Сможет ли F-16 переломить ход боевых действий на Украине?
Соединенные Штаты одобрили начало обучения украинских летчиков управлению истребителями F-16. По словам главы Пентагона, тренировки начнутся в ближайшие недели. Но, скорее всего, в действительности украинские пилоты и технические специалисты начали наземную подготовку уже достаточно давно, пусть и в ограниченном масштабе. Что это означает, насколько вероятна поставка Украине современных западных истребителей, как они могут быть использованы в текущем конфликте и насколько они способны повлиять на его ход? Попробуем ответить на эти вопросы.
Для начала несколько слов о самом F-16. Это однодвигательный многоцелевой истребитель четвертого поколения, разработанный корпорацией General Dynamics. Производство F-16 осуществляет корпорация Lockheed Martin. Первый полет F-16 состоялся почти полвека назад в феврале 1974 года.
F-16 – самый массовый истребитель на сегодняшний день. Всего было произведено свыше 4500 таких машин, из них, по данным World Air Forces, 2800 остаются в строю, включая учебно-боевые. Для сравнения: истребителей семейства Су-27/30/34/35 в мире насчитывается около 1200 единиц. Крупнейшие эксплуатанты F-16 – ВВС США, а также Турция, Израиль, Египет, Греция, Южная Корея и Тайвань.
Отказать нельзя отправить
Дискуссия о предоставлении Украине F-16 длится с начала года, а в действительности началась гораздо раньше. В январе на заседании стран Запада в Рамштайне, когда наиболее остро стоял вопрос поставок Украине западных танков, Зеленский отметил крайнюю заинтересованность Киева в истребителях F-16 и ракетах большой дальности. В апреле во время встречи с главой Пентагона Ллойдом Остином украинский премьер Денис Шмыгаль в очередной раз призвал Америку предоставить его стране F-15 или F-16.
Зачем американцы возрождают модель истребителя времен холодной войны
В мае советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан провел переговоры в Лондоне с представителями Великобритании, Франции, Германии, Польши и Нидерландов. Тогда же Зеленский встретился с премьер-министром Великобритании Риши Сунаком. Сразу после этого Лондон пообещал, что Великобритания и Нидерланды будут работать над созданием международной коалиции, которая обеспечит Украину истребителями. Вскоре советник главы офиса Зеленского Михаил Подоляк заявил, что вопрос с поставками F-16 практически решен.
Позиция США по вопросу F-16 до недавнего времени оставалась довольно противоречивой. Администрация Байдена последовательно противилась идее поставки Украине самолетов из собственного парка или же истребителей нового производства. В феврале Байден сказал, что поставка F-16 сейчас не рассматривается. Представители Пентагона отмечали, что Украине нужнее системы ПВО, артиллерийские системы и бронетехника, а истребители западного производства находятся лишь на восьмом месте в списке приоритетов. Также указывалось, что поставка F-16 из наличия может занять до полутора лет, а поставка новых – от трех до шести. В то же время ряд конгрессменов от Республиканской и Демократической партий настаивали, что Украина должна получить F-16, поскольку это поможет ей переломить ситуацию на поле боя. Активно продвигали поставку Украине истребителей госсекретарь Энтони Блинкен и советник президента по нацбезопасности Салливан.
Почему американцы были против
Есть целый ряд причин, по которым американцы до недавнего времени очень прохладно относились к идее снабдить Украину истребителями. Во-первых, США явно опасаются, что Россия получит реальный опыт противодействия F-16. Кроме того, при благоприятном стечении обстоятельств Россия может захватить поврежденный или сбитый F-16, что приведет к утечке западных военных технологий.
Во-вторых, российская авиация и ПВО представляют существенную угрозу для F-16, что вызывает в Вашингтоне озабоченность как с точки зрения политического и информационного эффекта на ход конфликта, так и негативного влияния на военно-техническое сотрудничество. Впрочем, преувеличивать опасения США за имидж своих истребителей не стоит. Более того, необходимо учитывать, что переданные Украине самолеты западные страны должны будут чем-то заменить, а это повышает шансы Lockheed Martin увеличить продажи F-35.
В-третьих, высокая цена самих истребителей также влияет на ситуацию. Обучение летного состава и технических специалистов потребует существенных инвестиций со стороны стран Запада. Эти средства, а также человеческие ресурсы будут частично отвлечены от других значимых направлений помощи Украине. В-четвертых, вызывает сомнения способность Украины в ее нынешнем состоянии обеспечить инфраструктуру для эффективной и безопасной эксплуатации и обслуживания западных истребителей. В-пятых, как отмечалось выше, поставка F-16, обучение украинских военных и подготовка инфраструктуры могут занять слишком много времени.
Наконец, сохраняются опасения, что передача Украине современных западных истребителей станет слишком большим шагом в сторону обострения конфликта с Москвой. Впрочем, некоторые западные наблюдатели делают весьма рискованные заявления о том, что Россия практически исчерпала свои возможности для эскалации, ссылаясь на то, что ее «красные линии» постоянно сдвигаются.
Несмотря на сдержанную позицию Белого дома и Пентагона, было понятно, что передача Украине F-16 – это скорее вопрос времени. Тем более что власти США неоднократно подавали сигналы о своей готовности одобрить поставку Киеву F-16, эксплуатирующихся третьими странами. В числе наиболее вероятных поставщиков – Нидерланды. У Великобритании, активно продвигающей идею передачи F-16, таких самолетов нет. Бельгия заявила, что готова обучать украинских летчиков, но не готова передавать истребители. Польша передала Украине старые МиГ-29, но отдавать свои F-16 также не намерена.
Вероятно, вопрос поставок F-16 окажется в числе обсуждаемых тем на июльском саммите НАТО в Вильнюсе. А первые истребители из наличия ВВС европейских стран Украина может получить до конца года.
Поставка же новых F-16 в обозримой перспективе крайне маловероятна. Так, Тайвань до сих пор не получил 66 новых F-16, поставка которых была одобрена еще в 2019-м. Также в очереди заказчиков, ожидающих новых F-16, находятся Бахрейн, Болгария, Иордания, Филиппины и Словакия. Кроме того, поставка новых F-16 остается предметом торга между Вашингтоном и Анкарой.
Помимо самой готовности Запада отправить на Украину F-16, есть еще масса других, связанных с этой темой вопросов: количество передаваемых истребителей, их модификация и техническое состояние, число оставшихся у Украины профессиональных летчиков и то, насколько Киев согласен рисковать ими в бою. Стоит признать, что по критерию «стоимость–эффективность» и соотношению политической значимости и военной целесообразности F-16 – действительно далеко не самое эффективное направление расходования Киевом западной помощи. Вряд ли Украина получит в первой партии более 20 истребителей, хотя украинское Минобороны и заявило, что нуждается в четырех эскадрильях, то есть около полусотни самолетов. Но даже вдвое меньшее их количество станет серьезной нагрузкой для украинской инфраструктуры.
Что это меняет?
Ни один отдельный вид вооружения или военной техники не может переломить ход конфликта. Это правило распространяется и на F-16, причем даже на самые современные версии этого самолета. Российские истребители и системы ПВО способны успешно бороться с ними. Стоит вспомнить, что в 2018 году устаревший сирийский ЗРК С-200 сбил израильский F-16.
Какими будут последствия ведущейся Западом против России анти-СВО
Вместе с тем к потенциальным угрозам, возникающим с появлением у Украины F-16, необходимо относиться предельно серьезно и использовать оставшееся до их появления время с максимальной отдачей. F-16 следует рассматривать лишь как один из элементов системы, в которую будут также входить авиационные средства поражения, средства разведки, связи, целеуказания и боевого управления.
Следует ожидать получения Украиной современных ракет «воздух–воздух», новых ракет против наземных целей большой дальности, а также еще более активного вовлечения НАТО в части предоставления разведданных, целеуказания и планирования применения. США уже поставляли Украине современные авиационные средства поражения, включая управляемые авиабомбы JDAM и противорадиолокационные ракеты HARM. Оснащенные ими F-16 могут доставить массу неприятностей и повысят нагрузку на российскую истребительную авиацию и системы ПВО.
Первое время F-16 будут, вероятно, использоваться в зоне действия украинской ПВО для прикрытия Западной и Центральной Украины от российских воздушных ударов – поближе к самолетам разведывательной авиации НАТО и подальше от российских ЗРК. Но наиболее опасными для обеих сторон станут попытки с помощью F-16 подавить российскую ПВО и нанесить высокоточные удары за линией фронта.
Залогом успеха в противодействии новой угрозе будет не столько количество истребителей и ЗРК с нашей стороны, сколько скорость передачи информации и принятия решений, гибкость, способность адаптироваться и действовать нешаблонно. Если F-16 появятся в небе над Украиной, Россией или Белоруссией, то срок их жизни должен быть предельно краток.
Автор – заведующий сектором международных военно-политических и военно-экономических проблем Центра комплексных европейских и международных исследований, НИУ ВШЭ
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".