Какие беспилотники есть на вооружении у российской армии
На протяжении последних лет беспилотники неизменно входят в число главных героев практически всех военных кампаний, включая, безусловно, и сирийскую. И если их применение Соединенными Штатами и Израилем – дело привычное, то успехи новых игроков на этой сцене продолжают впечатлять. Несколько лет назад весь мир с удивлением наблюдал, как Китай стремительно выходил на лидерские позиции в области создания БЛА. А в конце февраля Турция наглядно продемонстрировала в Сирии, что может массово применять дроны.
Россия также включилась в эту технологическую гонку, стараясь нагнать ушедших вперед конкурентов. Сделать это непросто, во-первых, потому, что отстали мы довольно сильно, во-вторых, из-за неблагоприятных политических и экономических условий. Однако уже имеющиеся достижения дают основания для оптимизма.
Предыстория вопроса
В 2008 году за время конфликтов Грузии сначала с Абхазией, а затем с Южной Осетией российские военные смогли убедиться в том, насколько у нас все плохо с беспилотными авиационными системами. Проблема была ненова – еще в ходе чеченских кампаний предпринимались попытки использовать имевшиеся на вооружении БЛА. В войсках тогда формально оставались комплексы «Стриж» и «Рейс» (созданы еще в 1970-х в КБ Туполева), а также комплексы «Строй-П» с дистанционно пилотируемыми аппаратами «Пчела» разработки НИИ «Кулон» и КБ Яковлева конца 1980-х. Однако их эффективность была очень низкой.
Это явно контрастировало с тем, как дела обстояли в Грузии, купившей за рубежом партию современных беспилотников. Да, в Абхазии весной 2008-го грузинские БЛА нередко падали. Но тем не менее они отрабатывали задачи по разведке и наблюдению, а экипажи при этом не подвергались риску. Напротив, российская сторона была вынуждена использовать пилотируемые средства разведки. В итоге в августе грузинами был сбит российский Ту-22М3 со спецконтейнером разведки. По имеющимся данным, двое членов экипажа погибли, один пропал без вести и один оказался в плену.
Наше отставание по части беспилотников накапливалось с начала 1990-х. Едва ли не два десятилетия БЛА не считались приоритетом в Министерстве обороны. Виной тому не только отсутствие понимания значимости дронов для армии, но и ограниченность бюджета. В результате сформированный еще в советские годы задел, позволявший когда-то говорить о паритете с западными визави в области создания БЛА, постепенно обесценился и к 2008 году имел скорее историческое, чем практическое значение.
Война с Грузией, обнажившая эту проблему, стала Рубиконом в судьбе отечественных беспилотников. По итогам этого конфликта в срочном порядке были приняты меры, нацеленные на выправление сложившейся ситуации.
Первые шаги
Очевидно, что быстро справиться с проблемой не получилось бы. Поэтому на первом этапе было решено приобрести партию БЛА, включающую системы мини-класса Bird Eye 400 и тактического класса Searcher Mk II, у одного из ведущих мировых разработчиков – израильской компании IAI. Впоследствии в России на мощностях завода УЗГА в Екатеринбурге было организовано сборочное производство этих беспилотников под наименованиями «Застава» и «Форпост» соответственно.
Параллельно с импортом были проведены сравнительные испытания беспилотных систем, разработанных отечественными компаниями в инициативном порядке и применявшихся либо в иных силовых структурах (МВД, ФСБ и МЧС), либо в гражданской сфере. Отобранные по их итогам дроны после доработки под требования военного заказчика были приняты на вооружение и с 2013 года закупаются Министерством обороны. В первую очередь это БЛА «Элерон-3СВ» разработки казанской компании «Эникс» и БЛА «Орлан-10» разработки компании «Специальный технологический центр» (СТЦ) из Санкт-Петербурга, занимающие наибольшую долю среди закупаемых систем.
«Элерон-3СВ» – это портативная система воздушной разведки и наблюдения с БЛА ближнего радиуса действия. В основе системы – 5-килограммовый дрон, выполненный по схеме «летающее крыло». Как и большинство подобных систем, он оснащается электродвигателем, тихая работа которого позволяет выполнять полеты, оставаясь практически незаметным для противника. Аппарат оснащается различными фото- и телекамерами, аппаратурой постановки помех и другим оборудованием. Дальность действия «Элерон-3СВ» – до 25 км. Эта система хорошо подходит для оснащения подразделений низшего звена уровня роты или даже взвода. Она позволяет оперативно получить данные воздушной разведки. Судя по всему, в Сирию «Элероны» прибыли одними из первых – там их заметили еще до официального объявления о начале российской операции. Вероятно, в числе прочего «Элероны» могли использоваться для охраны периметров военных баз, а также в сопровождении военных колонн.
Вторая из упомянутых систем, «Орлан-10», включает уже более тяжелый дрон массой около 16-18 кг. Он не столь мобилен, как «Элерон», однако по сравнению с ним имеет ряд преимуществ. Так, двигатель беспилотника, работающий на 95-м бензине, позволяет аппарату оставаться в воздухе существенно дольше – до 16 часов. Радиус действия «Орлана» также больше – до 100 км, а его грузоподъемность – до 5 кг полезной нагрузки, включая системы видовой и радиотехнической разведки, ретрансляции сигналов систем связи и даже средства РЭБ. Совокупность характеристик определяет достаточно высокую востребованность «Орланов» в войсках. При этом относительно малая стоимость делает потери БЛА нечувствительными и позволяет проводить закупки в существенных объемах – по имеющимся оценкам, «Орланы» составляют не менее трети всего парка российских беспилотников.
Почему создание ракетного комплекса на железнодорожной платформе – дурная затея
Подразделения с легкими дронами из состава армейских рот БЛА бригадного и дивизионного подчинения, не нуждающимися в специальных взлетно-посадочных полосах, были рассредоточены по территории Сирии. Они использовались для решения задач, требующих немедленного реагирования. К примеру, с участием БЛА «Орлан-10» была успешно проведена операция по поиску и спасению военнослужащего со сбитого вблизи турецкой границы самолета Су-24М2.
Но у этих БЛА есть и характерные недостатки. Главный из них – необходимость находиться вблизи зоны боевых действий, что, в свою очередь, повышает риск для их операторов. Решить указанные проблемы можно, задействовав беспилотники более тяжелых классов.
Единственный относительно крупный дрон, имеющийся в распоряжении российских военных, – 450-килограммовый «Форпост». В отличие от более легких БЛА, «Форпосты» в Сирии размещались на аэродромах, включая авиабазу Хмеймим, аэропорт Алеппо, а также авиабазу Т-4 недалеко от Пальмиры. Такой беспилотник способен вести разведку и наблюдение на протяжении 16-18 часов, а дальность его действия – более 100 км от места старта. Такие возможности вкупе с оснащением высококачественной оптикоэлектронной аппаратурой сделали «Форпосты» средством наблюдения и контроля ударов по наиболее важным целям. К примеру, они использовались для наблюдения за пусками ракет «Калибр» и контроля результатов ударов по позициям боевиков.
Новые разработки
Минобороны России также решило начиная с 2011-го профинансировать проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), направленных на создание перспективных образцов отечественных систем БЛА в тех классах, где ожидать инициативных разработок невозможно в силу высокой стоимости и сопутствующих рисков.
Одним из них стал комплекс «Форпост-Р» – полностью российская версия одноименного дрона. Его создание было в 2016-м поручено компании УЗГА, ранее собиравшей беспилотники израильской разработки. Поставленная задача была решена в достаточно сжатые сроки – «Форпост-Р» был создан менее чем за три года с использованием подсистем, ранее разработанных по программе тактического БЛА «Корсар». Российский «Форпост» имеет аналогичные предшественнику массогабаритные параметры и не уступающие оригиналу технические характеристики. В перспективе более функциональный «Форпост-Р» может «закрыть» нишу тактических БЛА. В том числе заместить беспилотник «Корсар», который, как представлялось, должен был стать аналогом широко применявшегося в иракской и афганской кампаниях американского армейского тактического комплекса Shadow, но, похоже, так и не пойдет «в серию».
Неменьшее внимание уделяется и более тяжелым средневысотным беспилотникам большой продолжительности полета, то есть так называемого MALE-класса (Medium Altitude Long Endurance). В США родоначальником семейства дронов этого класса стал разработанный в 1990-х БЛА Predator, использующийся американцами и их союзниками в различных кампаниях, начиная с югославской. Его российским аналогом должен стать БЛА «Орион», разрабатываемый компанией «Кронштадт» (ранее «Транзас»). Сообщалось, что он сможет выполнять полеты продолжительностью более 24 часов, длительное время барражируя над заданными районами в поисках целей. На борту беспилотника располагается обзорно-прицельная гиростабилизированная оптико-электронная система, которая может обнаруживать и сопровождать цели, обеспечивая наведение для управляемого оружия, а также платформа с цифровыми камерами, или РЛС.
Присущая этому классу аппаратов грузоподъемность позволяет «Ориону», как и БЛА Predator, нести оружие. А это, в свою очередь, ведет к сокращению времени, необходимого на выполнение цикла «обнаружение–поражение», повышая эффективность действий беспилотников в целом. В прошлом году «Орион» был замечен в небе Сирии, однако детали его применения остались неизвестны. Нет сомнений, что на фоне массового использования БЛА аналогичного класса другими странами–участницами боевых действий в Сирии «Орион» – одна из самых ожидаемых в российских войсках систем.
Одновременно с «Орионом» компанией ОКБ «Сокол»/ ОКБ им. Симонова (позднее работа была передана казанскому подразделению компании УЗГА) была начата разработка более тяжелого БЛА MALE-класса – «Альтиус». Изначально предполагалось, что это будет функциональный аналог американского беспилотника Reaper, то есть более тяжелый, чем Predator, аппарат, способный нести большую как по массе, так и по номенклатуре нагрузку, в том числе ударную. Однако впоследствии требования заказчика к комплексу, вероятно, были повышены, и теперь «Альтиус» уже рассматривается как высотный БЛА большой продолжительности полета, что приближает его к американскому разведчику Global Hawk, регулярно летающему вдоль российских границ.
7,5-тонный беспилотный самолет, размах крыла которого сопоставим с некоторыми версиями пассажирского Boeing 737, сможет оставаться в воздухе до двух суток, а большая высота полета позволит ему вести разведку с расстояния, достаточного, чтобы не попадать в зону действия многих систем ПВО. При этом использование спутникового канала связи сделает радиус его действия неограниченным. Высказывались мнения, что постановка на вооружение этих беспилотников в перспективе позволит отказаться от устаревающих самолетов-разведчиков Су-24МР. Добавление же в состав целевой нагрузки вооружения сделает «Альтиус» еще более универсальным средством.
Наконец, самым тяжелым БЛА, который в настоящее время находится в разработке в России, является разведывательно-ударный аппарат «Охотник», продемонстрированный в прошлом году компанией «Сухой». Беспилотник массой около 20 тонн создан по схеме «летающее крыло» с применением технологий снижения заметности. В отличие от упомянутых выше БЛА MALE-класса, «Охотник» сможет применяться против противника, владеющего современными средствами ПВО. Предполагается, что он сможет нести разнообразную целевую нагрузку, по некоторым оценкам, общей массой до 4-5 тонн, включая как системы разведки и наблюдения, так и вооружение.
«Охотник» напоминает американские беспилотники X-45 компании Boeing и X-47 компании Northrop Grumman, которые некоторое время назад представлялись в качестве прообразов летательных аппаратов боевой авиации 6-го поколения. Впрочем, не исключено, что «Охотник», как и вдохновлявшие его конструкторов американские образцы, останется прототипом, на котором будут обкатываться различные технологии.
Итоги
Подводя некоторые итоги, нельзя не отметить, что Россия, 10 лет назад серьезно отстававшая по части беспилотников, за прошедшие годы предприняла принесшие результаты усилия как в части разработки современных систем, так и в части оснащения ими подразделений вооруженных сил.
Некоторые беспилотные системы сейчас активно закупаются и поставляются в войска, ряд других находятся на различных этапах создания. При этом серийно производимые системы используются подразделениями вооруженных сил как во время военных учений, так и в реальной боевой обстановке. В числе прочего это дает ценную информацию как для формирования концепций применения систем БЛА, так и для дальнейшего совершенствования самих беспилотных систем.
Что касается сирийской кампании, то, вероятно, главным выводом, сделанным по ее промежуточным итогам, стало осознание значимости обладания беспилотниками, способными нести помимо систем разведки и наблюдения также и вооружение. Главным образом это относится к системам MALE-класса. И США, и Израиль, и Иран, а теперь и Турция зачастую весьма действенно использовали на сирийском ТВД подобные беспилотники. Очередь за Россией.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".