGM-136 Tacit Rainbow, разработанный в 1980-х корпорацией Northrop по заказу ВВС США. Фактически это была крылатая ракета, имевшая несколько режимов полета. В том числе она могла барражировать над заданным районом, искать там элементы средств ПВО противника, ориентируясь на источники их радиолокационного излучения, а затем уничтожать их с помощью фугасной боевой части. Впрочем, тогда идея опередила уровень развития технологий. Реализация проекта сопровождалась неудачами как технического, так и финансового характера. Стоимость изделий в несколько раз превысила первоначально заданные ценовые рамки. И в итоге Пентагон решил проект закрыть.

Несколько лет спустя концепция барражирующего боеприпаса была переосмыслена специалистами концерна Israel Aircraft Industries (IAI). Плодом их усилий стал 125-килограммовый аппарат Harpy, так же как и его американский предшественник, предназначенный для борьбы с РЛС. Вскоре Harpy поступил на вооружение ЦАХАЛ.

Израиль также довольно успешно экспортировал эту систему: в 1994 году появился контракт на поставку 100 Harpy Китаю, а в дальнейшем эти дроны-камикадзе поступили на вооружение еще нескольких стран, в числе которых Южная Корея, Индия и Турция.

Примерно через 10 лет израильские разработчики создали на основе Harpy барражирующий боеприпас Harop. Планер, бортовое радиоэлектронное оборудование и т.п. были существенно переработаны. Но самое главное – в новом аппарате пассивная радиолокационная головка самонаведения была заменена оптико-электронной системой. В результате оператор получал возможность вести разведку и после обнаружения цели наводить барражирующий боеприпас по «картинке», поступающей на его пульт управления. То есть в целом система стала более универсальной – с ее помощью удары можно наносить по широкому спектру объектов.

Какие военные тенденции подчеркнул конфликт в Карабахе

В конце 2000-х начался международный маркетинг системы. Первым зарубежным эксплуатантом стала Индия, подписавшая в сентябре 2009-го контракт на покупку 10 комплексов. В том же месяце партию БЛА Harop договорилась приобрести Германия. Еще одним заказчиком стал Азербайджан. Если не считать самих израильтян, именно азербайджанцы имеют наиболее богатый опыт боевого применения этих аппаратов. Впервые они использовали Harop во время обострения карабахского конфликта в апреле 2016-го – тогда беспилотником был уничтожен транспорт с военнослужащими Армении. Также система активно применялась во время второй карабахской войны. С помощью Harop были поражены многочисленные цели, включавшие комплексы РСЗО и артиллерии, отдельные единицы бронетехники и т. д.

Ударные барражирующие боеприпасы Sky Striker

Барражирующие боеприпасы SkyStriker, установленные на бронеавтомобилях "Кобра", на военном параде в Азербайджане

Валерий Шарифулин/ТАСС

Новая эра

Специалисты концерна IAI, создав систему Harop, продемонстрировали не просто хорошее понимание тенденций развития систем вооружения, но и великолепное профессиональное чутье, подтвердив неформальный статус Израиля как законодателя мод в области беспилотной техники.

Появление Harop ознаменовало начало нового этапа в развитии барражирующих боеприпасов, характеризующегося признанием в военной среде и началом внедрения в вооруженных силах по всему миру. Ну а выросший спрос стимулировал предложение – многие компании оборонно-промышленного комплекса также занялись разработкой таких систем. Среди прочего это привело к появлению моделей, явно повторяющих решения лидеров рынка.

В пример здесь можно привести Китай, который, как уже говорилось, был одним из покупателей систем Harpy. Однако, когда через 10 лет КНР попыталась модернизировать эти системы, ее ждал неприятный сюрприз: под давлением США израильтяне вернули беспилотники без изменений, обнулив тем самым контракт. Пекин усвоил урок, и Harpy был замещен ASN-301 – системой китайской разработки. При этом китайская версия напоминает израильскую не только внешне и по основным характеристикам, но и способами хранения и запуска.

Похожая история имела место и в Турции, которая тоже столкнулась с определенными сложностями в вопросах импорта систем БЛА. Турецкая компания Lentatek не стала изобретать велосипед – представленный ею пару лет назад аппарат Kargi не только повторяет израильский оригинал концептуально, но и внешне похож на него. Более того, через некоторое время был создан и турецкий аналог Harop.

Какие беспилотники производят в Иране, и нужны ли они России

Сюда же, к аппаратам, подражающим израильским Harpy/Harop, можно отнести и иранский Shahed-131, ассоциирующийся с упоминавшейся выше «Геранью». По имеющимся данным, он способен выполнять перелеты дальностью в сотни километров, неся боевую часть массой порядка 50 кг. При этом аппарат почти незаметен для средств ПВО – как показала практика, его обнаруживали только из-за шумного двигателя, когда беспилотник находился в непосредственной близости от цели и предпринять что-либо уже было поздно.

Интересно также то, что иранские инженеры не стали просто копировать иностранный образец, а подошли к созданию своей модели творчески. Так, по некоторым данным, ради удешевления беспилотник лишен одного из самых дорогих компонентов – бортовой оптико-электронной системы. Его наведением занимается работающий с ним в связке другой летательный аппарат, пилотируемый или беспилотный, например, Mohajer-6. Снижение стоимости беспилотников позволило без существенных затрат использовать их группами, увеличивая вероятность поражения целей.

Уменьшение размеров

Прогресс в миниатюризации электронных компонентов в последние пару десятилетий позволил авиационным инженерам уменьшить и размеры беспилотников. Это хорошо видно на примере американских армейских БЛА – те задачи, которые в начале нулевых решались 200-килограммовыми аппаратами Shadow, теперь решаются беспилотниками с кратно меньшей массой. Схожим образом обстоят дела и с барражирующими боеприпасами. Новые технические возможности были использованы компаниями-разработчиками для создания достаточно легких, иногда даже портативных дронов-камикадзе.

Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии

Путем уменьшения размеров пошли многие израильские компании, подключившиеся вслед за IAI к работам в данной области. Так, частная компания Elbit Systems на основе своего легкого БЛА SkyLark создала барражирующий боеприпас SkyStriker. А другой израильский разработчик беспилотников – компания Aeronautics Defense Systems (сейчас – Aeronautics Group) модифицировала легкий разведывательный БЛА Orbiter 2 для несения встраиваемой ударной нагрузки. Да и сам концерн IAI занялся аппаратами легкого класса, дополнив продуктовую линейку уменьшенной версией Harpy – Mini Harpy, а также еще более легким, 15-килограммовым аппаратом Green Dragon.

Тем же путем пошли и американцы, где созданием небольших дронов-камикадзе занимаются несколько компаний, включая Lockheed Martin, Raytheon, Textron и AeroVironment. Пожалуй, самыми известными стали разработки последней из названных фирм, которая также знаменита своими беспилотниками мини-класса Wasp, Raven и Puma, широко используемыми в сухопутных войсках США и в армиях американских союзников. Созданное компанией семейство барражирующих боеприпасов SwitchBlade включает миниатюрный 2,5-килограммовый противопехотный SwitchBlade 300 и практически вдесятеро более тяжелый SwitchBlade 600, применяемый против бронетехники. Одна из характерных особенностей этих аппаратов – компактное транспортное размещение в контейнерах. Из них же производится и запуск, после чего несущие плоскости беспилотника приводятся в полетное положение.

На систему SwitchBlade практически с момента ее вывода на рынок существовал стабильный спрос. В конце 2012-го армейским подразделениям США, действовавшим в Афганистане, были поставлены первые 75 беспилотников. Далее последовали многочисленные контракты на закупку дополнительных партий как от сухопутных войск, так и от других видов вооруженных сил, включая ВМС и морскую пехоту. Можно с большой долей уверенности утверждать, что суммарно только американским военным было поставлено несколько тысяч единиц этой системы.

Бензин для костра: какое оружие Запад поставляет на Украину

Среди зарубежных заказчиков SwitchBlade известны Великобритания и Украина. Одним из последних эпизодов применения этих систем стали боевые действия в Донбассе. Весной США включили партию систем SwitchBlade в один из первых пакетов военной помощи ВСУ. В составе пакета было не менее сотни аппаратов 300-й модели. Беспилотники 600-й модели также присутствовали, но, по-видимому, в чисто символическом количестве.

Любопытно, что аппарат SwitchBlade в некотором смысле повторил судьбу израильского Harpy, став эталоном в классе легких барражирующих боеприпасов, который в той или иной мере нередко копировали. Например, в сентябре текущего года Китай показал кадры применения по бронетехнике своего барражирующего боеприпаса FH-901, весьма похожего на SwitchBlade. Сообщалось, что осколочно-фугасная боевая часть позволяет пробивать до 10 сантиметров брони. Конструктивно напоминает «американца» и турецкий барражирующий боеприпас Alpagu компании STM – похожие складываемые тандемное крыло и оперение, похожая система контейнерного запуска. Конечно, этими двумя аппаратами перечень подражаний не исчерпывается. В него также можно добавить некоторые американские, российские и даже азербайджанские беспилотники.

Рассказ о дронах-камикадзе будет неполным без упоминания систем разработки израильской компании UVision, целиком посвятившей свою деятельность данной тематике. Значительная часть аппаратов, составляющих продуктовую линейку фирмы, построена по единой схеме – с X-образным крылом и таким же хвостовым оперением, плоскости которых раскладываются в полетное положение после выхода беспилотника из транспортно-пускового контейнера. Данное решение также получило своих поклонников – в частности, им при создании своих барражирующих боеприпасов семейства «Ланцет», вероятно, вдохновлялись разработчики из входящей в состав Группы «Калашников» российской компании ZALA Aero.

Вертикальный взлет

Отдельный сегмент барражирующих боеприпасов сегодня сформирован системами вертолетного типа. Десять–пятнадцать лет назад в мире начали массово появляться малоразмерные дроны вертикального взлета-посадки, чаще всего выполненные по мультироторной схеме. Эта тенденция не обошла стороной и сферу барражирующих боеприпасов. Подобное решение обеспечивало им ряд преимуществ, включая возможности запуска практически с любой позиции, зависания над заданной оператором точкой, полета внутри зданий и сооружений, что делало их в целом лучше приспособленными к ряду условий, включая городскую среду.

В рамках использования вертолетных БЛА компания IAI несколько лет назад вывела на рынок атакующий барражирующий боеприпас вертикального взлета-посадки Rotem L (Rotem 1200). Аппарат-квадрокоптер массой 6 кг несет боевую часть массой 1,2 кг. Также в виде квадрокоптера реализовала свой барражирующий боеприпас Kargu турецкая компания STM. А вот израильская Rafael выполнила свой дрон-камикадзе Spike FireFly по соосной вертолетной схеме. Небольшой 3-килограммовый аппарат может нести осколочную боевую часть массой до 350 г.

Перспективы

Чему военных из разных стран мира может научить украинский конфликт

Обилие имеющихся сегодня в мире вариантов дронов-камикадзе наглядно показывает: идея скрестить бомбу с беспилотником, несмотря на первоначальные проблемы, в итоге оказалась весьма перспективной. Несмотря на относительно небольшую ударную мощь и на то, что подобные аппараты чаще всего являются одноразовыми, они пользуются спросом.

К настоящему времени в создании барражирующих боеприпасов уже были задействованы все возможные типы платформ в широком спектре доступных размерностей. Если говорить про перспективы, то увеличение массогабаритных параметров вряд ли рационально. А вот миниатюризация вполне возможна – в недалеком будущем стоит ожидать появления взрывающихся дронов микрокласса.

Параллельно с этим, чтобы не упереться в потолок возможностей данной концепции, разработчики будут реализовывать различные методы повышения эффективности, среди которых одно из главных мест занимает групповое применение. Причем наибольший эффект оно может дать не просто при одновременном использовании множества БЛА, а при организации взаимодействия беспилотников, входящих в такую группу. Впрочем это, как говорится, уже совсем другая история.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль