Наверх
18 декабря 2025
USD 80.38 +0.95 EUR 94.15 +0.34
  1. Главная страница
  2. Статьи
  3. Тайфун "Кобра": стихийное бедствие, породившее шедевры литературы и кино

Тайфун "Кобра": стихийное бедствие, породившее шедевры литературы и кино

Американский лёгкий авианосец USS Langley

Лёгкий авианосец USS Langley (CVL-27) во время тайфуна «Кобра», 18 декабря 1944 года

©U.S. Navy National Museum of Naval Aviation

Стихия может не только разрушать, но и созидать. Примером здесь может послужить тайфун «Кобра». 18 декабря 1944-го он обернулся катастрофой для ВМС США, но впоследствии прославился как герой романа, пьесы и кинокартины.

Содержание:

Ошибка Магеллана

Тихий – самый большой из океанов. Свое название он получил благодаря Магеллану, который во время плавания по этому океану не встретил ни одного шторма. Но по иронии судьбы впоследствии Тихий океан прославился как родина ураганов и тайфунов. Не стал исключением и период Второй мировой войны, когда ее участникам в Тихом океане приходилось бороться не только друг с другом, но и со стихией.

Так, под удар тайфуна «Кобра», бушевавшего в середине декабря 1944-го в зоне восточнее Филиппин, попал Третий флот ВМС США адмирала Уильяма Хэлси – 11 авианосцев, восемь линкоров, 15 крейсеров и около 50 эсминцев. Так же с ними находилась группа заправки – танкеры с кораблями сопровождения.

Американский эсминец USS Doyle (DD-494) типа «Гливс»

Эсминец USS Doyle (DD-494). 8 января 1943 года

U.S. Navy Bureau of Ships

«Кобра» был мощным, но не слишком большим. Поэтому американские синоптики не распознали в ухудшении погоды 17 декабря признаков надвигающегося тайфуна. Усиливающийся ветер и волнение моря сделали заправку с танкеров опасной, поскольку шланги могли порваться, а корабли – столкнуться друг с другом. В итоге Хэлси приказал прервать заправку, а кораблям, которые не успели загрузиться топливом, – принять морскую воду в качестве балласта для устойчивости.

Но некоторые корабли не выполнили приказ, надеясь, что смогут заправиться, как только море успокоится. Среди них были несколько эсминцев, чей запас горючего был уже на исходе. Решение, принятое их командирами, обернулось трагедией, когда утром 18 декабря «Кобра» обрушился на Третий флот.

Жертвы стихии

Легче всего удар стихии переносили эскортные авианосцы, чьи корпуса были сделаны по образцу торговых судов. Гораздо хуже пришлось легким авианосцам типа «Индепендес», спроектированным на базе легких крейсеров. Работа над их созданием велась в спешке, и «индепендесы» получились неудачными: во время качки они очень сильно кренились. Из-за этого находившиеся на палубах самолеты разбивались или падали за борт. В итоге борьба с «Коброй» обернулась для авиагруппы Третьего флота потерей 146 машин.

Но больше всего пострадали эсминцы. Один из их командиров вспоминал: ветер был такой силы, что, казалось, может повредить или даже оторвать капитанский мостик. От гибели эсминцы спасло лишь то, что они успели принять балласт. Но сделали это не все из них...

К 11 утра 18 декабря начал терпеть бедствие эсминец «Халл», охранявший танкеры. Когда ветер достиг скорости более 50 метров в секунду, крен «Хала» во время качки достигал 70 градусов. Выдержав несколько таких наклонов, эсминец лег бортом на воду, и она хлынула в его трубы и рубку. В итоге корабль перевернулся и через несколько минут затонул.

Эсминец USS Hull (DD-350)

Эсминец USS Hull (DD-350). Май 1944 года

US Navy

Эсминец «Спинс» класса «Флетчер» был новым кораблем и гораздо более устойчивым, чем старый «Халл». Но его судьба сложилась столь же печально, поскольку командир «Спинса» начал принимать балласт слишком поздно – когда корабль уже сильно кренился на левый борт. Сначала вода, попавшая через вентиляцию, закоротила корабельный распределительный щит, а затем руль эсминца заклинило в крайне правом положении. В 11:10 «Спинс» сильно накренился, перевернулся и затонул.

Чуть позже тайфун расправился с эсминцем «Монагхан». Этот ветеран Перл-Харбора, Мидуэя и других сражений за время войны побывал в разных переделках. Но в тот день удача ему изменила. Борясь со стихией, к 11:30 он лишился электроэнергии, потерял управление и, став игрушкой ветра и волн, перевернулся и пошел на дно.

Инцидент в Порт-Чикаго: как расизм в ВМС США привел к катастрофе

Кроме трех погибших эсминцев и упомянутых самолетов многие корабли ВМС США получили повреждения из-за «Кобры». Особенно досталось авианосцу «Монтерей» – на его борту возник сильный пожар. И хотя корабль во время тайфуна не погиб, чтобы вернуть «Монтерей» в строй, потребовался почти полугодичный ремонт.

Велики оказались и людские потери – 790 человек, из которых 775 были членами команд «Халла», «Спинса» и «Монагхана». Узнав об этом, командующий ВМС США на Тихом океане адмирал Нимиц счел эти потери самыми большими для своего флота со времен Первого сражения у острова Саво, где в 1942-м американцы потерпели сокрушительное поражение.

По факту катастрофы было проведено расследование, после чего это дело разбиралось в трибунале, возложившем ответственность за потери и ущерб от шторма на адмирала Хэлси. Впрочем, его признали виновным не в халатности, а лишь в ошибочных суждениях об обстановке, «совершенными в условиях стресса военных операций и вытекающими из похвального желания соответствовать военным требованиям».

Проще говоря, Хэлси не следовало проводить заправку кораблей 18 декабря, но ошибочное решение он принял, поскольку не знал о надвигавшемся тайфуне. Одновременно трибунал счел командиров погибших эсминцев частично виновными в том, что они слишком поздно сосредоточились на спасении своих кораблей.

Тайфун, литература и театр

Тайфун «Кобра» вписал свое имя не только в историю морских катастроф, но и в литературу, а также кинематограф. Дело в том, что этот тайфун занимает видное место в романе Германа Вука «Мятеж на «Кейне»», в одноименной пьесе и фильме 1954 года.

Рекорды подводной войны: как эсминец США уничтожил японскую "волчью стаю"

События романа разворачиваются во время Второй мировой на борту быстроходного тральщика ВМС США «Кейн». Главный герой – молодой офицер Уиллис Кейт, получивший назначение на «Кейн». Этот старый, ржавый корабль и его экипаж производят на Кейта удручающее впечатление. Он считает, что прежний командир Уильям де Врисс не сумел приучить моряков к дисциплине и порядку. Поэтому молодой человек приветствует приход нового командира Филиппа Куига – строгого поборника устава.

Однако отношения между офицерами «Кейна» и Куигом быстро портятся, поскольку тот имеет обыкновение перекладывать вину за свои ошибки на других, а также из-за ряда его деспотичных решений (например, ограничений расхода питьевой воды на экваторе). Способствовали отчуждению и методы расследования Куигом пропажи клубники из холодильника, унижавшие матросов и офицеров.

В конце концов офицеры «Кейна» приходят к двум умозаключениям. Во-первых, Врисс был более компетентным и справедливым командиром, а во-вторых, Куиг, возможно, психически нездоров. На последнем настаивал офицер связи «Кейна» Том Кифер, и его доводы даже заставили старпома Стива Марика начать вести дневник наблюдений за неадекватностью Куига.

Герой Перл-Харбора: кто стал первым чернокожим кавалером Военно-морского креста США

Апогей конфликта командира и офицеров наступает, когда «Кейн» оказывается в центре тайфуна «Кобра». По мнению Марика, в этот момент Куиг окончательно теряет голову, и его решения, такие как нежелание принять балласт и следовать курсом за эскадрой, могут погубить корабль. Чтобы спасти его, старпом при поддержке Кейта отстраняет Куига от командования, опираясь на один из пунктов устава, допускающего такие действия в условиях особых и непредвиденных обстоятельств.

Роман Вука отчасти автобиографический, так как во время войны он служил на двух тральщиках. И хотя писатель не попал под удар «Кобры», он хорошо знал о бедах, которые тот причинил флоту, и решил сделать тайфун важным эпизодом своей книги. В остальном же, как признался Вук, все действующие лица и события на «Кейне» – плод его воображения.

В целом же «Мятеж на «Кейне» – тонкая военно-морская и судебная драма, где исследуются проблемы этики и лидерства на корабле. Автор мастерски манипулирует мнением читателя, вначале заставляя того ненавидеть Куига, а затем разбивает вдребезги сложившееся мнение неожиданным финалом.

Роман Вука был очень хорошо принят в США. В 1952-м он получил Пулитцеровскую премию. «Мятеж на «Кейне» переведен на 26 языков, включая русский. На волне успеха Вук переработал «судебную» часть романа в двухактовую пьесу. Она ставилась не только в США, но и других странах, например в Китае, где премьера пьесы прошла в Пекинском театре в 1988 году.

«Мятежники» на экране

Грандиозный успех ждал и экранизацию романа. Вышедший в 1954 году фильм, где Хамфри Богарт сыграл командира «Кейна», был тепло встречен зрителями и критиками, заняв в прокате второе место. Журнал «Тайм» писал, что «в роли Квигга Богарт, вероятно, обретет некоторую долю бессмертия», так как его герой стал «почти такой же запоминающейся фигурой Второй мировой войны, как адмирал Хэлси».

Картина была номинирована на семь «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую главную роль. И хотя в итоге фильм не получил ни одной золотой статуэтки, в 2020-м «Мятеж на «Кейне» был признан одним из лучших фильмов, обделенных «Оскаром».

Любопытно, что изначально ВМС США, смущенные словом «мятеж» в названии фильма и тем, что командир корабля показан психопатом, не оказали поддержки киностудии в съемках. Позиция флота изменилась лишь, когда Куига решено было показать человеком, измученным постоянным стрессом от боевых действий, а в титрах указано, что на кораблях ВМС США никогда не вспыхивали мятежи. В итоге киностудия «Коламбия Пикчерз» получила для съемок два быстроходных тральщика, сыгравших «Кейна» на экране.

Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".