Вирусоносцы: как COVID-19 влияет на боеспособность ВМС США
Скандал, разразившийся после того как командира авианосца «Теодор Рузвельт» отстранили от должности из-за требования снять корабль с боевого дежурства и поместить экипаж в карантин, спровоцировал дискуссию о влиянии COVID-19 на боеспособность флотов. «Профиль» изучил, как новый коронавирус может сказаться на возможностях военно-морских сил.
Идеальные рассадники
Исторически корабли были одними из главных очагов и разносчиков инфекционных заболеваний, и со времен «чумных кораблей» XIV века принципиально в этом отношении ничего не изменилось. Технический прогресс, развитие санитарии и медицины, конечно же, кардинально уменьшили степень угрозы, но многочисленность экипажей и скученность людей на борту по-прежнему делают моряков очень уязвимыми в случае возникновения эпидемии.
Болезни, протекающие на первом этапе бессимптомно, особенно опасны в этом плане, и COVID-19 входит в их число. Ключевыми проблемами, с которыми сталкиваются моряки в борьбе с инфекционными заболеваниями, являются следующие:
1) Затрудненность изоляции заболевших и зараженных. Даже на больших кораблях площадь медицинских изоляторов довольно мала, и в случае попадания на борт инфекции с высокой контагиозностью зараженных скоро становится больше, чем может вместить медблок. Причем если в случае боевых повреждений для медицинских нужд можно приспособить дополнительные площади, то в случае распространения инфекционного заболевания это лишь увеличит территорию, охваченную заражением.
2) Высокий риск быстрого распространения инфекции. Он вызван скученностью – экипажи боевых кораблей многочисленны, моряки находятся подле друг друга как на боевых постах, так и вне их – в корабельных столовых, кают-компаниях, кубриках, используют общее санитарно-бытовое оборудование и т.д. На авианосцах этот риск еще выше, несмотря на их огромные размеры: многотысячные экипажи живут там в большей тесноте, чем их коллеги на кораблях меньшего размера, но с меньшей штатной численностью.
Поэтому в случае инфекции, носители которой заразны уже во время инкубационного периода, невозможно отделить зараженных моряков от тех, кто еще здоров, особенно если на борту нет надежных тестов. В результате командиры кораблей и соединений оказываются перед выбором: продолжить выполнение задачи, несмотря на риск заражения и возможных смертельных исходов, или немедленно снизить боеспособность вооруженных сил своей родины, вернув пораженный болезнью корабль на базу для изоляции экипажа.
Второй вариант недавно выбрал командир авианосца «Теодор Рузвельт» (CVN-71) Бретт Крозье. Это уже стоило ему должности и, возможно, вообще поставит крест на карьере. Приведя корабль на остров Гуам, для того чтобы поместить в госпиталь моряков с симптомами коронавируса, Крозье, столкнувшись с ростом числа зараженных, потребовал у руководства снять авианосец с боевой службы и изолировать экипаж, чтобы пресечь распространение инфекции. Письмо было направлено им по служебным каналам, но каким-то образом его содержание утекло в СМИ, и 31 марта в ВМС США разразился самый громкий за последние годы скандал.
2 апреля командующий 9-й авианосной ударной группой (CSG-9) контр-адмирал Стюарт Бейкер в соответствии с требованием исполняющего обязанности секретаря ВМС США Томаса Модли освободил Крозье от командования кораблем. Экипаж проводил командира аплодисментами.
В должности Крозье временно заместил его предшественник – Карлос Сардильо, командовавший «Рузвельтом» до ноября 2019-го и ушедший с этой должности в штаб командующего морской авиацией ВМС США.
Томас Модли, ставший инициатором увольнения Крозье, задержался на посту и.о. секретаря ВМС ненадолго: 6 апреля, прилетев на Гуам, он выступил перед экипажем авианосца, охарактеризовав поведение Крозье как глупое или наивное. Модли также допустил, что Крозье и был тем, кто слил письмо в прессу, в этом случае его действия нарушают положения единого кодекса военной юстиции США. Вечером того же дня Модли извинился за свои слова и подал в отставку.
Сейчас (по состоянию на 13 апреля) с «Рузвельта» снята для прохождения карантина большая часть экипажа – около 3700 человек, тесты обнаружили вирус почти у 600 моряков, один член команды скончался. Очевидно, что в ближайшее время авианосец в море не пошлют (хотя технически это возможно).
Здесь возникает вопрос: мог ли корабль в принципе действовать с инфекцией на борту? Ответ на него дал уволенный командир «Рузвельта», сказавший, что в случае боевых действий авианосец остался бы в строю, справляясь с эпидемией собственными силами. Решение прервать боевую службу было вызвано исключительно нежеланием рисковать жизнями моряков в отсутствие прямой военной угрозы, которая бы этот риск оправдывала.
Не только «Рузвельт»
Распространение COVID-19 в ВМС США не ограничилось экипажем «Теодора Рузвельта». Следы инфекции нашли на развернутом в Японии в составе сил передового базирования авианосце «Рональд Рейган» (CVN-76), а также на борту авианосца «Карл Винсон» (CVN-70), в настоящее время находящегося в Бремертоне (один из двух основных пунктов в составе военно-морской базы Китсап), штат Вашингтон.
Были сообщения о попадании COVID-19 на борт авианосца «Нимитц» (CVN-68). Но, судя по всему, на этом корабле удалось избежать масштабного заражения – симптомы выявлены лишь у одного моряка, которого быстро изолировали.
Кто еще может быть поражен инфекцией? Серьезные подозрения на этот счет имеются в отношении универсального десантного корабля «Америка» (LHA-6), в марте совместно с «Теодором Рузвельтом» патрулировавшего в Южно-Китайском море, а также заходившего в Лаем Чабанг (Таиланд), где COVID-19 болеет заметно больше людей, чем во Вьетнаме, где инфекцию подцепил «Рузвельт», заходивший в Хошимин.
Не исключено, что есть зараженные «короной» члены экипажа на борту авианосца «Дуайт Эйзенхауэр» (CVN-69), совсем недавно проводившего совместные маневры с авианосцем «Шарль де Голль». Более 50 членов команды французского корабля подхватили коронавирус, причем у некоторых из них болезнь протекает в тяжелой форме, требующей госпитализации в отделение интенсивной терапии (реанимацию).
Вирус распространяется, конечно, не только на кораблях – так, один из первых случаев заражения в ВМС США еще 20 марта был выявлен на базе атомных подводных лодок Бангор (второй из основных пунктов базирования упоминавшейся выше базы Китсап), где находятся, в частности, стратегические ракетоносцы типа «Огайо».
Все пропало?
За последние дни вышло немало статей, в которых утверждалось, что распространение коронавируса катастрофически сказалось на боеспособности военно-морских сил США. Однако на самом деле все несколько сложнее. Разумеется, инфекция влияет на боеспособность кораблей – эпидемию вируса, способного вызвать пневмонию в тяжелой форме, невозможно игнорировать. Однако о COVID-19 известно, что больше всего риску тяжелого течения болезни и смертельного исхода подвержены люди старше сорока лет, а большинство членов экипажей боевых кораблей за исключением командиров и адмиралов заметно моложе.
Разумеется, это не гарантирует отсутствия тяжелых и даже смертельных случаев, особенно в условиях корабельной службы и ограниченных возможностей медицинской помощи, вдобавок не специализирующейся на инфекционных заболеваниях. Но утверждение, что ВМС США одномоментно утратили боеспособность, – это, мягко говоря, преувеличение.
Даже «Теодор Рузвельт», находящийся сейчас на Гуаме с сокращенным экипажем, может, получив приказ, принять на борт сошедших на берег моряков и выйти в море. Заменить заболевших членов команды могут резервисты – мобилизационный потенциал ВМС (и вооруженных сил США в целом никто не отменял): ушедшие «на гражданку» военные всех специальностей остаются военнообязанными и могут быть призваны на службу в случае необходимости. К счастью для Америки и всего мира, в настоящее время непосредственная угроза военного столкновения, которая требовала бы пополнения экипажей авианосцев резервистами, отсутствует.
Впрочем, резервисты вскоре могут понадобиться американской военной машине для других задач. Зараженные COVID-19 военнослужащие уже обнаружились, например, в составе экипажа госпитального судна ВМС США «Комфорт» (T-AH-20), прибывшего в Нью-Йорк для помощи городу в период эпидемии. По иронии судьбы, «Комфорт» рассматривался как «чистый» госпиталь, куда свозили бы больных с иными диагнозами, разгружая городские клиники для борьбы с коронавирусом, но обеспечить надежную изоляцию корабля в нью-йоркском порту не удалось. То же самое произошло и с госпитальным судном «Мерси» (Т-AH-19), прибывшим в качестве плавучего госпиталя в Лос-Анджелес.
В настоящее время Пентагон, по сообщениям СМИ, рассматривает возможность издания «стоп-приказа», который приостановит увольнение в запас военнослужащих с истекшим сроком контракта, – эта мера одна из последних в арсенале американского военного ведомства и изредка применяется в кризисные моменты, находясь в линейке чрезвычайных средств примерно посередине, между мобилизацией частей национальной гвардии и призывом резервистов в кадровые части вооруженных сил. Мобилизация нацгвардии уже стала реальностью: задействованы более 28 тысяч военнослужащих, и ожидается, что в ближайшее время их число увеличится еще на 20 тысяч человек. В условиях распространения эпидемии нацгвардия выполняет прежде всего полицейские функции, помогая полиции штатов поддерживать режим карантина там, где он введен, а также предоставляя свои медицинские мощности в виде полевых госпиталей.
Мобилизация резервистов пока носит добровольный характер – Пентагон попросил вернуться в строй военнослужащих Ready Reserve – запасников «повышенной готовности», преимущественно медицинских специальностей. Очевидно, врачи и медперсонал в ближайшее время будут намного более востребованы в вооруженных силах, чем представители «убойных» военных специальностей, включая моряков со всех одиннадцати американских авианосцев.
Подписывайтесь на все публикации журнала "Профиль" в Дзен, читайте наши Telegram-каналы: Профиль-News, и журнал Профиль