22 ноября 2024
USD 100.22 +0.18 EUR 105.81 +0.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Новогодний бой": из-за чего Гитлер хотел пустить свой флот на металлолом
Military Арктика Великобритания Вторая мировая война Кригсмарине флот

"Новогодний бой": из-за чего Гитлер хотел пустить свой флот на металлолом

31 декабря 1942-го в Арктике британский флот одержал яркую победу над немецким. Поражение кригсмарине получилось столь унизительным, что разъяренный Гитлер, решив, что от крупных кораблей никакого толку, велел отправить линкоры и крейсеры на слом.

Гибель немецкого эсминца «Фридрих Эккольдт»

Гибель немецкого эсминца «Фридрих Эккольдт»

©irwin j. kappes / Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Арктика как поле боя

С конца лета 1941-го союзники использовали Арктику как основной маршрут доставки военных грузов в СССР. За безопасность конвоев с литерами PQ и QP, следовавших в Мурманск и Архангельск, а затем обратно, отвечал британский флот. Поначалу торговым судам ничего не угрожало. Немцы просто не обращали внимания на арктический трафик, будучи уверенными в скорой победе над Красной армией. Но провал блицкрига заставил Гитлера изменить свою точку зрения на полярные конвои.

В 1942 году Германия сконцентрировала в Северной Норвегии большие силы люфтваффе и кригсмарине. Главную опасность для конвоев представляла группировка надводных кораблей во главе с флагманом немецких ВМС – линкором «Тирпиц». Теперь каждая их проводка превращалась для союзников во флотскую операцию, к которой привлекалась масса кораблей – от тральщиков до линкоров и авианосцев.

Немецкий линкор "Тирпиц"

Немецкий линкор «Тирпиц»

Royal Navy official photographer / Wikimedia Commons

Немцы пустили в ход своего стального гиганта всего два раза. В марте 1942-го «Тирпиц» пытался перехватить конвой PQ-12, но чуть было сам не стал жертвой торпедоносцев британского авианосца «Викториес». В июле линкор в составе эскадры был отправлен на перехват конвоя PQ-17. На этот раз выход в море «Тирпица» подействовал на командование Королевского флота столь угнетающе, что оно решило распустить конвой, сочтя его защиту бессмысленной. В итоге большинство судов были уничтожены подлодками и авиацией.

Катастрофа в Арктике: мог ли конвой PQ-17 дойти по назначению?

Гибель PQ-17 вызвала трения между союзниками. Черчилль считал дальнейшие проводки конвоев бессмысленными из-за угрозы атак немецкой авиации и надводных кораблей. Но ему не удалось убедить в этом Сталина, уверенного, что союзники попросту не хотят рисковать своими флотами, в то время как Красная Армия несет большие потери, перемалывая вермахт на фронте.

Черчилль был вынужден уступить, и в сентябре в Мурманск вышел PQ-18 с сильным эскортом, включавший эсминцы, крейсер и авианосец.

В ставке фюрера удивились продолжению движения конвоев. Еще 26 августа Гитлер встретился с гросс-адмиралом Редером для обсуждения результатов операции против PQ-17. Редер тогда предположил, что разгром этого конвоя мог «вынудить противника временно закрыть этот маршрут или даже кардинально пересмотреть всю систему линий снабжения».

Теперь же Редер был полон решимости сделать все возможное, чтобы повторить свой успех. Он снова хотел бросить в бой тяжелые корабли, но Гитлер предупредил гросс-адмирала, что, поскольку они важны для обороны Норвегии, ими нельзя рисковать. Тогда Редер отменил операцию. Расправиться с PQ-18 было поручено авиации и подводным лодкам. Но они не смогли уничтожить конвой, потопив 11 из 45 судов ценой потери четырех субмарин и свыше 30 самолетов.

После проводки PQ-18 союзники остановили движение полярных конвоев из-за подготовки к высадке в Северной Африке, в которой была задействована большая часть британского флота. Сталин давил на Черчилля и Рузвельта, требуя возобновить поставки через Арктику, но те заявили, что это невозможно, пока не будет завершена десантная операция. Таким образом, трафик ленд-лиза в советские северные порты был заморожен до конца года.

"Комплекс авианосца": почему немецкий флот боялся британской морской авиации

Для немецкого флота решение союзников стало приятным сюрпризом. Его действия в Арктике все еще ограничивал приказ фюрера относительно использования надводных кораблей, особенно «Тирпица». Впрочем, от линкора уже было мало проку, так как он нуждался в ремонте. Но упрямый Гитлер не разрешил ему уйти в Германию, держа «Тирпиц» в Норвегии для устрашения союзников. Нехватка топлива также серьезно стесняла все немецкие морские операции. И все же тяжелые корабли кригсмарине еще представляли угрозу для полярных конвоев.

Новая серия конвоев

Воспользовавшись паузой, Адмиралтейство и флот метрополии начали прения по тактике будущих проводок: слать ли в СССР по-прежнему большие конвои или же делить их на два. Победил флот. Его командующий адмирал Тови считал, что суда в небольших конвоях легче удерживались вместе, а также легче переформировались, если их рассеивали штормы. Кроме того, в зимние месяцы их было бы труднее обнаружить вражеской разведке.

Это подтвердилось на практике, когда 15 декабря из Великобритании в Мурманск отправился конвой JW-51А из новой серии, сменившей знаменитую PQ. Его ордер из 16 судов, охраняемый 15 военными кораблями, включая крейсеры «Шеффилд» и «Ямайка», спокойно дошел по назначению, незамеченный немцами. Конвой JW-51B из 15 «купцов» ушел через неделю после JW-51A с эскортом из шести эсминцев и пяти небольших кораблей под командованием кэптена Шербрука, державшего флаг на эсминце «Онслоу».

Британский эсминец "Онслоу", возглавлявший эскорт JW-51B

Британский эсминец «Онслоу», возглавлявший эскорт JW-51B

Royal Navy official photographer / Wikimedia Commons

Вначале все шло хорошо, и JW-51B спокойно следовал по маршруту. Но в ночь на 29 декабря начался шторм, нарушивший ордер конвоя. В результате пять судов, эсминец «Ориби» и траулер ПЛО «Визалма» отстали. На их поиск был отправлен тральщик «Брэмбл» – один из двух кораблей эскорта, оборудованный радаром. 30 декабря три судна самостоятельно нашли конвой. Остальные корабли и транспорты присоединились к ордеру значительно позже. Исключением стали «Ориби» и «Брэмбл»: первый не нашел конвой и дошел до Мурманска в одиночку, второй же пал смертью храбрых в неравном бою.

Британский тральщик "Брэмбл", погибший в Новогоднем бою

Британский тральщик «Брэмбл», погибший в Новогоднем бою

Royal Navy official photographer / Wikimedia Commons

Операция «Радуга»

Первое сообщение о JW-51B немецкое командование получило от авиаразведки 24 декабря. Затем контакт с ним был утрачен на неделю. Лишь 30 декабря подлодка U-354 заметила конвой и доложила, что его эскорт слаб. Узнав об этом, Гитлер разрешил Редеру пустить в дело крупные надводные корабли, одновременно запретив им вступать в бой с равными или превосходящими силами противника. После этого немецкий флот начал операцию «Радуга», целью которой было уничтожение конвоя.

В тот же день в море вышла эскадра адмирала Кумметца, состоящая из тяжелых крейсеров «Хиппер», «Лютцов» и шести эсминцев. Согласно плану, к утру 31 декабря она должна была разделиться на две группы, взяв конвой в клещи. Пока группа «Хиппера» отвлекала бы на себя внимание эскорта, группа «Лютцова» должна была уничтожить транспорты. Немецкий план был отличным и мог бы привести к успеху, если бы не подкачали исполнители.

Немецкий тяжелый крейсер "Хиппер"

Немецкий тяжелый крейсер «Хиппер»

Unbekannt / Wikimedia Commons

«Хиппер» обнаружил конвой в 8:30 и завязал бой с его эскортом. Шербрук приказал транспортам уходить, прикрывая их отход дымовой завесой. В завязавшейся перестрелке между британскими эсминцами и «Хиппером» преимущество было на стороне немцев, но крейсер его не реализовал из-за плохой видимости. И все же «Хипперу» удалось повредить «Онслоу». Шербрук был тяжело ранен, но продолжал руководить действиями эскорта, пока силы его не оставили. За такое исключительное мужество он был награжден крестом Виктории.

Тактика Кумметца дала нужный результат. Пока «Хиппер» сражался с кораблями Шербрука, «Лютцов» с тремя эсминцами незамеченным вышел прямо на незащищенный конвой. Но побоища не произошло из-за нерешительности командира «Лютцова» Штанге. Сильный снежный шквал частично скрыл транспорты от немцев. Поэтому Штанге счел момент слишком рискованным для атаки и решил отойти и ждать до тех пор, пока погода не станет ясной. В итоге конвою удалось спастись.

Немецкий "карманный линкор" "Дойчланд", впоследствии переименованный в "Лютцов"

Немецкий «карманный линкор» «Дойчланд», впоследствии переименованный в «Лютцов»

Andy Dingley / Wikimedia Commons

Тем временем на помощь JW-51B пришли из Мурманска «Шеффилд» и «Ямайка». Они вступили в бой с «Хиппером», нанеся ему повреждения. Правда, перед этим немецкий крейсер успел расстрелять «Брэмбл» и эсминец «Акейтес», которые затем затонули. Но и немцы понесли потери. В неразберихе боя их эсминец «Фридрих Экхольд» приблизился к британским крейсерам, приняв их за немецкие. Ошибка обошлась ему дорого – за 10 минут орудия «Шеффилда» превратили «Экхольд» в пылающую развалину.

Британский легкий крейсер "Шеффилд"

Британский легкий крейсер «Шеффилд»

Royal Navy official photographer / Wikimedia Commons

Результат нападения на JW-51B для мощной немецкой эскадры был удручающим – в течение четырех часов ее сдерживали несколько эсминцев, а потом прогнали два легких крейсера. Для британцев это была победа, для немцев же – постыдное поражение. Как позже писал командир «Лютцова», «когда мы уходили с места боя, было трудно отделаться от ощущения, что, хотя ситуация, казалось, была в нашу пользу, мы не смогли добраться до конвоя и не добились никаких успехов».

Флот на свалку

Гитлер, надеявшийся в день Нового года порадовать немцев сообщением о победе, был разочарован и разгневан. Он вызвал в ставку Редера и выпалил тому в лицо, что эта операция лишь подтвердила его давнее подозрение – надводный флот совершенно бесполезен, плохо укомплектован и неумело управляется. Поэтому он принял решение вывести из эксплуатации и утилизировать все крупные корабли.

Почему гросс-адмирал Дениц стал преемником Гитлера

Отныне самым большим военно-морским кораблем будет эсминец, а акцент будет сделан на флот из подводных лодок. Редеру же было приказано вернуться с планом реализации этой идеи.

Гросс-адмирал был потрясен услышанным. План, с которым он вернулся, был последним «ура» для немецких ВМС. В нем Редер раскритиковал все доводы фюрера, указав, что его приказ не принесет никакой пользы. Но Гитлер ничего не желал слушать. Вдобавок масла в огонь подлил Геринг, заявивший, что, вместо того чтобы задействовать самолеты на Восточном фронте, он вынужден держать их для зашиты бесполезных кораблей, стоящих на якоре в Норвегии.

Вскоре Редер понял, что Гитлер не внемлет голосу разума, и 30 января 1943 года подал в отставку. Его сменил адмирал Дениц, ярый сторонник подводной войны.

Встреча Гитлера и Редера после отставки последнего, февраль 1943-го

Встреча Гитлера (справа) и Редера (слева) после отставки последнего, февраль 1943-го

Erich Raeder / Wikimedia Commons

Однако, к удивлению Гитлера, Дениц встал на сторону Редера. Новый гросс-адмирал убеждал фюрера не трогать флот, заявив, что полярные конвои являются прекрасной целью для тяжелых кораблей и обстановка на фронте требует не прекращать действий в Арктике. Поэтому корабельную группировку в Норвегии нужно не распускать, а, наоборот, усилить. Как вспоминал Дениц, реакция Гитлера, «сначала была крайне несдержанной, но в конце концов он неохотно согласился».

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".