25 июля 2024
USD 86.55 -0.75 EUR 94.38 -1.08
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. "Старый фургон": как служил и погиб первый авианосец ВМС США
Military авианосцы ВМС США корабли США

"Старый фургон": как служил и погиб первый авианосец ВМС США

История американской палубной авиации началась со «старого крытого фургона». Именно такое прозвище за особенности своей конструкции получил первый авианосец ВМС США «Лэнгли». Он прослужил в американском флоте 20 лет и погиб в бою 27 февраля 1942-го у острова Ява.

Авианосец «Лэнгли», 1928 г.

Авианосец "Лэнгли" в порту Сан-Диего, Калифорния, 1928 год

©u.s. navy photo/Wikimedia (включен минюстом РФ в реестр иноагентов)

Крылья над морем

Считается, что концепция авианосца возникла в 1909 году, когда французский инженер Клеман Адер описал в своей книге корабль с плоской взлетной палубой, ангарным отсеком и палубными подъемниками. А то, что корабль может служить аэродромом, доказал американец Юджин Эли, в 1910-м поднявший самолет с площадки для взлета на крейсере «Бирмингем». В следующем году тот же Эли совершил и первую в истории посадку, приземлившись на крейсер «Пенсильвания».

Самолёт, пилотируемый Юджином Эли, взлетел с палубы крейсера "Бирмингем"

Юджин Эли взлетел с крейсера «Бирмингем», 14 ноября 1910 года

Wikimedia Commons

Несмотря на эти достижения, в Америке идея строительства авианосцев поначалу восторгов не вызвала. Но другие морские державы сочли ее перспективной.

В 1912 году британский пилот Чарльз Сэмсон стал первым, кто взлетел с движущегося корабля. Во время Первой мировой войны Великобритания использовала линейный крейсер «Фьюриос» в качестве авианосца для колесных самолетов.

Еще в стадии строительства этот корабль получил взлетную палубу в носовой части. 2 августа 1917 года пилот Эдвард Даннинг первым в истории смог посадить самолет на находившийся в движении корабль, которым был все тот же «Фьюриос».

Однако через пять дней Даннинг погиб во время третьей попытки совершить посадку на «Фьюриос». Восходящий поток воздуха сбил самолет за борт, и он утонул вместе с пилотом. После этого эксперименты с посадками на палубу были прекращены.

Катастрофа в Шотландии: как уничтожить авианосец сигаретой

Таким образом, «Фьюриос» мог поднимать самолеты, но не мог их принимать. В результате он снова был модифицирован с добавлением взлетной палубы вместо кормовой башни, но турбулентность по-прежнему оставалась серьезной проблемой. Наконец в 1921 году британцы начали переоборудование «Фьюриос» в полнопалубный авианосец.

Первым же кораблем со взлетной палубой в «полный рост» стал британский авианосец «Аргус», переделанный из океанского лайнера и введенный в строй в 1918-м. Британцы использовали его как испытательную платформу для разработки корабельных систем, самолетов, тактики и доктрины палубной авиации. В том же году Великобритания начала постройку «Гермеса» – первого в мире корабля, спроектированного и заложенного как авианосец.

Но строительство «Гермеса» затянулось, и в строй он вошел лишь в 1924 году, что позволило японцам обогнать британцев. В 1920-м они заложили свой собственный авианосец «Хосё». Во многом его конструкция напоминала «Гермес», но главным отличием служила небольшая надстройка на взлетной палубе, которая станет характерной для последующих японских авианосцев. «Хосё» вошел в строй в 1922 году, став первым авианесущим кораблем специальной постройки. Таким образом, в начале 1920-х Япония и Великобритания уже имели авианосцы. А что же США?

Из угольщика в авианосцы

В 1916 году американские адмиралы поняли: вскоре военно-морской флот, контролирующий воздух, будет иметь решающее преимущество. Но в 1917-м США вступили в Первую мировую, нарушившую планы по созданию авианосца. Когда же война закончилась, конгресс дал денег не на закладку авианесущих кораблей, а лишь на переоборудование в авианосцы торговых судов.

Первым пройти эту операцию выпало флотскому угольщику «Юпитер». Это 160-метровое судно водоизмещением почти 20 тыс. т было построено в 1913 году. Его особенность заключалось в том, что «Юпитер» был первым кораблем ВМС США с турбоэлектрической силовой установкой. Она позволяла развивать скорость до 15 узлов и проходить до 3500 миль на 12 узлах, чего в то время хватало для сопровождения эскадры боевых кораблей.

Угольный корабль ВМС США "Юпитер" впоследствии перестроенный в авианосец

Угольный корабль ВМС США «Юпитер», Калифорния, 18 декабря 1913 года

U.S. Navy photo/Wikimedia Commons

Изначально «Юпитер» входил в состав вспомогательного подразделения Атлантического флота. После Первой мировой уголь в качестве топлива стали использовать меньше и угольщик оказался не нужен. Но о нем вспомнили, когда зашла речь о создании авианосца, решив, что лучшего кандидата на эту роль не найти. Во-первых, его силовая установка занимала меньше места и была легче, чем двигатели однотипных судов. Во-вторых, он имел шесть больших бункеров, пригодных для размещения топлива и самолетов.

«Юпитер» переименовали в «Лэнгли» – в честь Сэмюэля Пирпонта Лэнгли, американского физика, астронома и пионера авиации. 24 марта 1920-го на военно-морской верфи в Норфолке началась перестройка угольщика в авианосец.

Битва авианосцев: как американцы разгромили японцев при Мидуэе

Бункер №1 приспособили для хранения авиационного бензина. Остальные были переоборудованы для размещения в них мастерских, запчастей, боезапаса и самолетов. Мачты, стрелы и часть надстроек верхней палубы были срезаны, а по всей длине корпуса на высоких стойках установили полетную палубу. Но на ней не было никаких надстроек. Рубка и ходовой мостик остались на том же месте в носовой части корабля, накрытые полетной палубой. Пространство между ней и верхней палубой было открытым. За такую конструкцию «Лэнгли» прозвали «старым крытым фургоном».

Так как американцы создавали авианосец впервые, они допустили много ошибок, касавшихся его авиационной части. Во-первых, «Лэнгли» не имел ангара. Его самолеты хранились или в трюме, или на верхней палубе. Самолетоподъемником служила часть полетной палубы посередине корабля. Она могла опускаться вниз, но не до конца, зависая над верхней палубой на 2,5 м. Чтобы снять с подъемника или поместить на него самолет, приходилось пользоваться двумя кранами.

Такая конструкция была очень неудобной при подготовке самолетов к вылету. В результате американцы предпочитали не мучаться и оставлять большую часть авиапарка «Лэнгли» на полетной палубе. Если начинались полеты, севшую машину откатывали на нос, освобождая место для других. А когда садились все, то после обслуживания их просто перекатывали в кормовую часть для нового взлета. Таким образом, «Лэнгли» мог перевозить 34–36 самолетов на полетной палубе с шестью размещенными внизу.

Первый блин комом

«Лэнгли» был введен в строй как авианосец 20 марта 1922 года. Любопытно, что его история могла тогда же и оборваться. Месяцем ранее вступил в силу Вашингтонский военно-морской договор, обязавший подписавшие его страны приостановить строительство всех крупных кораблей. Но одна из статей договора позволяла сохранить авианосцы, существующие или строящиеся, – она-то и спасла «Лэнгли» от демонтажа. Впрочем, пока первый американский авианосец строился, он успел устареть, поскольку его скорости уже не хватало, чтобы угнаться за новыми кораблями. Поэтому использовать его стали как учебный и экспериментальный.

Рейд Дулиттла: как американцы расквитались с Японией за Перл-Харбор

Первый взлет с «Лэнгли» состоялся 17 октября 1922 года. В следующем году «Лэнгли» проводил летные испытания в Карибском море, после чего прибыл в Вашингтон для демонстрации полетов различным высокопоставленным лицам. После дополнительных тренировок в 1924 году авианосец отправился на Тихий океан. В апреле 1928-го его самолеты добились полной неожиданности во время учебной воздушной атаки на Перл-Харбор, предсказав катастрофу 1941 года.

Используя опыт «Лэнгли», США начали постройку более крупных авианосцев «Лексингтон» и «Саратога», взяв за основу линейные крейсеры, строительство которых было приостановлено Вашингтонским договором. Первым же американским авианосцем, спроектированным с киля, стал «Рейнджер», вступивший в строй в 1934-м.

В том же году конгресс принял закон, предписывавший включить экспериментальный «Лэнгли» в общий авианосный тоннаж. Но с началом строительства трех авианосцев класса «Йорктаун», чтобы сохранить этот тоннаж в соответствии с лимитом, разрешенным морскими договорами, «Лэнгли» пришлось из него исключить. Первый авианосец решили переоборудовать в транспорт гидросамолетов.

Самолёты в ангаре авианосца «Лэнгли», 1920-е гг.

Самолеты в трюме авианосца «Лэнгли», 1920-е годы

U.S. Navy photo/Wikimedia Commons

Перестройка была закончена в 1937-м. В последующие два года «Лэнгли» обслуживал гидросамолеты в Сиэтле, Перл-Харборе и Сан-Диего. Когда началась Вторая мировая война, его перевели на Филиппины, в Манилу, где корабль использовался, как транспорт для летающих лодок «Каталина».

Конец «Крытого фургона»

После японского вторжения на Филиппины «Лэнгли» получил приказ идти в Голландскую Ост-Индию, чтобы оказаться вне досягаемости наземных баз японской авиации. 1 января 1942-го «Лэнгли» переместился в австралийский порт Дарвин. Спустя 10 дней авиатранспорт ушел во Фримантл, чтобы принять на борт 32 истребителя ВВС США. Благодаря этому «Лэнгли» не попал под разрушительный удар японской авиации по Дарвину 19 февраля.

Выстрел наугад: как погиб авианосец "Арк Ройял"

Выйдя из Фримантла 22 февраля, корабль в составе конвоя отправился к Индии. Но курс был изменен после приказа о доставке истребителей в один из портов на южном побережье Явы. Это была отчаянная попытка союзного командования усилить истребительное прикрытие острова, которое к тому времени было практически уничтожено, что позволило японским бомбардировщикам безнаказанно действовать над Явой и всей Голландской Ост-Индией.

В результате серии трагических ошибок командования, а также разных задержек 27 февраля «Лэнгли» совершал свой самоубийственный рейс к Яве средь бела дня. Во время перехода его атаковали 16 японских самолетов. Командир «Лэнгли» Роберт Макконнелл отлично маневрировал, и две японские атаки корабль пережил. Но третья стала одной из самых точных в истории атак горизонтальных бомбардировщиков против движущегося корабля. Японцы мастерски всадили в авиатранспорт несколько бомб.

«Лэнгли» был сильно поврежден и горел. Пламя уничтожало стоящие на палубе самолеты один за другим. Экипаж прилагал героические усилия, пытаясь спасти корабль. Макконнелл понял, что в таком состоянии ему не войти в гавань порта и решил идти прямо к Яве и, если потребуется, выброситься на берег. Его приказ о приготовлении шлюпок на случай, если придется оставить корабль, матросы поняли неверно, и некоторые из них стали прыгать за борт.

Вскоре транспорт потерял ход из-за затопления машинного отделения. Поняв, что «Лэнгли» обречен, командир приказал команде покинуть корабль. Эсминцы сопровождения подобрали летчиков и моряков, после чего добили «Лэнгли». Так встретил свой конец один из самых значимых кораблей, когда-либо служивших в ВМС США.

Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль