23 октября 2025
USD 81.65 +0.31 EUR 94.75 +0.09
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Сражение при Сен-Иле: последнее поражение британского флота во Второй мировой

Сражение при Сен-Иле: последнее поражение британского флота во Второй мировой

Крейсер «Харибдис» и миноносец «Лимбурн» в 1943 году.

Крейсер «Харибдис» и эскортный эсминец «Лимбурн», 1943 год.

©PictureAlliance/Vostock Photo

Последнее поражение британского флота в период Второй мировой войны произошло 23 октября 1943-го. В тот день немцы сумели безнаказанно потопить британские крейсер и эсминец, показав, что все еще представляют серьезную угрозу на море.

Содержание:

Операция «Туннель»

К октябрю 1943-го для ВМС союзников в Атлантике и ближайших морях сложилась благоприятная обстановка. Немецкие «волчьи стаи» терпели поражение в сражениях с конвоями, гроза Арктики линкор «Тирпиц» был выведен из строя, а Италия капитулировала, сдав свой флот. Поэтому ВМС Великобритании решили пойти в наступление там, где раньше ограничивались обороной. К примеру, в районе Ла-Манша.

Еще в июле 1943-го новый командующий прибрежными силами метрополии адмирал Джон Тови заявил, что пора переходить к новой тактике – нападениям на вражеские конвои у побережья Франции. Причем подразумевалось, что уничтожаться будут не только немецкие суда, но и охранявшие их военные корабли. В результате Ла-Манш должен был стать зоной, где перемалывались бы любые силы кригсмарине. Для этой цели британцы разработали операцию «Туннель» – серию набегов ударно-поисковых групп на немецкие коммуникации у побережья северной и западной Франции.

Операция "Колесница": как британцы лишили "Тирпиц" дома во Франции

Но сказать всегда проще, чем сделать. Для формирования ударно-поисковых групп британцам не хватало подходящих кораблей, таких, как крупные, быстрые и хорошо вооруженные флотские эсминцы. Поэтому ядро этих групп состояло из эскортных миноносцев типа «Хант», предназначенных для сопровождения конвоев и не имевших торпедных аппаратов. Чуть позже группы были укомплектованы модифицированными «Хантами» с торпедами, но эти корабли все равно уступали своим флотским собратьям в скорости и калибре пушек.

Недооценка неприятеля

Первые набеги в рамках операции «Туннель» были совершены в сентябре 1943-го. Но успехом они не увенчались. К примеру, во время рейда в ночь на 4 октября группа из пяти британских эсминцев атаковала четыре немецких миноносца типа «Эльбинг», совершавших переход из Сен-Мало в Брест. И этот бой показал британцам, насколько они недооценили врага.

Противники встретились в районе архипелага Сет-Иль у северного побережья Бретани. Заметив превосходившие их числом британские корабли, немецкие миноносцы отступили, разделившись на две группы. Британцы бросились за ними в погоню: одну из вражеских групп преследовали три «Ханта», другую «Ольстер» и «Гренвилл» – большие флотские эсминцы класса U. Казалось, у немецких миноносцев нет шансов уйти без потерь, поскольку противник превосходил их численностью и вооружением. Однако к удивлению британских «котов» немецкие «мыши» оказались им не по зубам.

Преследование длилось около часа. За это время британцы смогли лишь один раз поразить снарядом немецкий миноносец Т-27, который сильно от этого не пострадал. Немцы стреляли точнее. В начале боя им удалось повредить эсминец «Гренвилл», после чего они попали в «Ольстер», вызвав затопление его носовых отсеков. Эсминцы типа «Хант» немцы поразить не смогли, но те пострадали от осколков рвавшихся близко снарядов. В том бою двое британцев были убиты и больше 20 человек ранены. Немецкие потери – четыре раненых моряка. Таким образом, «Эльбинги» одержали победу «по очкам».

Узнав о результате схватки, командование прибрежными силами поняло, что недооценило противника. По данным разведки, между Шербуром и Жирондой у немцев было почти полтора десятка эсминцев и миноносцев разных классов. Поэтому немцы могли не только эффективно защищать свои прибрежные конвои в Ла-Манше, но и нападать на британские. В то же время количество британских эсминцев, выделенных для операции «Туннель», начало сокращаться: кому-то был нужен ремонт, а кто-то был отозван для участия в других операциях.

Разгром "Дуйсбурга": как британский флот одержал одну из самых блестящих побед

Докладывая в октябре 1943-го Адмиралтейству обстановку в Ла-Манше, местное британское командование, вероятно, сгущало краски. Но это делалось, чтобы получить в свое распоряжение средства для резкого усиления ударно-поисковых групп. Этот подход быстро принес плоды: для дальнейших операций в рамках «Туннеля» обеспокоенное Адмиралтейство выделило крейсер «Харибдис».

Этот корабль относился к классу крейсеров ПВО «Дидо», имевших пять спаренных 133-мм орудий – универсальных, для ведения огня не только по воздушным, но и по надводным и береговым целям. Правда, в отличие от своих собратьев, в момент строительства «Харибдису» не хватило таких пушек, поэтому он был вооружен четырьмя 113-мм спарками.

Теоретически, как лидер ударной группы эсминцев, этот крейсер хорошо подходил для рейдов против немецких конвоев и сражений с их эскортом. В артиллерийском бою с такой группой немецкие «Эльбинги», несшие в качестве главного калибра четыре 105-мм орудия, имели мало шансов.

Однако, кроме плюсов, у новой британской ударной группы были и минусы. Она состояла из кораблей нескольких различных типов и с очень разными характеристиками. Кроме того, с ней не успели провести тактические учения. Таким образом, группу «Харибдиса» нельзя было назвать хорошо организованной и обученной ударной силой.

Немецкий миноносец типа "Эльбинг"

Немецкий миноносец типа "Эльбинг"

US Navy

Конвой «Мюнстерланд»

Из-за угрозы воздушных налетов в 1943 году немцы начали переброску в Германию ценных торговых судов из западных портов Франции. Одним из них был транспорт-блокадопрорыватель «Мюнстерланд», вышедший из Бреста вечером 22 октября в охранении сторожевиков. Следовавший вдоль берега конвой с моря прикрывали пять «Эльбингов» из 4-й миноносной флотилии.

Получив сведения о конвое, «Харибдис» с шестью эсминцами вышел в море, рассчитывая перехватить врага ночью 23 октября у Сет-Иля. Немцы прекрасно понимали, что на них могут напасть. Проанализировав тактику британцев, они решили, что те будут двигаться навстречу им с запада. Предположение оказалось верным: после полуночи миноносец Т-25 гидролокатором засек шумы неизвестных кораблей. Спустя 10 мин. немецкая береговая радарная станция предупредила миноносцы о контакте в 20 милях от них, который мог быть вражеским кораблем. Вскоре пришел новый сигнал, указывавший курс и скорость противника.

Приказ "Держаться!": как британский флот исполнял свой долг, не считаясь с потерями

Британцы перехватили немецкие радиосообщения, но их радары не засекли миноносцы. Поэтому «Эльбинги», сближаясь с уже хорошо заметным на светлой части горизонта «Харибдисом», сами оставались скрытыми ночной тьмой. Немцы сильно рисковали, так как в случае артиллерийского боя их проигрыш был бы неизбежен. Но они надеялись нанести удар торпедами.

«Харибдис» радаром обнаружил врага лишь около 1:35, он увеличил скорость, сближаясь с немецкими миноносцами, но не предупредил об этом эсминцы. Те поняли, что противник рядом, лишь когда крейсер открыл огонь осветительными снарядами. Но в этот момент немецкие корабли уже достаточно близко подошли к британскому отряду и провели слаженную атаку, выпустив 24 торпеды.

«Харибдис» был дважды поражен в левый борт, а эсминцу «Лимбурн» взрывом торпеды оторвало нос. Уцелевшие британские эсминцы открыли беспорядочный огонь, все еще не видя противника. Они ошибочно полагали, что сражаются с торпедными катерами. Немцы же хотели провести повторную атаку, но потеряли визуальный контакт из-за начавшегося дождя и отказались от преследования, получив с РЛС сигнал об отступлении британских кораблей.

Трагедия в Ла-Манше

Непогода, темнота и присутствие поблизости противника затруднили британским эсминцам поиск и спасение моряков с крейсера. Историк Адмиралтейства Стефен Роскилл впоследствии писал, что быстрый успех немцев вызвал «некоторую суматоху среди уцелевших британских кораблей, которые не предприняли никаких ответных действий». Но, к счастью для британцев, немцы не стали им мешать. Иначе, как пишет Роскилл, «они вполне могли бы причинить нам дальнейшие потери» и сражение у Сет-Иля превратилось бы в побоище.

С поврежденного «Лимбурна» удалось снять команду, но он затонул при буксировке в порт. Судьба моряков с «Харибдиса» сложилась печально. По свидетельству выживших, после торпедирования на крейсере пропало освещение и он быстро начал крениться на левый бок, что очень осложнило эвакуацию людей из корабельных отсеков. Те же, кто смог их покинуть, оказавшись в холодной воде, быстро погибали. Немногим удалось добраться до спасательных плотов, сброшенных за борт еще до ухода крейсера под воду. Подошедшие им на помощь из Плимута корабли начали поиск только утром. Им удалось спасти лишь 107 человек.

Для британцев итогом ночного сражения в Ла-Манше стала гибель двух кораблей и более 500 моряков. Немцы не понесли потерь. Оценивая результат сражения, британское командование было вынуждено признать, что противник застал его корабли врасплох и сумел в полной мере воспользоваться этой ситуацией.

Поражение объяснялось главным образом тем, что британские экипажи не были обучены новой тактике ночного боя с использованием радаров. Несомненно, кораблям ударной группы не хватало взаимопонимания, которое можно было бы наработать во время совместных тренировок. Кроме того, набеги на немецкие коммуникации в рамках операции «Туннель» проводились без участия британских ВВС. Но горький урок был усвоен. В дальнейшем британцы приняли все меры для создания новых групп из эсминцев и крейсеров, уделяя внимание их подготовке и разработке более гибкой тактики действий.

Могилы моряков с "Харибдиса" на острове Гернси

Могилы моряков с "Харибдиса" на острове Гернси

Amanda Slater

Похороны как акция протеста

История боя у Сет-Иля получила любопытное продолжение. Когда море выбросило тела погибших моряков «Харибдиса» на захваченные немцами Нормандские острова, оккупационные власти решили похоронить британцев с воинскими почестями на острове Гернси. К мероприятию в пропагандистских целях было привлечено местное население, которому разрешили присутствовать на похоронах.

Однако инициатива немцев обернулась против них. Во время церемонии тысячи островитян возложили на могилы огромное количество цветов, выразив таким образом свои симпатии союзникам и превратив похороны в акцию протеста против оккупантов. А после войны возложение цветов стало ежегодной традицией на Гернси в день памяти погибших в бою 23 октября 1943-го.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".