26 апреля 2024
USD 92.13 -0.37 EUR 98.71 -0.2
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Почему автор известнейшего романа о подводниках был недоволен его экранизацией
Military Вторая мировая война Кригсмарине подлодки

Почему автор известнейшего романа о подводниках был недоволен его экранизацией

В 1973 году читателей из разных стран с головой накрыла «волна Буххайма». Так принято называть всплеск интереса к подводникам Третьего рейха, вызванный выходом романа «Лодка» (Das Boot). Эта книга Лотара-Гюнтера Буххайма, бесспорно, входит в число наиболее выдающихся литературных произведений, посвященных подводной войне. Вторую подобную «волну» в 1981-м вызвала экранизация «Лодки» режиссером Вольфгангом Петерсеном. Отечественные любители истории хорошо знакомы и с книгой, и с ее киноверсией (в российском прокате фильм часто называют «Подлодка»). При этом мало кто в России знает, что во время съемок между режиссером и писателем шла настоящая война. Она завершилась лишь в 1985 году, после выхода на экраны телевизионной версии «Лодки», примирившей Буххайма и Петерсена.

Кадр из фильма "Лодка"

©United Archives GmbH / Vostock photo

Как все начиналось

Как гласит вахтенный журнал U-96, лейтенант Буххайм поднялся на борт субмарины утром 27 октября 1941 года. В тот же день подлодка вышла в море для охоты на конвои в Северной Атлантике. Служивший в роте пропаганды кригсмарине Буххайм писал статьи о подвигах немецких подводников и делал снимки лодок на базах, но сам в походе на боевой субмарине прежде не бывал. И вот начальство решило, что военкорам стоит собирать материал непосредственно в море, чтобы своими глазами наблюдать за всем там происходящим.

Благородные воины: как изменился имидж немецких подводников после войны

За 41 день, что Буххайм провел на U-96, он в полной мере смог прочувствовать, что собой представляет жизнь подводников. Он стал свидетелем успешной атаки на английский конвой, узнал, каково это, когда субмарину забрасывают глубинными бомбами, а также наблюдал неудачную попытку командира Генриха Леман-Вилленброка прорваться в Средиземное море через Гибралтарский пролив. Второй раз Буххайму довелось оказаться в отсеке боевой субмарины уже в качестве пассажира U-309, эвакуировавшей его из французского Бреста в августе 1944-го.

Опыт, полученный на борту U-96, лег в основу романа «Лодка», написанного Буххаймом после окончания войны. Пригодились и почти 5000 фотографий, сделанных им на море и на суше во время войны. Эту книгу можно считать автобиографической, поскольку прототипом главного героя – лейтенанта Вернера – был сам Буххайм.

Подводники против «Лодки»

«Лодка» быстро стала бестселлером: в разных странах было продано свыше двух миллионов экземпляров книги, причем четверть из них пришлась на Западную Германию. В поддержку романа была устроена мощная рекламная кампания, в рамках которой Буххайм раздавал бесчисленные интервью и проводил встречи с читателями (в том числе и за границей).

Однако далеко не всем понравилось, как в книге были выведены немецкие подводники. Если до «Лодки» в немецкой литературе их преподносили как «серых волков», «рыцарей моря» и «храбрых воинов», то в романе Буххайма подводники представали не героями, а жертвами беспощадного молоха подводной войны.

Подлодка U-96

Ullstein bild / Vostock photo

Буххайм показал «серых волков» обычными людьми со своими слабостями и к тому же очень уставшими от войны. Они выходят в море, месяцами находясь в «стальной трубе», где изо дня в день с трудом переносят тяготы и однообразие походной жизни. Большинство из них не верят в победу, но начальство снова и снова посылает их в море. А в перерывах между походами подводники снимают стресс пьянством и развратом, понимая, что следующий выход в Атлантику может оказаться для них последним. Отдельно стоит упомянуть отношение автора романа к адмиралу Карлу Деницу, который считает подчиненных «пушечным мясом» и швыряет субмарины в топку битвы за Атлантику, невзирая на потери.

Большинству ветеранов немецкого подплава такая позиция автора не пришлась по вкусу. Они считали 30 тысяч своих погибших товарищей героями, отдавшими жизнь за фатерлянд, а не обреченными жертвами. Но были и те, кто поддерживал Буххайма, утверждая, что тот точно передал атмосферу подводной войны. Председатель общества ветеранов-подводников Адальберт Шнее сказал, что в книге блестяще описан «поход подлодки со всеми его настроениями, волнениями и опасностями». При этом и критики, и апологеты романа сходились в одном – автор излишне акцентирует внимание на склонности немецких моряков к пьянству и распущенности.

Буххайм принял вызов, брошенный ему радикальной частью ветеранов. Он насмехался над ними в прессе, нещадно критикуя их взгляды. В ответ подводники припомнили Буххайму, что во времена рейха он был пропагандистом и строчил восхваляющие нацистов статьи. Конфликт Буххайма и ветеранов набирал обороты, когда в 1981 году на экраны вышла одноименная экранизация романа, снятая режиссером Вольфгангом Петерсеном на киностудии «Бавария-фильм». Из-за этого фильма Буххайм и его критики оказались в одной лодке, поскольку остались им в равной степени недовольны.

Как снимать фильм?

После громкого успеха книги встал вопрос о ее экранизации. Еще в 1973 году, когда Буххайм был в США, ему поступило предложение от Голливуда. Однако он его отверг, поскольку в то время немцев в американском кино изображали очень ходульно, исключительно как злобных нацистов. В 1977-м киностудия «Бавария-фильм» проявила интерес к «Лодке», купив права на ее экранизацию. Буххайм опасался, что в процессе киноадаптации книги возникнут искажения, поэтому сам написал сценарий. Но киностудия отклонила его с формулировкой: «это слишком сложно для боевика; а его длина более подходит для шестичасового кино». Сама же «Бавария-фильм» собиралась снять картину длительностью не более трех часов, что больше подходит для проката в кинотеатрах.

Кто на самом деле обеспечил успех одной из самых дерзких операций Кригсмарине во время Второй мировой войны

Для съемок был выбран сценарий Вольфганга Петерсена, ставшего и режиссером картины. Он был в восторге от романа, но, экранизируя его, не собирался строго придерживаться литературной основы, полагая, что ради драматического эффекта что-то можно удалить, а кое-что и добавить. Режиссер и киностудия хотели получить фильм, рассчитанный на аудиторию в возрасте от 17 до 30 лет. Кроме того, они рассчитывали добиться успеха на американском рынке. А для этого картина прежде всего должна быть динамичной.

Для Буххайма, считавшего приоритетом историческую достоверность, такой подход был неприемлем. Из-за снятого «по жанровым канонам» фильма у многих людей сложилось бы превратное представление о книге, да и о самой войне. Чтобы не допустить этого, Буххайм активно включился в работу над экранизацией, пригласив в качестве консультанта экс-командира U-96 Лемана-Вилленброка. Частично им удалось сдержать порывы режиссера, хотя консультанты все равно остались недовольны тем, что реализм приносился в жертву драматизму. По их мнению, актеры явно переигрывали, отчего поведение подводников выглядело неестественно.

Нарекания вызывали и некоторые эпизоды фильма. Например, сцена, во время которой внутри отсека вылетают болты, а экипаж довольно равнодушно к этому относится. На самом же деле ослабления даже одного болта в прочном корпусе подлодки достаточно, чтобы вызвать серьезное беспокойство, так как это означает, что давление воды разрушает субмарину. Зато атака эсминца на подлодку, по замыслу режиссера, вызвала у команды настоящую панику – реакцию, явно не подобающую военным морякам. Неправдоподобен и эпизод, когда офицеру в лицо швырнули грязную тряпку – такого просто не могло произойти.

Премьера фильма состоялась 18 сентября 1981 года. Зрители приняли его с восторгом. Как писала лондонская Times, просмотры в кинотеатрах завершались овациями. Но Буххайма это не радовало. Петерсен разрушил его концепцию антивоенного произведения, излишне героизировав подводников. Ветераны также остались недовольны картиной, сочтя экранизацию неправдоподобной и оскорбительной для себя.

Спасение Буххайма

Примирение сторон неожиданно наступило 24 февраля 1985 года – в день премьеры телевизионной версии «Лодки», также снятой Петерсеном. Она длилась шесть часов, куда лучше передавала атмосферу похода подлодки и больше соответствовала первоисточнику. Критики и зрители были единодушны – новая версия «Лодки» гораздо реалистичнее прежней. Буххайм также признал: «телевизионная версия лучше фильма».

Могли ли немцы победить во Второй мировой с помощью 300 подлодок?

Что же касается ветеранов, то и на этот раз не все из них остались довольны. Однако неожиданно в прессе начали появляться положительные оценки ТВ-версии, высказанные некоторыми авторитетными подводниками. Так, экс-командир U-711 Ганс-Гюнтер Ланге, сделавший после войны карьеру в ВМС ФРГ, нашел телевизионную экранизацию «Лодки» куда более впечатляющей, чем фильм. Схожим образом высказался и подводный ас кригсмарине Петер Кремер, сказавший, что телевизионная постановка показала подводную войну такой, какой она была на самом деле. По словам Кремера, хотя телевизионная версия менее динамична, но это даже хорошо, поскольку такой темп добавляет повествованию правдоподобности.

Хотя радикальная часть ветеранов продолжала свои нападки на роман и его экранизацию, голоса авторитетных подводников были услышаны публикой. Для Буххайма и Петерсена это означало победу, так как общественное мнение теперь было на их стороне. Фактически между писателем и режиссером наступило примирение, потому что острые углы их конфликта оказались сглажены.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».