- Главная страница
- Статьи
- В перекрестье прицела: как новое оружие превратит рядового стрелка в суперсолдата
В перекрестье прицела: как новое оружие превратит рядового стрелка в суперсолдата
В следующем году американские военные завершат опытно-войсковые испытания штурмовой винтовки и пулемета нового поколения – XM5 Spear («Копье») и ХМ250 от компании SIG Sauer USA под новый боеприпас калибра 6,8мм – .277 Fury («Ярость»). Тестируемые образцы должны заменить в армии США автоматы М4 и пулеметы М249. И винтовка, и боеприпас к ней вызывают много критики, а вот реальным прорывом в будущее эксперты называют умный прицельный комплекс для XM5. Он не просто помогает наводить оружие на цель, но интегрирует стрелка в единую информсистему, где взаимодействуют различные виды вооружений и даже родов войск.
От браунинга до браунинга
Винтовка XM5 Spear и пулемет ХМ250 делались в рамках амбициозного проекта Next Generation Squad Weapon (NGSW, оружие отделения нового поколения), предполагавшего создание комплекса из боеприпаса, оружия и системы управления огнем. Но многие американские эксперты и просто любители оружия считают, что XM5 – это не шаг в будущее, а возврат в прошлое, в самое начало ХХ века. На американских оружейных форумах даже гуляют мемы: в 1918-м армия США приняла на вооружение тяжелую автоматическую винтовку под мощный патрон с двадцатиместным магазином (речь о винтовке Браунинга BAR М1918), а в 2022-м – снова приняла на вооружение тяжелую автоматическую винтовку под мощный патрон с двадцатиместным магазином. И фото удивленного конструктора Джона Браунинга.
Кровавый след: браунинг стал главным оружием политических убийств
Дело в том, что программа NGSW ставила задачей создание максимально инновационного оружия и боеприпаса с заданными характеристиками. Фантазия участников почти не ограничивалась. Но в «Копье» и «Ярости» ничего особо инновационного нет, напротив, из всех претендентов именно SIG Sauer предложил самые консервативные образцы как оружия, так и боеприпаса. Его XM5 – это, по сути, переработанная под новый патрон версия более старой винтовки SIG MSX, в которой используется малоимпульсный боеприпас 5,56х45. То есть традиционное автоматическое оружие с газовым двигателем на основе короткого хода поршня – подобная схема применялась, например, в советской винтовке СВТ-38/40. Система запирания аналогична AR15/М16, дизайн и органы управления в значительной мере также унифицированы с AR-платформой. В отличие от AR, возвратный механизм размещен не в прикладе, а в штоке затворной рамы, как у автомата Калашникова, – это решение позволило оснастить винтовки SIG полноценным складным прикладом.
Многие наблюдатели намекают на коррупционную составляющую, которая помогла SIG Sauer победить в конкурсе. Как отмечал американский эксперт по стрелковому оружию Константин Конев, в последнее время «ЗИГу» очень везет: сначала он выиграл конкурс на новый армейский пистолет, затем – на поставки снайперских патронов калибра .338 LM, а теперь ему достался контракт на штурмовую винтовку и пулемет. Это при том, что к конкурсу NGSW компания присоединилась в последний момент. «Или просто SIG делает намного более качественное оружие, чем все остальные производители? Ну да, может, и коррупция, откуда мне знать», – иронизирует в своем YouTube-канале американский оружейник и популярный блогер Брэндон Херрера.
Нет, весь я не умру
По версии Константина Конева, комплекс патрон-оружие, созданный по программе NGSW, скорее всего, ждет бесславный конец. Военные поиграются с новыми «пушками», а потом забросят их: с одной стороны, осталось много нерешенных технических вопросов, с другой – большинство задач, возлагаемых на NGSW, решается при помощи винтовок и пулеметов под традиционный патрон .308 Win (он же 7,62 НАТО).
Но говорить о бессмысленности NGSW тоже неверно – главным «выхлопом» программы, по всей видимости, станет новый прицельный комплекс Vortex Optics XM157 (1-8x30 Active Reticle Fire Control). К слову, подобный исход некоторые эксперты прогнозировали еще в начале программы. По словам историка оружия Максима Попенкера, на сегодняшний день создание новых прицельных комплексов – наиболее перспективное направление в развитии стрелкового оружия. Это подтверждает и опыт боевых действий на Украине.
Как выглядит противостояние российских и западных стрелковых систем в конфликте на Украине
Первые образцы умных прицелов появились на рынке в начале 2000-х. Причем целевой аудиторией были не военные, а охотники. Сначала канадская Elcan выпустила оптический прицел со встроенным дальномером и автоматическим внесением баллистических правок. По результатам расчетов на прицельной сетке высвечивалась точка, которую и следовало наводить на цель. Следом аналогичные продукты представили бренды Carl Zeiss, Swarovski, Leica. Однако первый заход был не слишком удачным. Во-первых, сами приборы стоили очень дорого, во-вторых, если в комплексе с множеством опций что-то выходило из строя, то весь дорогущий прибор надо было нести если не на свалку, то в мастерскую.
Уже в середине 2010-х много шума наделали умные винтовки от американской компании Tracking Point. Но и этот проект оказался выстрелом в пустоту, потому что винтовка получилась излишне умной: она не только рассчитывала траекторию полета пули и помогала оператору наводить оружие на цель, но и де-факто сама принимала решение о производстве выстрела. Это позволяло даже посредственному стрелку превосходить результаты снайпера.
Дотошные американские юристы сразу задались вопросом: а что если электроника ошибется и выстрелит не в тот момент или не туда? Кто несет ответственность за последствия – стрелок или компания-производитель? Военные развели руками: зачем нужно оружие, которое стреляет, когда оно хочет? Ну а для гражданских винтовки Tracking Point оказались слишком дорогими и сложными.
Универсальный солдат будущего
В конкурсе NGSW боролись прицельные комплексы от компаний Vortex и L3Harris. Первая специализируется на оптических и коллиматорных прицелах, вторая занимается производством различных электронных систем для военных.
Победителем стала Vortex, которой удалось решить ряд основных проблем умных прицелов. Компания предложила модульную систему: в качестве базы ее XM157 используется телескопический прицел с переменной кратностью от одного до восьми. К нему отдельными блоками крепятся дальномер, датчики, система целеуказания, система передачи информации и т. д. Во-первых, таким образом решается вопрос поломок: выходит из строя конкретный узел – меняем его, а не весь комплекс. Во-вторых, можно подбирать оптимальный набор функций (одно сняли, другое поставили), а при появлении новых устройств интегрировать их в уже существующий комплекс.
Оружие будущего: армия США выбрала автомат для замены легендарной М16
Работает XM157 стандартно для подобных устройств: стрелок наводит прицельную сетку на объект, включает дальномер, баллистический вычислитель мгновенно производит расчет, в объективе высвечивается дальность, а на прицельной сетке загорается точка, которую надо навести на цель с учетом необходимых поправок.
С новым прицельным комплексом стрелок может не только наводить свое оружие на цель, но и с помощью системы целеуказания «подсвечивать» ее для других, т. е. наводить операторов иных видов вооружения, скажем, противотанковых ракетных комплексов. Более того, появляется возможность мгновенной передачи информации об объектах, которые стрелок не может разглядеть или идентифицировать. Работает это примерно так: боец наводит прицел на объект, изображение передается, например, на сервер штаба, где компьютер идентифицирует объект как танк или САУ противника. И эта информация поступает всем: солдатам на передовой, артиллеристам и пр.
То есть рядовой стрелок становится частью интегрированной системы разведки, связи и боевого управления, которые превращают современное поле боя в «полупрозрачный аквариум». «Это сверхидея, как она видна по американским документам планирования, – интегрировать все сверху донизу, – пояснил «Профилю» старший научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО Константин Богданов. – От взводного уровня до стратегических систем, когда все видят всё». Собранными данными можно обмениваться с соседними соединениями, родами войск, видами вооруженных сил. Если прежде существовал дефицит информации и она могла быть неверной, то сегодня средства разведки – от спутников до маленьких дронов – позволяют иметь избыток информации, для обработки которой необходим искусственный интеллект.
Что в итоге? Боец-диверсант наводит автомат с умным прицелом на вражеский танк, и через несколько минут, а возможно и секунд, в танк прилетает ракета или высокоточный снаряд. Кажется фантастикой, но, скорее всего, станет реальностью.
Читайте на смартфоне наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль. Скачивайте полностью бесплатное мобильное приложение журнала "Профиль".