19 марта 2024
USD 91.98 +0.11 EUR 100.24 +0.27
  1. Главная страница
  2. Статья
  3. Тайны "Каспийского монстра": советские ученые научили летать боевые корабли
Military ВМФ СССР

Тайны "Каспийского монстра": советские ученые научили летать боевые корабли

В 1967 году спутник-шпион США, пролетая над Каспийским морем, сделал снимки огромного летательного аппарата. На борту прочитали аббревиатуру КМ, которую расшифровали как «Каспийский монстр». Позже в Лэнгли разобрались, что русские испытывают вовсе не самолет, а прототип военного корабля – экраноплан.

Экраноплан

"Каспийский монстр" был взят за основу при разработке экраноплана "Лунь" (на фото)

©wikimedia commons

Содержание:

Как проблему экранного эффекта превратили в решение

В 20-х годах прошлого века, когда скорости в авиации возросли, летчики столкнулись с тем, что при посадке самолеты отталкивала от земли невидимая сила. Явление получило название «экранный эффект». Было установлено, что он возникает при полетах на малой высоте (от нескольких сантиметров до нескольких метров). Воздушные потоки, отраженные от земли или воды, создают своего рода воздушную подушку под крыльями и фюзеляжем. Расчеты показали, что в результате подъемная сила летательных аппаратов увеличивается на 40%. Возникло естественное желание каким-то образом использовать это открытие в авиации и ВМФ.

Воздушные потоки под экранопланом, изображённые художником

Воздушные потоки под экранопланом, изображенные художником

wikimedia commons

С 1930-х годов ученые и конструкторы разных стран вели работы над машинами, способными летать за счет экранного эффекта. В СССР в 1958 году в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) в Горьком приступили к лабораторным исследованиям явления на буксируемых моделях и самоходных пилотируемых аппаратах. Для этого на Горьковском водохранилище была построена испытательная база ИС-2. Проектом руководил известный инженер-кораблестроитель Ростислав Алексеев, создавший катера и суда на подводных крыльях как военного, так и гражданского назначения – «Ракета», «Метеор», «Комета».

В 1961 году была построена первая самоходная модель (СМ) экраноплана СМ-1. Трехместный аппарат массой 2830 кг был снабжен турбореактивным двигателем, обеспечивавшим скорость до 270 км/ч на высоте 0,5 м над водной поверхностью.

Первый раз СМ-1 оторвался от земли 22 июля 1961-го, причем экраноплан пилотировал лично Ростислав Алексеев. Забегая вперед, скажем, что в 1962–1970 годах были созданы более совершенные модели – от СМ-2 до СМ-8. Прорывным решением можно считать применение стартового турбореактивного двигателя, что позволило увеличить подъемную силу при малой скорости.

Экраноплан СМ-1

Экраноплан СМ-1

wikimedia commons

Для испытаний новых аппаратов ВМФ при ЦКБ сформировали особое подразделение, в состав которого вошли не моряки, а летчики. В мае 1962 года на Химкинском водохранилище СМ-2 продемонстрировали первому секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву. Способный летать корабль произвел на вождя благоприятное впечатление. Высокая оценка в немалой степени способствовала дальнейшему активному развитию экранопланов.

В 1963 году в строй вступил СМ-5, представлявший собою уменьшенную модель (1:4) будущего гиганта КМ («Каспийского монстра»). Кстати, аббревиатура скрывала всего лишь «корабль-макет». Жизнь СМ-5 оказалась недолгой: в августе 1964 года он потерпел катастрофу – первое ЧП в истории семейства СМ.

Во время испытаний машина попала под сильный порыв встречного ветра. Нос начал задираться, экипаж не смог с этим справиться, и СМ, потеряв «экран», рухнул в воду и разрушился. Оба пилота-испытателя погибли.

В 1967 году был построен СМ-8 – еще один уменьшенный действующий макет КМ. Летом 1968 года экраноплан вышел на покрытый травой берег, доказав свои амфибийные качества. Двигаясь со скоростью около 60 км/ч, корабль без труда преодолевал неровности грунта небольшой высоты.

Экранопланы «Орленок» в море и в небе

В 1964 году начались проектные работы по созданию десантного экраноплана Т-1 проекта 904 (шифр «Орленок»). Корабли предназначались для перевозки морского десанта на расстояние до 1500 км и высадки его на необорудованное побережье. В ВМФ «Орленок» классифицировался как малый десантный корабль-экраноплан (МДЭ). МДЭ мог летать не только на экране, но и как самолет – на высотах до 3000 метров.

Силовая установка состояла из двух стартово-маршевых турбореактивных двигателей НК-8-4К, расположенных в носовой части, и маршевого турбовинтового двигателя НК-12МК, расположенного на хвостовом оперении. Это корабельные модификации серийных двигателей самолетов Ту-154, Ил-62 и Ту-95.

«Орленок» мог перевозить до 200 десантников, или 28 тонн груза, или две бронированные машины (БТР, БМП, танк ПТ-76). Их погрузка и выгрузка осуществлялись через откидывающуюся в сторону носовую часть и две бортовые двери. Вооружение состояло из турельно-башенной пулеметной установки (два пулемета НСВТ «Утес-М» калибра 12,7 мм).

Экраноплан «Орлёнок» в Музее ВМФ в Тушино, Москва

Экраноплан "Орленок" в Музее ВМФ в Тушино, Москва

wikimedia commons

В 1972 году начались испытания опытного «Орленка» на Волге, а в следующем году – на Каспии. Всего намечалось построить 24 экраноплана проекта 904, но ограничились тремя, которые были переданы флоту до конца 1983 года. В 1984 году умер министр обороны Дмитрий Устинов, поддерживавший строительство таких машин, и программу закрыли.

Все «Орлята» вошли в состав 236-го дивизиона бригады десантных кораблей Каспийской флотилии. В 1984 году планировалось перебазировать экранопланы на Балтику, причем своим ходом на высотах до 1500 м. Но перелет не состоялся. В конце 1986 года дивизион передали в 11-ю отдельную авиагруппу Черноморского флота.

Известен факт: в 1988 году в учениях по переброске войск из Баку в район Красноводска два «Орленка» участвовали наравне с классическими десантными кораблями и кораблями на воздушной подушке (КВП). Экранопланы вышли в район высадки десанта за два часа, КВП – примерно за шесть часов, обычные корабли шли почти сутки.

28 августа 1992 года на Каспии потерпел аварию и частично разрушился «Орленок». Погиб один член экипажа. В штормовых условиях экраноплан опрокинулся и позднее был потоплен кораблями КВФ. После этого оставшиеся «Орлята» были законсервированы.

Как корабль-макет стал «Каспийским монстром»

В актив Горьковского ЦКБ можно записать и «Каспийского монстра». Любопытно, что этот проект получил чисто морской номер – 1133. В постройке корабля-макета были задействованы многие предприятия Советского Союза, в частности, завод «Красное Сормово» и авиастроительный завод им. Серго Орджоникидзе.

КМ заложили в 1963 году, в марте 1966-го спустили на воду. По проекту, на носовых пилонах гигантского экраноплана размещалось 8 стартовых турбореактивных двигателей типа ВК-7Б с тягой по 11 тонн каждый, а на киле – 2 маршевых типа ВК-7КМ. Корпус делился на 10 водонепроницаемых отсеков и имел три палубы.

Экраноплан КМ, "каспийский монстр".

Экраноплан КМ, он же "Каспийский монстр"

wikimedia commons

Для испытаний, с учетом логистики, выбрали Каспийское море. Почти месяц в обстановке строгой секретности укрытого маскировочными сетями, частично демонтированного «монстра» буксировали в плавучем доке вниз по Волге.

С переходом КМ связан довольно курьезный случай. «Сверху» нажимали, требуя скорейшего начала испытаний. И Ростислав Алексеев нашел весьма оригинальный выход. Не смущаясь тем, что экраноплан находился в плавучем доке, конструктор сделал запись в документах: «Полет в доке». Взревели все 10 двигателей машины. При тяге в 40% от номинальной док грозило сорвать с якорей, но нигде не предусмотренный тест в последний момент остановили, и в Москву ушел нужный доклад.

18 октября 1966 года «Каспийский монстр» совершил свой первый 50-минутный полет, после чего экраноплан периодически поднимался над морем. Это не ускользнуло от американского спутника-шпиона. В дальнейшем корабль-макет продолжали использовать для различных испытаний, пока 15 октября 1980-го из-за ошибки пилота КМ не разбился. К счастью, в тот раз обошлось без жертв.

©

Экраноплан «Лунь» – оппонент крейсеров и авианосцев

«Каспийский монстр» был взят за основу при создании ракетного корабля проекта 903 «Лунь». Строительство началось в 1983 году на опытном заводе «Волга» в Горьком. Летом 1986-го корабль спустили на воду и отбуксировали для достройки в город Каспийск (Дагестан). После испытаний и опытной эксплуатации в 1991 году корабль вошел в состав 236-го дивизиона Каспийской флотилии.

экраноплан проекта 903 "Лунь"

Экраноплан проекта 903 "Лунь" на берегу Каспийского моря

Муса Салгереев/ТАСС

«Лунь» получил мощное вооружение. На его «спине» располагалось три спаренных пусковых установки противокорабельных ракет 3М-80 «Москит». Дальность стрельбы составляла от 10 до 120 км по маловысотной траектории или 250 км при высотном профиле полета. Боеголовка была оснащена 150 кг взрывчатого вещества, что позволяло гарантированно уничтожать или выводить из строя корабли водоизмещением до 20 тысяч тонн.

Для самообороны, в том числе и от воздушного противника, были предусмотрены две артиллерийские установки УКУ-9К-502-II со спаренными 23-мм двухствольными авиационными пушками ГШ-23 с радиолокационным прицелом «Криптон». Намечалось строительство восьми экранопланов проекта 903, однако из-за развала СССР планы реализовать не удалось.

Чудо советской инженерной мысли и судостроения теперь можно увидеть в музейных экспозициях. В 2007 году один «Орленок» был перевезен в Москву, он стал экспонатом Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино». Что касается «Луня», то для него выбрали последний причал в Дербенте. Сейчас там строится парк «Патриот», который примет первых посетителей в 2023 году.

Подписывайтесь на PROFILE.RU в Яндекс.Новости или в Яндекс.Дзен. Все важные новости — в telegram-канале «Профиль».

Метки: ВМФ СССР
Реклама
Реклама
Реклама