Нарушенные планы
Успехи в Южной Атлантике лета 1942 года побудили командующего немецким подплавом Карла Деница создать группу из четырех подлодок IX серии для нанесения удара по судоходству у Кейптауна. «Девятки» вышли из Франции 19–20 августа и направились в воды Южной Африки, где немецкие подводники прежде не действовали. Планируя эту операцию, главный штаб кригсмарине запретил лодкам атаковать суда на отрезке пути между экватором и Кейптауном, чтобы не выдать направление своего движения. Но позже запретная зона была сокращена до района между островом Святой Елены и мысом Доброй Надежды. Это решение повлияло на дальнейшие события в Южной Атлантике.
9 сентября подлодка U-156 Вернера Хартенштайна пересекла экватор и направилась к острову Вознесения. Дальнейшее ее продвижение к Кейптауну прервал инцидент, произошедший тремя сутками позднее. В полдень 12 сентября Хартенштайн заметил пароход, шедший зигзагом на высокой скорости. Сочтя его вражеским, он решил преследовать это судно и напасть на него, когда стемнеет. В 22:07 лодка атаковала и поразила цель двумя торпедами. Вскоре ее жертва начала радировать сигнал бедствия, из которого немцы узнали, что торпедировали британский лайнер «Лакония» (19 695 брт), служивший войсковым транспортом.
И тут вдруг подводники U-156 услышали крики на итальянском языке. Подойдя ближе, они выловили из воды нескольких итальянцев, которые рассказали, что транспорт вез в Канаду около 1800 итальянских пленных под охраной польских солдат. Кроме того, помимо экипажа, на нем находились несколько сотен пассажиров из числа военных и гражданских лиц, включая женщин и детей. Большинство итальянцев погибли вместе с лайнером, так как поляки не выпустили их из запертых помещений в трюме. А тем, кто смог выбраться наружу, не досталось места в шлюпках – британцы и поляки не пустили в них пленных, угрожая оружием.
В море барахтались сотни людей, среди которых были союзники немцев. Хартенштайн решил их спасти. Отдав приказ экипажу вылавливать выживших, он отправил Деницу радиограмму, доложив о происшествии. Ответ от командующего пришел в первые часы 13 сентября. Дениц сообщил Хартенштайну, что к нему на помощь отправлены остальные лодки кейптаунской группы, а также U-506, U-507 и итальянская лодка «Каппеллини» для того, чтобы доставить выживших в вишистский Кот-д'Ивуар. Затем адмирал уведомил начальство в Берлине.
Подлодки U-156 и U-507 забирают выживших после нападения на «Лаконию», 15 сентября 1942 года
Wikimedia CommonsСмелый ход Хартенштайна
Пока в немецкой столице думали, что делать, командир U-156 решил действовать самостоятельно. На борту лодки уже находились 193 человека, включая 21 британца, а рядом с ней плавали еще сотни людей. Сначала Хартенштайн предложил штабу объявить место инцидента районом, свободным от боевых действий. Не дождавшись ответа, он дал в эфир открытым текстом радиограмму, обещая не атаковать корабли, пришедшие на помощь, если лодка сама не будет атакована.
"Бисмарк" и "серые волки": могли ли немецкие подводники спасти линкор?
Принятый во Фритауне сигнал с U-156 сначала сочли уловкой. Но затем до британцев дошло, что речь могла идти о «Лаконии». Тогда они отправили к месту происшествия торговое судно, попросив американцев прикрыть его авиацией с аэродрома на острове Вознесения. Но при этом британцы ничего не сказали янки о подводной лодке и ее сообщении.
Тем временем в Берлине решили, что делать дальше. Гитлер был категорически против прерывания операции, поэтому гросс-адмирал Редер приказал Деницу вновь развернуть кейптаунские лодки на юг. Спасательные работы должны были продолжить U-159, U-506, U-507 и «Каппеллини», которым поручили передать выживших французским кораблям, вышедшим из Дакара. На борт подлодок разрешалось брать только итальянцев. Не доверяя противнику, Редер не одобрил предложение Хартенштайна о временном перемирии. Вот только командира U-156 об этом не уведомили. Радируя тому о решении начальства, Дениц также не разъяснил, кого подводникам можно спасать, а кого – нет. По его плану, Хартенштайн должен был передать всех спасенных на U-159, после чего снова идти к Кейптауну. Но все сложилось иначе.
Под флагом Красного Креста
Весь день 14 сентября Хартенштайн играл роль пастуха при своем «стаде». Подлодка была перегружена людьми, а вокруг нее плавали 22 битком набитые шлюпки и десятки спасательных плотов, на которых было свыше тысячи человек. Подводники кормили всех без разбору, откачивали воду из шлюпок и то и дело пересаживали в них людей, чтобы равномерно загрузить плавсредства.
На следующий день подошли лишь U-506 Эриха Вюрдемана и U-507 Харро Шахта. К тому моменту Дениц уже передумал отправлять U-156 на юг, приказав U-159 занять ее место в кейптаунской группе. Прибывшие лодки взяли шлюпки на буксир и потащили их навстречу французским кораблям.
Почему накануне Второй мировой Британия была не готова к борьбе с немецкими субмаринами
Тем временем американцы послали в район гибели «Лаконии» самолет, обнаруживший U-156 в полдень 16 сентября. Заметив его, немцы подняли над лодкой флаг Красного Креста и попытались связаться с пилотом световыми сигналами. Изумленный летчик доложил об увиденном на остров Вознесения своему начальнику – капитану Роберту Чарлвуду Ричардсону. Не будучи в курсе ситуации, тот счел происходившее немецкой уловкой и приказал атаковать подлодку.
В 12:32 самолет снова появился над U-156 и сбросил на нее бомбы. К счастью для Хартенштайна и выживших с «Лаконии», субмарина была лишь повреждена, а не потоплена. Не видя иного выхода, ее командир решил прекратить спасательную операцию. Немцы пересадили своих «пассажиров» в шлюпки и погрузились. Позже, всплыв, Хартенштайн доложил Деницу об инциденте с самолетом.
Командующий был в ярости от того, что подводники подвергли себя неоправданному риску, понадеявшись на благородство противника. Дениц приказал U-506 и U-507 высадить в шлюпки всех, кроме итальянцев, чтобы быть готовым к погружению в случае опасности. Шахт подчинился приказу, а Вюрдеман – нет. Он оставил на борту женщин и детей. Позже U-506 была атакована самолетом, но тот по счастливой случайности не смог сбросить бомбы и субмарина уцелела.
17 сентября обе лодки встретились с французскими кораблями и передали им выживших. Любопытно, что одна из спасенных британок во время прощания с Вюрдеманом пообещала рассказать Черчиллю о благородном поведении немецких подводников. Да и сами немцы впоследствии с восхищением вспоминали британских женщин, в отличие от нервных итальянцев, мужественно переносивших выпавшее на их долю испытание.
Итоги уничтожения «Лаконии» были таковы. Из находившихся на борту лайнера 2800 человек (большинство из них – военнопленные) немецким подлодкам и французским кораблям удалось спасти свыше 1100, более половины которых были британцы. Таким образом, в результате уничтожения «Лаконии» погибли примерно 1700 человек, из которых около 1400 – итальянцы. Эти цифры делают инцидент с «Лаконией» одной из самых кровавых катастроф за время войны в Атлантике.
«Приказ "Лакония"»
Случай с «Лаконией» повлек за собой изменения в правилах подводной войны, которых придерживались немцы. До этого командиры субмарин нередко оказывали помощь выжившим с торпедированных судов, если позволяла ситуация. Подводники делились провизией и пресной водой, оказывали помощь раненым и указывали направление до ближайшего берега. Карл Дениц не одобрял такие проявления гуманизма. Еще в конце 1939-го он издал приказ №154, в котором призвал своих подчиненных не заниматься спасением людей и не проявлять заботу о шлюпках с ними. Дениц внушал им, что «враг начал войну, чтобы уничтожить нас, и, таким образом, ничего другого от нас может не ждать». Поэтому экипажи подлодок должна была интересовать лишь безопасность своего корабля, а не судьба их жертв.
Случай с «Лаконией» показал Деницу, что подводники не выполняли его приказ. Тогда 17 сентября 1942 он решил о нем напомнить, передав на все лодки новую инструкцию. Она предписывала не предпринимать каких-либо действий ради спасения людей с тонущих судов, поскольку это «противоречит основному смыслу ведения войны, состоящему в уничтожении вражеских кораблей и их экипажей». Исключением могли стать только случаи, когда речь шла о взятии в плен капитанов и судовых механиков или спасении людей, от которых можно было получить ценную информацию. В завершении Дениц призвал подчиненных быть жестокими, потому что «враг не жалеет детей и женщин, бомбя немецкие города».
После этого оказывать помощь утопающим немецкие подводники стали реже. Впрочем, возможно, это было обусловлено расширением союзниками зоны действия их авиации в Атлантике, из-за чего субмарины оказались загнаны под воду. Ясно одно: слова Деница вышли ему боком на Нюрнбергском трибунале. Обвинение расценило его оперативный приказ №154 и так называемый приказ «Лакония» как призыв целенаправленно добивать людей, спасшихся после потопления судов. Судьи сочли, что аргументы в пользу того, что Дениц призывал убивать людей, спасшихся с потопленных судов, недостаточно убедительны. Однако трибунал признал, что приказы Деница были, «несомненно, двусмысленными» и заслуживающими осуждения. В результате главного подводника Германии приговорили к 10 годам заключения за другие его преступления.
Большую часть этого времени Дениц провел в тюрьме Шпандау. Но, по крайней мере, он пережил войну и дожил до старости. Вернеру Хартенштайну и его команде повезло меньше. Через полгода после инцидента с «Лаконией», 8 марта 1943-го, во время патрулирования к востоку от Барбадоса U-156 была атакована американским самолетом и потоплена им со всем экипажем.